ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ступени в моральную бездну - от снесённого в Латвии памятника дипкурьеру Теодору Нетте до неонацизма

10:48 22.05.2025 • Владимир Симиндей, историк, политолог, научный сотрудник НОЦ РГГУ

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что в некоторых западных странах утрачивают иммунитет от «коричневой чумы», который был выработан после Второй мировой войны. Ближайшие соседи России – прибалтийские страны – яркий тому пример.

Казалось бы, чего ещё ждать более омерзительного от прибалтийских властей всех мастей к 9 Мая? Священные для нас памятники снесены полностью или исковерканы, воинские могилы оскверняются как шпаной, так и «десоветизаторами в законе», все традиционные мероприятия в связи с разгромом нацистской Германии, её сателлитов и пособников запрещены, публичные угрозы репрессировать жителей за советскую символику неукоснительно исполняются – вплоть до задержания за исполнение «Катюши» у Саласпилсского мемориала[i]. Стоит напомнить, что в 2022 году уже был апофеоз извращения смысла даты Победы над германским нацизмом, когда «назло русским» официальная Рига объявила 9 Мая «днем траура и памяти жертв российской агрессии на Украине». Но в этом году националистическая Латвия себя превзошла, о чем свидетельствует и специальный раздел Брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой от 15 мая 2025 года под названием: «О новых проявлениях неонацизма в Латвии».

Прибегнем к тексту: «Один из таких омерзительных эпизодов освещался СМИ в последние дни. Руководство латвийского городка Огре установило на входе в историко-художественный музей гранитные ступени, изготовленные из фрагментов снесённых мемориалов советским воинам. Куда же ведут эти ступени? Они ведут в музей, в котором выставлена окровавленная форма Вооружённых сил Российской Федерации, якобы принадлежавшая погибшему в зоне специальной военной операции бойцу. Судя по сообщениям, она могла быть передана латвийским неонацистам «единомышленниками» из киевской фашистской хунты. Если указанные факты найдут подтверждение, то они определённо подпадают под действие российского уголовного законодательства»[ii].

Приглядевшись к ситуации, можно констатировать, что гнусный символизм властей Огрского края во главе с мэром-неонацистом Эгилсом Хелманисом (а там у власти своя маленькая «светофорная» коалиция из «нациков», «крестьян» и «зелёных») носит обдуманный спекулятивный характер, хотя и базируется на пещерном национализме. Активность мэра Хелманиса, обострившаяся накануне июньских муниципальных выборов, нацелена на воспроизводство во власти и разжигание русофобии вкупе с монетизацией того и другого за счёт латышского электората и участия в мутных схемах снабжения украинских боевиков. Действительно, похождения «огрской группировки» мэра, депутатов и музейщиков достойны тщательного расследования. Внесём в благое дело свою лепту.

Подготовка к открытию и оборудованию этого «антимузея» сопровождалось пиар-ходами Хелманиса, демонстрировавшего отвязность по сравнению с медианной линией латышского национализма. Земгальское региональное телевидение ещё в марте с.г. сделало заказной репортаж о том, что «пять памятников, прославляющих советскую оккупационную власть, которые были демонтированы в Огрском крае три года назад, найдут новое применение — их распилят и установят на лестнице нового филиала Огрского историко-художественного музея, где будет создана постоянная экспозиция «Путь свободы». Для мастера Мариса Зиемелиса, который работает с камнем уже восемь лет, это необычный и символичный заказ: «Мы и раньше сносили памятники. Ну, я не знаю, как люди относятся к сносу памятников. В данном случае этот валун может дать [чему-то] вторую жизнь. То, что на нём выгравированы имя и фамилия, имеет символическое значение — как память о близком человеке, но в данном случае этот материал можно использовать более полезно»[iii]. Мастеру явно не по себе от ситуации, но он находит что сказать в оправдание своего коллаборационизма…

Далее по сюжету этого (за)штатного телеканала выясняем, что первым под распиловку пошёл памятник убитому без года век тому назад дипломатическому курьеру Наркомата иностранных дел СССР Теодору Нетте в Икшкиле, а массивные гранитные плиты из него «будут использованы для строительства лестницы в здании, которое приспособят для нужд Огрского историко-художественного музея». Захлёбываясь от пафоса, представитель Огрской краевой думы Патрик Грива заявил: «Совсем скоро здесь будет установлена часть памятников, восхваляющих славу бывшей оккупации, которая послужит ступеньками для всех желающих войти и осмотреть экспозицию наших борцов за свободу Латвии»[iv].

Сносился величественный валун героическому дипкурьеру Нетте[v] в августе 2022 года, как и памятники советским воинам, тоже усилиями и под возгласы огрского мэра. «Икшкиле освобожден от символов оккупантов!» — вещал Хелманис, прикрепив к посту фотографии, на которых показан демонтаж памятника. Градус злобы вроде бы абсурден (где предательски убитый в мирное время советский латыш Нетте и где «оккупанты»?), но понятен: ежегодно в февральские дни дипсостав Посольства России в Латвии принимал участие в церемонии возложения венков и цветов к памятнику советскому дипкурьеру. Доводилось отдавать дань памяти вместе с коллегами и мне в 2002-2005 годы, в бытность службы третьим секретарём (более того – делать русско-латышский перевод для пояснительной таблички при реставрации)…

Новое здание музея с экспозицией «Путь свободы» и площадку рядом с ним ударными темпами готовили к майским: 4, 9 и 17 мая. Насчёт 9 Мая понятно – поглумиться, досадить русским и тем немногим латышам, кто по-прежнему чтит общий вклад в Победу. 4-го числа в стране отмечают «День восстановления независимости Латвийской Республики»: в 1990 году Верховный Совет Латвийской ССР решил, что часы истории можно повернуть на пятьдесят лет назад - до 1940 года, когда республика вошла в состав СССР в условиях начала Гитлером Второй мировой войны. А 17 мая – день рождения «национального героя-лётчика» и нацистского палача мирного населения (прежде всего евреев) Герберта Цукурса, уничтоженного израильской разведкой в 1965 году в Уругвае. В апреле 2025 года латвийская генпрокуратура прекратила тянувшееся с 2006 г. липовое «расследование» в отношении него как гауптштурмфюрера СС и члена карательной «команды Арайса»[vi]. Так вот теперь именно Цукурс – одно из лиц новой экспозиции, именно его в этот день в соцсетях призывал вспоминать как героя мэр Огрского края Хелманис.

На первых двух этажах посетители могут, как звучит официоз, узнать об истории борьбы Латвии за независимость и её восстановления, а также о героизме и жертвах, проявленных жителями Огрского края во имя свободы – разумеется, включая Латышский легион СС. На третьем этаже находится выставка «Мы и они», рассказывающая историю Украины с позиции необандеровцев. В экспозиции представлена ​​форма павшего российского солдата – об этом проговорился сотрудник музея, отставной майор Гунарс Русиньш, не скрывая историю её приобретения от журналиста TV24: «Она была вся в крови, когда мы её сюда привезли. Рассказывали, что эту форму нам дали украинские солдаты. По дороге домой мы почувствовали в автобусе такой неприятный запах, и мужчины говорили друг другу: «У тебя изо рта так воняет»[vii]. В общем, солдафон подставил хитрых менеджеров, случился скандал в социальных сетях и медиа, были даже отдельные обращения в полицию. Выставку на пару дней закрыли от любопытных глаз журналистов; директор музея Янис Зиньдитис и замдиректора по научной работе Ритварс Янсонс неуклюже и вразнобой оправдывались, мол, то прорвало канализацию, то аппаратуру надо наладить. Было время осмотреться, подчистить хвосты в экспозиции, а заодно в бухгалтерии - с учётом явного конфликта интересов и политической ангажированности вовлечённых лиц…

Интересно, что некоторые эксперты музейного дела в Латвии всё же выступили с возражениями, особенно против способа приобретения специфических экспонатов. Майя Мейере-Оша, член правления Латвийского национального комитета Международного совета музеев (ICOM), отмечает, что Огрский музей должен был соблюдать Женевскую конвенцию 1949 года, которую Латвия подписала: «Международная Женевская конвенция очень строго разъясняет правила ведения войны. И как только солдат больше не может открыть ответный огонь, если он сдается, ранен и теряет сознание или убит, немедленно вводятся протоколы о том, что делать. Мы можем взять с собой что угодно военное, ту же винтовку, можно даже лошадь, но как только это личные вещи, это табу. Их не трогают, потому что идея состоит в том, чтобы сохранить возможность узнать этого человека позже, когда война закончится».

Искусствовед Астрид Рогуле подступается к главному: «Теперь вопрос в том, как был этот человек — был ли он похоронен, был ли он брошен, был ли он похоронен голым, как это было на самом деле? Тут уже вопрос об этой акции… Как мать и бабушка, я нахожу пугающим то, что у них также есть эти солдатские медальоны».

Ведущий научный сотрудник Института философии и социологии Латвийского университета Мартиньш Капранс считает, что аргумент – украинцы делают это сами – на самом деле не применим: «У нас моральные границы в этом отношении строже, в отличие от Украины – однако Украина находится в состоянии войны, мы не воюем. В этом смысле я бы сказал, что это большие вопросы, которые, вероятно, нужно было задать конкретному куратору выставки или тому, кто принял решение выставить такую ​​форму»[viii]. Насчёт моральных границ – лицемерие, две сплошных давно пересекли и Украина, и Латвия.

С чего же всё начиналось, спросите вы?

С 1990-1991 годов полный пересмотр представлений о событиях, связанных со Второй мировой войной, стал использоваться в Латвии на государственном уровне в качестве инструментария для переформатирования общественного сознания и закрепления новой власти. В основу национальной идеологической конструкции был положен тезис латышских эмигрантских кругов о Прибалтийских странах как жертвах двух тоталитарных режимов, согласно которому советский режим подавался как «более опасный и худший» для титульных прибалтийских народов, чем нацистский.

Идеологические постулаты такого рода были документально закреплены в ряде политико-декларативных актов органов власти, к которым следует отнести: «Декларацию Сейма ЛР об оккупации Латвии» от 22 августа 1996 года, парламентскую «Декларацию о латышских легионерах во Второй мировой войне» от 29 октября 1998 года и «Декларацию Сейма об осуждении осуществлявшегося в Латвии тоталитарного коммунистического оккупационного режима Союза Советских Социалистических Республик» от 12 мая 2005 года.

Наиболее показательным документом является «Декларация о латышских легионерах во Второй мировой войне», формально до сих пор считающаяся в силе. В ней предпринимается попытка преуменьшить нацистские преступления, ретушировать память о жертвах нацистского геноцида и глорифицировать латышских легионеров Ваффен-СС из числа добровольцев: «Действительно, некоторая часть граждан Латвии вступила в латышский легион добровольно… Некоторые граждане Латвии считали, что, вступая в легион, они защитят себя и свои семьи от новых массовых репрессий со стороны СССР, которые позднее действительно последовали». Далее безапелляционно утверждается: «Они никогда не участвовали в гитлеровских карательных акциях против мирного населения».[ix]  И это – уже откровенная ложь. Фактов «участия» хватает с избытком.

Так при потворстве Запада и довольно слабом противлении Израиля, при хроническом игнорировании протестов и увещеваний российской стороны происходила и происходит всё бóльшая нацификация политического режима в Латвии. К сожалению, усугубляющуюся в некоторых странах Европы проблему распространения неонацизма, как болезненную тему, старательно обходят стороной. Не хотят его там замечать и на Украине, хотя именно это стало одной из главных причин начала СВО. Какие еще нужны факты, чтобы это признали на Западе?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] Мужчина поплатился за исполнение запрещенной «Катюши» у Саласпилсского мемореала https://rus.jauns.lv/article/novosti/654203-video-muzcina-poplatilsia-za-ispolnenie-zapreshhennoi-katiusi-u-salaspilsskogo-memoriala

[ii] Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 15 мая 2025 года https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/2017589/#6

[iii] Ogres novadā padomju laika pieminekļus sazāģēs un pārvērtīs muzeja kāpnēs https://www.lsm.lv/raksts/zinas/latvija/20.03.2025-ogres-novada-padomju-laika-piemineklus-sazages-un-parvertis-muzeja-kapnes.a592355/

[iv] Там же.

[v] Про подвиг «красных дипкурьеров» см., например: https://interaffairs.ru/news/show/39175

[vi] Генпрокуратура повторно прекратила уголовный процесс об участии Герберта Цукурса в уничтожении латвийских евреев https://rus.delfi.lv/57860/latvia/120069811/genprokuratura-povtorno-prekratila-ugolovnyy-process-ob-uchastii-gerberta-cukursa-v-unichtozhenii-latviyskih-evreev

[vii] Ogres muzejs, iespējams, pārkāpis Ženēvas konvenciju, izstādot kritušā Krievijas karavīra uniformu https://www.lsm.lv/raksts/kultura/kulturtelpa/09.05.2025-ogres-muzejs-iespejams-parkapis-zenevas-konvenciju-izstadot-kritusa-krievijas-karavira-uniformu.a598418/

[viii] Там же.

[ix] См.: Симиндей В.В. Историческая политика Латвии. Материалы к изучению. М.: Фонд «Историческая память», 2014. С. 38-56.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати