28 января 2011 года исполнилось 158 лет со дня рождения великого кубинского поэта, писателя, журналиста и революционера Хосе Марти.
В ознаменовании этого события в Москве в Испанском культурном центре «Институт Сервантеса» прошли праздничные встречи российских и кубинских друзей под общим названием «Взгляд через океан: Куба», организованные Посольством Республика Куба и Институтом мировой литературы РАН.
Ведущий научный сотрудник ИМЛИ Юрий Николаевич Гирин представил свои книги «Поэзия Хосе Марти» и «Поэтика сверхпредельности», изданные на Кубе. Презентация этих книг состоялась в феврале 2010 года на Гаванской международной книжной ярмарке, в которой Россия участвовала в качестве Почётного гостя. Внутренний посыл и направленность двух книг Ю. Н. Гирина – показать и доказать, что Латинской Америке присущ собственный способ бытия, отличный от западноевропейского.
Латинская Америка - это не просто континент, не просто конгломерат стран, это особый край земли, где историческая личность, мыслитель значат больше, чем в других частях планеты («Поэт в России больше, чем поэт» - эти слова можно с легкостью души отнести не только к русскому поэту, но и к поэтам Латинской Америки).
Латинскую Америку, в том числе и Кубу, населяют люди, лишённые исторических корней. Основные языки общения людей в Латинской Америке - испанский и португальский, которые в каждой стране были переработаны по-своему. Для европейца слово позволяет ощущать себя, свою принадлежность к нации, этносу, а в Латинской Америке слово – это поиск себя. В результате в Латинской Америке стоит вопрос идентичности. П.Я. Чаадаев писал в своих письмах о России: «Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы всё ещё открываем истины, ставшие избитыми в других странах и у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось».
В Латинской Америке, как и в России, существует огромная смесь наций и народностей. Процессы развития культуры в Латинской Америке в отличие от европейской культуры строятся на совершенно других принципах. Здесь есть нечто, некая пустота, есть такие понятия, которые отсутствуют в других странах. Пустота здесь - культурообразующий фактор. Суть вещей выражается посредством утопии, которая имеет конструктивное начало. В Латинской Америке поиск смысла происходит через форму, в которое вкладывается содержание. В Мексике, например, очень необычная настенная живопись, в Колумбии ужасные, на наш взгляд, избыточные скульптурные фигуры, на Кубе преобладают специфическая, натуралистическая живопись и литература. В Латинской Америке люди видят мир и творят по-другому, что не является негативным фактором, а служит поиском собственной самореализации.
Хосе Марти полагал, что Латинская Америка имеет особое значение в установлении равновесия миров, а Куба – это высшее звено, замковый камень в строительстве общего дома, который он назвал «Наша Америка». Хосе Марти считал, что Куба в будущем - это философия мира, узел, мост, соединяющий различные цивилизации, а Россия – земля будущего. Мы сталкиваемся с тем, что судьба Кубы похожа на судьбу России. Население Острова Свободы равно количеству жителей Москвы, но по своему геополитическому значению Куба и Россия сопоставимы.
Хосе Марти интересовался Россией, выписывал и заучивал русские слова. Он предвидел, что русский народ создаст новый мир. Большой интерес великий кубинец Хосе Марти проявил к творчеству Василия Верещегина. В 1889 году, находясь в эмиграции в Нью-Йорке, он побывал в «Америкен Арт Гарден», где с ноября 1888 по 1января 1889 года проходила большая выставка В. Верещагина. Вот, что написал Хосе Марти в своём очерке «Выставка картин русского художника Верещагина» («Насьон», март 1889г.): «…Русский народ несёт с собой обновление. Патриархальный, наивный как дитя, возвышенный духом, он - то камень, источающий кровь, то крылатое существо с каменными когтями. Он умеет любить и умеет разить насмерть. Этот народ – словно крепость, стены которой увиты плющом, под замшелыми камнями таятся ползучие гады, а внутри прячется белая голубка. Русский одет во фрак, под которым латы. Если он садится за трапезу, то это пир, если принимается пить – то бочками, если танец – то это буря. На коне – он вихрь, его наслаждение – это неистовство, у власти он сатрап, в услужении – раб, его любовь – это кинжал на ковре….». « …А в России этот разлад современного человека с самим собой усугубляется ещё и тем, что славянин-богатырь, сплавивший в себе различные типы варвара и завоевателя, сочетает в себе жизненную силу, мощь характера, жажду простора, которые он унаследовал от своих предков, средневековых воителей, и ужасающую опустошённость, которую они ощущают, подвергшись извращённому влиянию чужой цивилизации, ещё не будучи сформированы в свою собственную…»
Латинская Америка по своим размерам и географическим особенностям похожа на Россию. Мексика – это бескрайние просторы, Боливия - горная страна, Чили – огромная пустыня Атакама, Бразилия – непроходимые леса. У нас есть схожие проблемы, которые мы можем решить общими усилиями с помощью культуры, взаимного уважения и понимания.
В заключение встречи выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба Хуан Вальдес Фигероа, который подчеркнул, что: «… несмотря на различия культуры и разные языки общения, существующие в России и на Кубе, кубинцы всегда с пониманием относились к России, видят с какой теплотой русские люди относятся к кубинцам, ценят и дорожат дружбой между нашими народами. С другой стороны, если отсутствует понимание между людьми, даже если они говорят на одном языке, то это может привести к войне…».
27 января в Институте Сервантеса был показан художественный фильм «Марти, глаз кенаря» (режиссёр Фернандо Перес, Испания – Куба, 2009 г.), рассказывающий о жизни Хосе Марти в возрасте с 9 до17 лет. В этот период он лучше узнал свою Родину, научился понимать и любить её. Он боролся всю свою жизнь за свободу Кубы и за счастье кубинского народа. Фильм «Марти, глаз кенаря» - не биография, а иллюстрация духовного пути Хосе Марти.
По окончании показа фильма выступила секретарь Посольства Республики Куба Марта Каррерас, которая сказала, что сейчас уже трудно хронологически точно восстановить картину тех далёких событий, происходивших на Кубе в 19 веке. Но благодаря режиссёру фильма и талантливой работе артистов мы смогли получить представление о жизни кубинцев и их героической борьбе за свободную Кубу против испанских колонизаторов. Марта Каррерас поблагодарила представителей российских молодёжных организаций и всех друзей Кубы, которые пришли в Институт Сервантеса по случаю празднования дня рождения Хосе Марти.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs