«Всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний – мечта, близкая к реальности», - сказал исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) Тибор Тот в интервью главному редактору журнала «Международная жизнь» Армену Оганесяну. Встреча состоялась в Международном центре ООН в Вене, где находится главный офис комиссии. Инициативу в диалоге перехватил Тибор Тот, озабоченный подготовкой к предстоящему 15-летию открытия к подписанию ДВЗЯИ в 1996 году.
Напомним, история Договора (ДВЗЯИ) начиналась трагически. 1 марта 1954 года погиб экипаж японского рыболовного судна "Счастливый Дракон", палубу которого накрыл радиоактивный пепел американского 15-мегатонного испытательного взрыва "Браво". Тогда за полное запрещение ядерных испытаний выступили видные политики и общественные деятели, среди которых были премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и известный врач Альберт Швейцер. Официальные предложения о запрете на ядерные испытания были внесены в ООН в декабре 1954 года Индией, а затем в 1955 году - СССР. Начиная с 1956 года три ядерные державы - СССР, США и Великобритания - активизировали рассмотрение этого вопроса на трёхстороннем уровне.
К настоящему времени Договор подписан 165 государствами, в том числе "пятёркой" ядерных держав, и ратифицирован 91 государством (из ядерной "пятёрки" - Россией, Великобританией и Францией). Не подписали Договор Индия, Пакистан и Северная Корея (эти страны входят в список 44 наиболее развитых в ядерном отношении государств, участие которых в Договоре является одним из непременных условий вступления его в силу). Ратифицировали Договор 35 государств, входящих в указанный список. В этой связи, отметив большую роль России в продвижении Договора к реализации, Тибор Тот выразил надежду на то, что девять стран, не ратифицировавших ДВЗЯИ, сделают это в ближайшие годы. Это очень важно, подчеркнул Тибо Тот, поскольку среди них такие государства, как США, Китай, Индия, Пакистан, Иран, Израиль, Египет, Северная Корея, Индонезия.
Собеседник главного редактора «Международной жизни» неоднократно обращался к примеру Казахстана, президент которого закрыл в 1991 году Семипалатинский полигон. К тому времени на его территории уже было проведено более 450 ядерных испытаний. Казахстан в конечном итоге отказался от всего ядерного арсенала, в то время - четвёртого по величине в мире. В мировых арсеналах сегодня остаются 20 тысяч ядерных боеголовок.
Пока оружие в таком количестве будет находиться у столь многих стран, всегда есть риск, что оно попадет в руки террористов.
Сегодня же в распоряжении Подготовительной комиссии Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) 250 мониторинговых станций, расположенных в разных частях Земного шара. С каждой из них в режиме on-line поступает информация в Международный центр данных, отслеживая малейшие колебания во всех сферах – водных, подводных наземных, подземных, воздушных. Ратификационная система, разработанная в недрах ооновского офиса, стоит на «трёх китах». Это Международный центр данных, Международный центр мониторинга и инспекция на месте. Последняя заработает в полную силу, когда 44 страны ратифицируют ДВЗЯИ. Кроме имеющихся станций, есть ещё и лаборатории в каждой стране, куда со станций должны направляться частицы ядерных испытаний, оставшиеся на специальных улавливающих фильтрах. В России такие лаборатории есть - в Дубне. Следует учесть, что в комиссии ООН тщательно относятся к терминам. Так, следует употреблять слово «событие» вместо «ядерное испытание», пока не доказано, что это было действительно ядерное испытание.
Гибель «Счастливого дракона» стала аллегорией неизбежности пути к безъядерному миру. И, по мнению исполнительного секретаря Подготовительной комиссии Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) Тибора Тота, это в национальных интересах безопасности каждой из стран.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs