ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Германия - новый бундесвер или «дух Зигфрида»

09:21 01.07.2025 • Валерия Беляева, журналист

После нашумевшего июньского саммита НАТО в Гааге, где Дональд Трамп «по отечески» подтвердил приверженность США своим европейским союзникам в обмен на их более весомый вклад в собственную оборону, в ФРГ вновь заметно активизировалась дискуссия об ускоренном обновлении вооружённых сил. Разумеется, в ходу вновь испытанный жупел якобы возрастающей для европейцев «военной угрозы» со стороны России, о чём заявлено в заключительном коммюнике саммита.

И вот реакция - военная мощь Германии должна радикально повыситься и больше соответствовать её экономическому потенциалу и роли в НАТО. Именно такой подход официальный Берлин продвигает в обоснование начавшейся невиданной по масштабам за все десятилетия существования объединенной Германии милитаризации страны. Федеральный канцлер Фридрих Мерц, выступая в бундестаге, заявил, что он ставит своей целью сделать бундесвер «сильнейшей конвенциональной армией в Европе».

Свою линию канцлер начал продвигать даже до своего официального вступления в должность. Напомним, что ещё на стадии формирования правящей коалиции с социал-демократами лидер ХДС смог при их поддержке продавить в марте в прежнем составе бундестага конституционное решение об отмене так называемого «долгового тормоза», фактически полностью снявшее любые бюджетные ограничения на военные расходы. И теперь открылась возможность этим воспользоваться «на полную катушку», без оглядки на разгорающиеся в парламенте новые страсти вокруг проекта федерального бюджета ФРГ на 2025-26 гг., подготовленного в минфине под руководством вице-канцлера Ларса Клингбайля (СДПГ).

И процесс пошел - в министерстве обороны ФРГ и профильных комитетах бундестага деловито работают над планами существенного увеличения численного состава вооружённых сил. Нехватка кадров - одна из главных проблем армии ФРГ, в рядах которой на данный момент служат около 182 000 человек. Пока по численности бундесвер занимает четвертое место среди стран НАТО в Европе, уступая Турции, Польше и Франции. Министерство стремится к тому, чтобы к 2031 году численность личного состава достигла не менее 203 тыс. человек, но при этом обсуждаются и более высокие целевые показатели.

Задача весьма сложная, признают в министерстве – бундесвер формируется на контрактной основе, а молодые немцы не слишком-то стремятся на военную службу. Её привлекательность была заметно утрачена ещё во времена канцлерства Ангелы Меркель, при которой, как считают военные, проблемам армии уделялось мало внимания. Но уж теперь!

Теперь, когда за наведение порядка и обновление армии рьяно взялся министр обороны с «ястребиным» запалом Борис Писториус, ситуация «меняется к лучшему». Не случайно из прежнего состава правительства Шольца он единственный министр, который сохранил свой пост. Понимая, «куда ветер дует», Писториус «перевоспитывать» немцев и активно занялся вопросом «привлекательности» военной службы. И надо признать, в 2024 году число пожелавших надеть погоны немцев увеличилось. Однако каждый четвертый новобранец покидает бундесвер в течение шести месяцев. А старослужащие увольняются, достигнув соответствующего возраста. Кроме того, ощущается нехватка штатных должностей, что сказывается, например, на тех, кто хочет продлить контракт или стать профессиональным военным. Эту проблему будут решать с помощью выделения дополнительных средств. Но главный путь в повышении численности бундесвера министр видит в возрождении обязательной военной службы по призыву, от которой в ФРГ отказались в 2011 году. В минобороны и бундестаге по его инициативе уже готовится законопроект о возрождении обязательной военной службы. Канцлер Мерц, когда-то сам отслуживший по призыву, поддерживает Писториуса.

В нынешнем немецком обществе любые принудительные меры традиционно встречаются с большим скептицизмом, и политикам приходится это учитывать. Возвращение призыва ознаменовало бы собой значительный политический сдвиг и одновременно проблемы. Законопроект о призыве может натолкнуться на серьёзные возражения, причём не только со стороны оппозиции. В правящей коалиции растут разногласия по этому поводу. «В бундесвере обязательно должна быть создана структура, которая позволит быстро вернуться к призыву. Это не произойдет в одночасье, но мы должны начать подготовку», — заявил лидер парламентской фракции ХДС Йенс Шпан газете Rheinische Post. Тот самый Йенс Шпан, который недавно предложил предоставить Германии доступ к ядерному оружию.

В рядах же социал-демократов напоминают о коалиционном соглашении с ХДС/ХСС, где нет положения о восстановлении призыва. Вместо этого в нем говорится: «Мы создаем новую, привлекательную военную службу, изначально основанную на добровольном участии». Консерваторы же усматривают именно в этой формулировке путь к обязательному призыву. Если окажется, что существенные потребности в личном составе для бундесвера, особенно в свете новых планов НАТО, не могут быть удовлетворены за счет добровольной модели, придется вводить обязательные элементы, считает Томас Эрндль, представляющий ХДС в парламентском комитете по обороне. Борис Писториус в своем выступлении в бундестаге в мае также подчеркивал, что акцент на добровольности был «изначальным». При этом пока, чтобы не будоражить общественное мнение, министр исключает возможность возвращения к обязательной службе в ближайшем будущем. Так что понять, как будет формироваться будущий бундесвер – сложно.

Предполагается, что пока новая модель военной службы будет включать ограниченный процесс регистрации, направленный на выявление молодых людей, которые проявляют интерес к армии и готовы строить в ней свою карьеру. Программа предполагает анкетирование всех 18-летних мужчин, чтобы оценить их готовность и пригодность к службе. Женщины могут принять участие добровольно. Декларируемая пока цель — набрать около 5000 волонтеров в год. А для большего количества, как было заявлено, инструкторов не хватает. 

«Сейчас призыв нам совсем не поможет, потому что у нас просто нет возможностей — ни в казармах, ни на учениях», — пожаловался Писториус на встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе. «Эти возможности сначала нужно нарастить. До тех пор действует принцип добровольности». Представитель СДПГ в бундестаге по вопросам оборонной политики Фалько Дроссман также отмечает, что сейчас нет достаточной инфраструктуры, казарм и оборудования, чтобы справиться с массовым притоком призывников и обучить тысячи молодых людей.

А вот в военных ветеранских организациях убеждены, что полагаться только на добровольцев будет недостаточно. «Без призыва бундесвер не сможет набрать необходимого количества солдат…» — заявил Патрик Зенсбург, председатель Союза немецких резервистов. 15 июня в Германии впервые в современной истории отмечался День ветеранов бундесвера, учреждённый парламентом в прошлом году, и это событие дало новый импульс спорам о восстановлении службы по призыву. Само по себе празднование этого Дня с торжественной церемонией перед бундестагом и более чем 100 мероприятиями по всей стране задумано как пропагандистская акциия по привлечению молодежи в армию. Против такого подхода пыталась возражать Левая партия, недовольная прославлением бундесвера и превращением Дня ветеранов в семейный праздник с рекламой вооруженных сил. Накануне 15 июня партия направила парламентский запрос в минобороны о том, сколько раз за последние годы представители бундесвера посещали школы и вузы, чтобы привлечь молодежь к службе в армии. Как выяснилось, немецкие военные «не дремлют»: в 2020 году было 2717 таких мероприятий, а в 2024 году - 6137 посещений. С начала этого года - уже 3520. «Левые» расценили это как «милитаризацию общества», однако пока они остаются в меньшинстве.

И все это дает свои результаты. Историю войн прошлого века там, похоже, совсем забыли. 27 июня были опубликованы результаты очередного общегерманского опроса Politbarometer, регулярно проводимого для телеканала ZDF, в котором среди прочего выяснялось отношение немцев к перспективе возвращения обязательной военной службы. О поддержке этого шага заявили почти две трети опрошенных (62%). Против высказались 35% респондентов, примечательно, что в этой группе более половины (52%) составили молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет.

По различным внутренним экспертным оценкам, Германии может потребоваться до 260 000 солдат для выполнения намеченных военных обязательств. Это значительно превышает официальную цель правительства в 203 000 человек. При этом в Союзе немецких резервистов считают, что ФРГ необходимо 300-350 тыс. солдат, а «число резервистов должно быть в три раза больше, то есть около миллиона». На пути к этому возникает ещё одна проблема – законы ФРГ о защите персональных данных, из-за чего контактные данные резервистов недоступны. После того, как в 2011 году призыв был приостановлен, призывники больше не регистрировались, «Мы потеряли их контакты, — сказал глава Союза Зенсбург. - Мы даже не знаем, насколько они физически здоровы, или захотят ли они снова служить». По его мнению, базы данных фактически надо создавать заново.

При этом недостаток военной инфраструктуры становится ощутимым препятствием в реформировании армии. Подразделения бундесвера расположены примерно в 1500 зданиях по всей Германии. Многие казармы времен «холодной войны», когда численность немецкой армии превышала полмиллиона, были законсервированы или проданы. Казармы и объекты недвижимости «иногда находятся в катастрофическом состоянии», не скрывала недовольство в своем докладе за 2024 год уполномоченная бундестага по делам военнослужащих Эва Хёгль. Казармы нуждаются в срочном ремонте. Для всей немецкой армии на эти цели, по оценкам, необходимо 67 миллиардов евро. Для сравнения - в 2024 году все ассигнования Германии на оборону составили около 90 миллиардов евро, или около 2,1% ВВП. Рост их до 5% будет означать, что годовой военный бюджет превысит 160 миллиардов евро. Такие радикальные изменения – огромное финансовое бремя, последствия которого без сомнения скажутся на экономическом благосостоянии немцев.

Между тем замах на милитаризацию широк и затрагивает все виды вооруженных сил Германии. Там считают, что вооружение бундесвера во многом устарело. С февраля 2022 года на фоне украинского конфликта для нужд бундесвера прежним правительством Олафа Шольца был создан спецфонд в 100 миллиардов. Сейчас темпы модернизации и дооснащения армии решено ускорить. Основываясь на параноидальном прогнозе о вероятной готовности России к 2029 году к нападению на территорию НАТО, в минобороны ФРГ считают, что для выполнения этой задачи осталось лишь три года. Страх перед таким мифическим дедлайном охватил не только министерство, но и активно культивируется в общественном сознании, чтобы оправдать гигантские военные затраты. Поскольку закупка новых вооружений в ФРГ часто занимает слишком много времени, решено изменить ситуацию с помощью нового закона, подготовленного минобороны и минэкономики. Как следует, в частности, из документа, некоторые срочные закупки в будущем можно будет инициировать, даже если финансирование ещё не обеспечено.

Предлагаю оценить масштабы грядущей милитаризации Германии:

-ВВС пополнят свой самолётный парк 35-ю истребителями пятого поколения F-35. Только на это будет потрачено более восьми миллиардов евро.

-Также будет закуплено 60 новых тяжелых транспортных вертолетов Boeing CH-47 Chinook.

-ВМС усилятся новыми фрегатами, подводными лодками и патрульным противолодочным самолетом Boeing P-8 Poseidon.

-В сухопутные силы на лето запланировано поступление новых партий танков Leopard 2A8 и БМП Puma.

-Кроме того, намечены срочные меры для укрепления ПВО, включая дополнительные новые комплексы Patriot и IRIS-T.

-Предусматривается также разработка и оснащение бундесвера новыми системами защиты от беспилотников, которых у него пока нет. С этой целью, в частности, германский оборонный гигант Rheinmetall заключил соглашение о стратегическом партнерстве по созданию военных БПЛА и средств защиты от них с крупнейшим в мире американским стартапом по производству беспилотников Anduril. 

-Отдельная тема – боеприпасы. С учётом опыта украинского конфликта в Германии пришли к выводу о необходимости существенного наращивания их запасов. В частности, у концерна Rheinmetall заказаны артиллерийские снаряды на сумму около 8,5 миллиарда евро. Это самый крупный контракт в истории этого военного производства. Но как показывает пример со снарядами, одних денег тут недостаточно: военная промышленность должна увеличить свои мощности, а этого нельзя добиться в одночасье.

-Также в планах укрепить киберзащиту, создать безопасную спутниковую связь и новые центры обработки данных. В частности, киберзащиту планируется развивать в сотрудничестве с Израилем, о чем рассказал на днях прессе немецкий министр внутренних дел Александр Добриндт. План «Киберкупол» (по аналогии с израильской системой ПВО «Железный купол») предусматривает создание центра совместных киберисследований и тесное взаимодействие спецслужб в сфере кибербезопасности.

 

Вся пропагандистская истерия на политической арене и «промывка мозгов» в СМИ вокруг столь активно нарастающей милитаризации Германии не могла не сказаться на массовом сознании населения. Как показал всё тот же опрос ZDF-Politbarometer, поставленную на саммите НАТО в Гааге цель довести расходы на оборону к 2035 году до 5% ВВП уже одобряют две трети немцев - 65%.

Не удивительно, что при подобных сформированных в немецком обществе настроениях всё труднее пробиваться здравым голосам тех политиков, которые призывают не впадать в военную истерию и гонку вооружений, не поставлять оружие в регионы военных конфликтов, делать ставку на дипломатию, диалог и экономическое сотрудничество с Москвой, как это недавно, например, пыталась продвигать в обществе группа представителей левого крыла СДПГ. Увы, их демарш даже в собственной партии не нашёл поддержки. Пока в рядах правящей коалиции социал-демократы предпочитают шагать за Мерцем. Вопрос – куда он их приведёт? Похоже, дух Зигфрида вновь витает над Германией.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати