В условиях постоянного санкционного давления и крайне нестабильной международной обстановки нашей стране приходится выстраивать совершенно новую стратегию взаимодействия со странами мира. Растёт число участников и расширяется роль БРИКС на мировой арене, появляются новые торгово-экономические направления на фоне ослабления прежних. Обсудили историю, нынешнее состояние и перспективы развития взаимодействия со странами Латинской Америки с ведущим научным сотрудником, членом Учёного совета Института Латинской Америки РАН Николаем Андреевичем Школяром.
«Международная жизнь»: Николай Андреевич, как можно охарактеризовать текущее состояние торгово-экономических отношений России со странами Латинской Америки? Какие факторы оказывают на них наибольшее влияние?
Н.А. Школяр: Латинская Америка — это обширный регион, состоящий из 33 стран с населением около 626 миллионов человек и общим ВВП свыше 10 триллионов долларов. За последние два десятилетия экономика региона стабильно росла, хотя и умеренными темпами. Удельный вес всего латиноамериканского региона в международной торговле находится на уровне 6 процентов, из которых на Мексику приходится 2,6 процента, а на Бразилию 1,4 процента. Основные направления международной экспортной специализации Латинской Америки — нефть, минеральные ресурсы, сельскохозяйственная продукция.
Во втором десятилетии XXI века Россия активизировала отношения с латиноамериканскими странами на государственном, деловом и экспертном уровнях. Взаимный интерес российских и латиноамериканских предпринимателей к сотрудничеству способствовал росту торговли. В 2021 году товарооборот между странами впервые за долгие годы превысил 20 миллиардов долларов. Три года подряд экспорт из России в Латинскую Америку увеличивался, что вселяло надежды на укрепление роли региона в структуре внешней торговли нашей страны. Однако геополитические проблемы 2022 года внесли изменения в развитие торгово-экономических отношений.
В настоящее время товарооборот России со странами Латинской Америки незначителен, его структура слабо диверсифицирована. Латиноамериканские страны занимают скромную долю в экспорте и импорте России – 3,6 процента и 1,7 процента соответственно. В 2024 году экспорт России в Латинскую Америку превысил 14 миллиардов долларов, а импорт из этого региона – 3,5 миллиарда долларов.
На российскую и латиноамериканскую экономики, а также на их торговлю влияют, в первую очередь, геополитическая напряжённость, международные санкции, переход от глобализации к регионализму, плохо прогнозируемая политика американского президента Дональда Трампа, паралич ВТО и другие международные тенденции. В этих условиях Россия переориентирует свои внешнеэкономические связи, меняет географию поставщиков и покупателей. Некоторые торговые каналы закрываются, но появляются новые возможности для бизнеса на зарубежных рынках.
«Международная жизнь»: Если текущая геополитическая ситуация создаёт новые возможности для развития торгово-экономических отношений, почему объёмы российского экспорта в Латинскую Америку сохраняются на невысоком уровне, а его структура не отличается разнообразием?
Н.А. Школяр: Существует множество причин, которые объясняют, почему объёмы экспорта России в латиноамериканский регион остаются низкими, а его диверсификация — слабой.
Во-первых, рынок Латинской Америки контролируется транснациональными компаниями и поставщиками из США и Китая, которые предлагают более привлекательные условия. Конкуренция также усиливается со стороны других развивающихся стран, таких как Республика Корея, Индия, Малайзия и Турция, активно развивающих торговые отношения с Латинской Америкой.
Во-вторых, российские предприниматели проявляют осторожный интерес к латиноамериканским рынкам. Им не хватает знаний об этом регионе, а также они опасаются рисков и не уверены в выгодах.
В-третьих, российские компании сталкиваются с ограничениями в реализации крупных проектов в базовых отраслях Латинской Америки, зачастую получающих финансирование от международных организаций. Это обусловлено отсутствием доступа к тендерной документации, недостаточным опытом в её подготовке и ограниченными возможностями лоббирования.
В-четвёртых, Россия недостаточно адаптирует свои товары к потребительскому рынку Латинской Америки. И наоборот — латиноамериканские товары менее конкурентоспособны на российском рынке по сравнению, например, с азиатскими.
В-пятых, неразвитость логистической и транспортной инфраструктуры затрудняет поставки и серьёзно увеличивает издержки. Отсутствие прямого и стабильного авиасообщения между Россией и Латинской Америкой является одной из главных причин, препятствующих развитию торговых связей.
«Международная жизнь»: Какие страны выступают в роли локомотива развития товарооборота Россия-Латинская Америка?
Н.А. Школяр: Бразилия — главный торговый партнёр России в Латинской Америке. В последние годы на неё приходится около 65 процентов российского товарооборота с регионом. В 2024 году уровень российского экспорта в Бразилию составил 11 миллиардов долларов. Страна закупает у России в основном нефть, нефтепродукты и удобрения. В прошлом году Бразилия импортировала около 44 миллионов тонн удобрений, четверть которых была из России. Российские компании, такие как «ФосАгро», «Акрон», «Уралкалий» и «ЕвроХим», активно поставляют продукцию на бразильский рынок. «ЕвроХим» запустила новый завод по производству фосфорных удобрений в Бразилии стоимостью 1 миллиард долларов. Новое предприятие будет ежегодно выпускать 1 миллион тонн удобрений. Россия импортирует из Бразилии товаров примерно на 1,5 миллиарда долларов в год, в основном это продукты питания: мясо, кофе, чай, табак, сахар и масличные культуры.
Мексика – второй по объёму торговый партнер России в Латинской Америке. В 2021 году она закупила российских товаров на 3,4 миллиарда долларов. Однако в 2024 году экспорт из России в Мексику снизился до 1,4 миллиарда долларов. Основные экспортные товары включают чёрные металлы, алюминий и зерно.
Интересно, что в 2024 году инвестиции российского происхождения в Мексику выросли до 94 миллионов долларов, хотя в 2022 году они составляли всего 2,8 миллиона долларов. Эти средства в основном направлялись в розничную торговлю автомобильным топливом.
Изменения коснулись и импорта из Мексики в Россию. В 2021 году Мексика поставила товаров на 475 миллионов долларов, из которых 70 процентов составляли автокомплектующие и запчасти для европейских автомобилей, собираемых в России. Уход этих брендов с нашего рынка привел к полному прекращению поставок компонентов из Мексики. В 2024 году мексиканский экспорт в Россию не превысил 14 миллионов долларов и включал небольшие партии инструментов, оптических приборов, кофе, чая, сухофруктов и орехов.
«Международная жизнь»: Вы уже привели некоторые частные примеры, а как в целом изменилась структура товарооборота с Латинской Америкой на фоне антироссийских санкций и постоянно возникающей угрозы новых тарифных войн со стороны США?
Н.А. Школяр: Товарооборот России с Латинской Америкой сильно зависит от мировой экономической ситуации и поведения отдельных экономических агентов. При относительно небольшом объёме и его высокой волатильности российский экспорт становится более концентрированным. В 2024 году основные группы товаров, составившими около 80 процентов всего экспорта, стали удобрения, нефть и нефтепродукты, а также железо и сталь.
Из-за страха вторичных санкций некоторые компании из Латинской Америки в последние годы прекратили сотрудничество с российскими партнёрами. Это отрицательно повлияло на размеры товарооборота между Россией и Мексикой, Аргентиной, Уругваем и Чили. В то же время Бразилия, Перу, Парагвай и Тринидад и Тобаго увеличили закупки у российских компаний, воспользовавшись выгодными предложениями. Ухудшение условий торговли, включая логистику, расчёты и риск вторичных санкций, привело к снижению импорта России из Латинской Америки.
Санкции западных стран также повлияли на латиноамериканский бизнес в России. Например, мексиканский производитель автокомпонентов Nemak был вынужден закрыть свое предприятие в Ульяновской области в 2022 году из-за того, что его основные клиенты — сборочные заводы Ford, Volkswagen, Renault и Hyundai — присоединились к санкциям и прекратили свою деятельность в России.
России важно внимательно следить за действиями потенциальных партнёров в Латинской Америке и быстро реагировать на изменения
Что касается тарифной политики США в отношении латиноамериканских стран, она характеризуется решительностью, избирательностью и переменчивостью. Так, для принуждения колумбийского президента к принятию нужного решения по миграционному вопросу Трампу хватило угрозы начать тарифную войну с Колумбией. Американский президент повысил пошлины на бразильские товары до 50 процентов, однако исключил из списка 700 позиций из ключевых секторов, таких как авиастроение, энергетика и сельское хозяйство. Сроки введения пошлин на товары из Мексики Трамп неоднократно менял. Эта неопределенность вызывает беспокойство у компаний, занимающихся внешней торговлей, побуждая их искать новых партнёров. В результате создаются благоприятные условия для изменения экономической ситуации, что может привести к развитию и диверсификации торговых отношений между Россией и Латинской Америкой. Важно внимательно следить за действиями потенциальных партнёров в регионе и быстро реагировать на изменения.
Помимо этого, политические перемены в самих странах Латинской Америки, включая так называемые «левые» и «правые волны» в регионе, могут существенно влиять на региональное и международное сотрудничество в различных областях. Эти трансформации часто сопровождаются изменениями в экономической политике, что, в свою очередь, отражается на торговых отношениях, инвестициях и экономическом взаимодействии между странами.
«Международная жизнь»: На фоне постоянных региональных изменений особенную роль приобретают мировые объединения, выступающие за равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, к каким относится БРИКС. Каково восприятие «десятки» в Латинской Америке? Какие перспективы подключения латиноамериканцев к отдельным инициативам объединения?
Н.А. Школяр: В Латинской Америке интерес к сотрудничеству с БРИКС постоянно растёт. Страны региона активно интересуются Новым банком развития (НБР), который способен финансировать инфраструктурные проекты и стимулировать экономический рост. Переход на национальные валюты в международных расчётах уменьшит зависимость от доллара США и облегчит торговлю между странами региона и БРИКС. Латиноамериканские государства также видят перспективы в инициативах БРИКС, связанных с продовольственной безопасностью и сельским хозяйством. Они заинтересованы обмениваться опытом и технологиями, а также участвовать в создании зерновой биржи. Взаимодействие в области информационных технологий, обмена данными и кибербезопасности также представляет значительный интерес.
Однако восприятие БРИКС в Латинской Америке неоднородно. Оно зависит от политической ситуации, особенностей каждой страны и выражается с оглядкой на реакцию США. Бразилия как основатель и активный участник объединения играет важную роль в продвижении его идей. В 2023 году Аргентина выражала желание присоединиться к БРИКС, но после смены главы государства отозвала свою заявку. Боливия и Куба получили статус партнёров объединения. Венесуэла и Гондурас проявили интерес к вступлению в БРИКС.
Примечательно, как лидеры четырёх латиноамериканских государств, приглашённых на XVII саммит БРИКС в Бразилии в 2025 году, отреагировали на это событие. Мексика, занятая урегулированием тарифных споров с США, направила в Бразилию делегацию под руководством министра иностранных дел. Колумбия, официально вступившая в НБР за несколько дней до саммита, ограничилась присутствием своего посла в Бразилии из-за опасений тарифного давления со стороны Трампа. Президенты Чили и Уругвая использовали участие в саммите для проведения двусторонних переговоров с отдельными его участниками. Очевидно, что эти страны пока не рассматривают перспективу полноценного членства в БРИКС.
«Международная жизнь»: Существуют ли условия превращения России в перспективного значимого партнёра для стран Латинской Америки наряду с традиционными для этого региона США и КНР?
Н.А. Школяр: Да. У России и Латинской Америки есть значительный потенциал для развития экономических связей. Российские компании могут внести вклад в модернизацию промышленности и инфраструктуры, предлагая широкий ассортимент товаров, включая удобрения, нефтепродукты и другие материалы. Есть хороший потенциал для наращивания поставок зерна, металлов, уранового топлива для атомных электростанций, а также передовых технологий и материалов для медицинского применения ядерной энергии. Россия также может помочь в развитии логистических терминалов, улучшая транспортные потоки и ускоряя доставку грузов. Латиноамериканцы, в свою очередь, могут увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции, фармацевтических товаров, медицинского оборудования и продуктов питания. По прогнозам Всероссийской академии внешней торговли, к началу 2030-х годов товарооборот между Россией и Латинской Америкой способен увеличиться почти вдвое.
Развитие совместных научных проектов, обмен опытом и знаниями в науке и технологиях укрепит в Латинской Америке позиции России как передовой технологической державы
Однако в среднесрочной перспективе ожидать значительных изменений в торгово-экономических отношениях было бы преждевременно. Для этого необходимы серьёзные прямые инвестиции и объективные предпосылки. Российские и латиноамериканские партнёры приспосабливаются к новым реалиям, ищут новые пути взаимодействия и используют возможности для расширения экономического сотрудничества. Чтобы увеличить объёмы торговли, нужно улучшить инфраструктуру и создать новые механизмы для преодоления барьеров в глобальном регулировании, вызванных санкциями и протекционизмом.
Важно развивать дипломатические отношения, активнее участвовать в международных организациях и форумах, где Россия и страны Латинской Америки могут сотрудничать на равных. Необходимо расширять экономическое сотрудничество, особенно в энергетике, инфраструктуре и технологиях. Это может включать экспорт российских товаров и услуг. Следует укреплять культурные связи, обмениваться студентами, учёными и специалистами, организовывать культурные мероприятия и фестивали. Это поможет углубить взаимопонимание и интерес между народами. Развитие совместных научных проектов, обмен опытом и знаниями в науке и технологиях укрепит позиции России в регионе как передовой технологической державы. Также необходимо развивать деловой туризм и культурный обмен, чтобы расширить горизонты сотрудничества и укрепить дружеские отношения между народами.
Для успешного выхода на латиноамериканский рынок российским компаниям стоит учесть несколько ключевых аспектов. Прежде всего, важно тщательно изучить рынок и потенциальных партнёров, чтобы определить наиболее перспективные ниши и адаптировать бизнес-стратегию. Также стоит разработать и активно продвигать рекламные и маркетинговые материалы, учитывая местные культурные особенности и языковые нюансы. Особое внимание следует уделить использованию местных платёжных систем и методов оплаты. Развитие онлайн-присутствия на локальных платформах, где собирается целевая аудитория, поможет укрепить позиции компании.
Для расширения взаимодействия с партнёрами и клиентами стоит использовать цифровые платформы для онлайн-переговоров и видеоконференций, а также инструменты для анализа данных о потребителях и рынке. Специализированные платформы для B2B-коммуникаций и аналитические инструменты помогут глубже изучить потребительские предпочтения и поведение.
«Международная жизнь»: Раз мы затронули вопросы взаимодействия в науке и технике, скажите, есть ли спрос в Латинской Америке на отечественные технологические товары и услуги, образование?
Н.А. Школяр: Потенциальный спрос в Латинской Америке на российские технологические товары и услуги существует по нескольким направлениям. В странах этого региона существует потребность в улучшении транспортной инфраструктуры, включая автомобильные грузоперевозки и общественный транспорт. Российские разработки в этих областях могут быть востребованы. Системы контроля скорости и повышения безопасности движения могут найти применение в странах региона. Нейросети и интеллектуальные автопилоты, разработанные российскими компаниями, уже используются в Бразилии и Аргентине для беспилотных сельскохозяйственных машин. Это свидетельствует о том, что технологии из России могут быть адаптированы и применены в Латинской Америке. Такие примеры как запуск «Яндекс маршрутизация» и Yandex Go в Перу, Чили и Мексике, показывают интерес к российским технологическим сервисам.
Интерес к российскому образованию в Латинской Америке обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, это его высокое качество. МГУ имени Ломоносова, РУДН имени Лумумбы и Всероссийская академия внешней торговли при Минэкономразвития известны своими достижениями и пользуются уважением на международной арене.
В наше время онлайн-платформы могут стать эффективным инструментом для продвижения российского образования в Латинской Америке. Российские образовательные программы и курсы в области технологий также могут быть востребованы в Латинской Америке, особенно среди специалистов и студентов, интересующихся инновациями и развитием технологий.
«Международная жизнь»: Чем мы могли бы удивить латиноамериканцев?
Н.А. Школяр: В латиноамериканских СМИ мало говорят о России, её истории, науке, экономике, культуре и технологиях. Особенно редко упоминают достижения российской промышленности, такие как успехи в ракетостроении, вертолетостроении, судостроении, освоении космоса и развитии мирного атома. То есть мы можем удивить многим. У нас много поводов для гордости, о которых надо больше рассказывать странам Латинской Америки.
Мнение эксперта может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs