ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Запретят ли российский газ в ЕС?

10:09 30.04.2025 • Андрей Кадомцев, политолог

По сообщениям СМИ, Еврокомиссия изучает юридические опции, которые позволят «запретить европейским компаниям покупать российский газ». Формально, речь пока идет о запрете на покупку российского газа на спотовом рынке. При этом ряд наблюдателей полагает, что запрет этих сделок может стать первым шагом в процессе полного отказа Евросоюза от закупок газа у России. Но ЕС закупает на спотовом рынке не слишком много российского газа, в основном, речь идет о сжиженном газе (СПГ), импорт которого в прошлом году европейские страны увеличили. Таким образом, Еврокомиссия, невзирая на экономические потери, пытается продвигать идею полного отказа от российского газа - наиболее простым, с бюрократической точки зрения, путем. Поскольку для принятия решения по вопросу спотовых покупок не требуется единогласного одобрения со стороны всех стран-членов.

Обсуждаемая идея – уже второй «подход к снаряду» со стороны ЕК в нынешнем году: в середине апреля стало известно, что Брюссель не смог добиться включения запрета на импорт СПГ из РФ в ближайшие пакеты санкций.[i] Как отметили источники Reuters, ряд государств ЕС по-прежнему выступают против разрыва энергетических связей с Москвой. Также прозвучали опасения, что в данный момент отказ от российского газа ослабит переговорные позиции ЕС в ходе торга вокруг новых тарифов с США.

Если нынешний демарш ЕК увенчается успехом, то далее Брюссель попытается найти способы для расторжения долговременных контрактов. Против подобного решения выступают Венгрия и Словакия. Среди других вариантов рассматриваются «запретительные пошлины и квоты на газ», однако они пользуются еще меньшей поддержкой стран-членов. По информации Bloomberg,[ii] сейчас в руководстве Евросоюза обсуждаются различные варианты «дорожной карты», призванной оформить полный разрыв с Россией в сфере закупок энергоносителей. Нынешний проект решения планируется представить на обсуждение стран-членов к 6 мая. Окончательный «план поэтапного отказа от российской энергии» планируется подготовить к 2027 году.

Декларативные инициативы Европейского союза на этом направлении имеют давнюю историю, насчитывающую более десяти лет. Весной 2022 года, на фоне эскалации геополитической напряженности, руководящие структуры ЕС публично заявили о намерении полностью прекратить импорт российского газа в двухлетний срок. Впоследствии данная риторика была институционализирована в рамках программы RePowerEU, предусматривающей поэтапный отказ всех государств-членов от российских углеводородов к 2027 году.

Однако анализ фактических поставок демонстрирует значительные расхождения между декларациями и реальной практикой. Ряд стран ЕС, включая Словакию и Австрию, продолжили импортировать российский газ через украинскую газотранспортную систему. Более того, объёмы закупок СПГ российского происхождения в 2024 году достигли исторического максимума, причём ключевыми импортёрами выступили Франция, Испания и Бельгия.

В наши дни разногласия между Еврокомиссией и рядом стран-членов, судя по всему, нарастают по мере того, как меняются погодные условия и геополитические расклады. Зима нынешнего года оказалась заметно холоднее, чем предыдущие. В условиях низких температур, слабых ветров и жесткой конкуренции за поставки из Азии спотовая цена на голландской бирже Transfer Title Facility (TTF), европейском центре торговли газом, 10 февраля достигла 58 евро за мегаватт-час (МВт-ч), что стало самым высоким показателем за последние два года. Тем временем, в конце февраля, Дональд Трамп объявил о начале переговоров по украинскому конфликту между США и Россией. Через неделю Москва и Вашингтон провели первую встречу в Саудовской Аравии.

На таком фоне, некоторые европейские чиновники заговорили о целесообразности не сокращения, а расширения импорта российского газа. Венгрия и Словакия традиционно поддерживают такую перспективу. В феврале будущий канцлер ФРГ Фридрих Мерц заявил британским СМИ, что не исключает возможности возвращения к закупкам российского газа. С еще большим энтузиазмом поддержали эту идею деловые круги ЕС. Снижение стоимости электроэнергии может оживить европейскую промышленность и успокоить домохозяйства. По данным банка Goldman Sachs, снижение цен на газ в случае увеличения поставок из РФ в Евросоюз, может привести к росту европейского ВВП на 0,5 процента.

Но официальная позиция Европейской комиссии, как уже было сказано, остается прежней - полностью отказаться от импорта российского газа и нефти к 2027 году, чтобы «уменьшить зависимость от враждебного соседа». Основные поставки газа прекратились в 2022 году, когда были повреждены взрывами три из четырех ниток газопроводов «Северный поток». Другой маршрут, проходящий через Украину, был заблокирован Киевом 1 января этого года. По данным The Economist, сейчас Евросоюз получает из России всего 10 процентов потребляемого газа, тогда как в 2021 году этот показатель составлял 45 процентов.

Еврокомиссия продолжает настаивать, что блок сможет обойтись без увеличения закупок газа в России без каких-либо серьезных рисков для экономической безопасности. Согласно планам ЕК, речь идет о расширении закупок у альтернативных поставщиков, а также всемерном поощрении увеличения использования возобновляемых источников энергии и политики энергосбережения. Однако Венгрия и Словакия настаивают на продолжении закупок российского газа, в том числе – через украинский маршрут, предупреждая, что их национальные экономики будут разрушены, если им придется полностью переориентироваться на дорогой газ из других источников. Так, по словам венгерского премьера, санкции ЕС против России уже обошлись Будапешту за три года в 19 миллиардов евро.

По данным The Economist, годовое потребление газа в ЕС составляет порядка 320 миллиардов кубометров. При этом объем газовых хранилищ, имеющихся в распоряжении европейцев, составляет лишь треть этого объема - около 115 млрд кубометров. К концу прошлого года, эти хранилища были практически заполнены. Однако холодная погода и перебои с поставками вынудили страны ЕС сжигать минувшей зимой больше газа, чем ожидалось. К концу февраля хранилища были заполнены лишь на 44 процента - по сравнению с 66 процентами в это же время в прошлом году. К концу зимы этот показатель упал до уровня 30 процентов, что вынудило таких крупных потребителей, как химические и металлургические предприятия, сократить производство. Не секрет, что промышленность ЕС уже пребывает в стагнации, и нехватка газа лишь усугубляет ее проблемы.

Еще более серьезная ситуация может сложиться летом. Согласно правилам ЕС, к 1 ноября хранилища должны быть заполнены на 90 процентов. Обычно их пополняют с апреля по октябрь. В этом году Европе придется закупать больше, чем обычно - как раз тогда, когда азиатские импортеры также поспешат пополнить запасы. Дополнительных источников импорта может не хватить: ожидается, что поставки СПГ из Америки и Катара начнут расти уже в этом году, однако большая часть новых объемов будет доступна только в следующем. В результате, цена газа, закупаемого этим летом, окажется выше цены газа, который будет поставлен следующей зимой, что делает хранение топлива невыгодным. На этом фоне власти Германии рассматривают вопрос о субсидиях для стимулирования увеличения запасов газа, а некоторые страны выступают за снижение целевых показателей резервов газа в ЕС. Хотя не очень понятно, что это меняет.

Противники саморазрушительных планов ЕК усиливаются. Венгрия, Словакия и Австрия, приветствовали бы возобновление поставок через Украину. С момента заявлений Трампа о мире путем переговоров цены на TTF упали на 10 процентов. Согласно ряду оценок, восстановление украинского транзита в объеме хотя бы 15 млрд. куб. м, может привести к снижению цен на TTF на треть по сравнению с пиком начала года. В случае восстановления поставок через этот маршрут в полном объеме, цены на газ в Европе могут упасть вдвое к 2026 году. Киев пока что заявляет о твердом намерении не продлевать соглашение с Россией. Но ряд стран ЕС изучают обходные пути.

По мере сближения позиций Москвы и Вашингтона, пошли разговоры и о возможности возобновления поставок по газопроводу «Северный поток 1», по которому в Европу когда-то поставлялось 55 млрд. кубометров газа в год. А также, в перспективе, и по «Северному потоку 2», который так и не был введен в эксплуатацию. Решающее слово будет за Германией. Экономика «промышленного локомотива ЕС» находится в плохой форме, а импортные тарифы Трампа, в случае их реализации, нанесут ей дополнительный ущерб в сотни миллиардов евро. Для спасения промышленности новому коалиционному правительству нужны быстрые и решительные меры. Однако политическая оппозиция возобновлению энергетических связей с Россией там по-прежнему сильна, а три из четырех труб «Северного потока» требуют ремонта, который обойдется в сотни миллионов долларов.

По мнению Юрия Шафраника, Председателя Союза Нефте-газо-промышленников России, американский план выкупить трубы Северного потока, починить и по ним гнать российский газ в Европу, имеет определенный финансовый смысл. Вместе с тем, возникает резонный вопрос - стоит ли снабжать топливом страны Евросоюза, которые уже закладывают в бюджет планы восстановления своей военной промышленности для подготовки войны с Россией? К тому же, указывает Шафраник, нужно быть реалистами: во-первых, европейцы давно стали говорить о своем желании «снизить газовую зависимость» от России. Во-вторых, ЕС может купить газ в других регионах мира: в США, Катаре, Австралии. В-третьих, дешевый газ из России помог европейцам, включая немцев, самым активным образом развивать нефтегазохимию, цены на продукцию которой в разы больше, чем на газ. Поэтому для России в настоящее время наиболее актуальны развитие собственной нефте-газо-химической промышленности, а также внутреннего потребления.[iii]

Европейским сторонникам отказа от российского газа также приходится учитывать и геополитический аспект. Трамп еще в первую каденцию самым решительным образом пытался вытеснить Россию с европейского газового рынка, продвигая «взамен» американский СПГ. Теперь он грозит ЕС драконовскими тарифами на импорт, требуя ликвидировать профицит Европы в торговле товарами посредством наращивания закупок американских газа и нефти. В отсутствие перезапуска поставок российского газа это может у него получиться. При всем том, США уже при Байдене недвусмысленно продемонстрировали Старому Свету, что заинтересованы в сохранении высоких энергетических цен в Европе, на фоне их более низкого уровня в Америке. Действия нынешней администрации лишь подтверждают долгосрочную политику Вашингтона, нацеленную на сохранение доминирующего положения Америки даже ценой разорения номинальных «союзников».

При всем том, тарифная политика Трампа может ударить и по газовой индустрии самих США. Тарифы Трампа ограничат возможности американских компаний по поставкам СПГ и спрос на него со стороны других стран. Внутри Америки торговая война привела к резкому росту стоимости стали и других материалов для новых американских СПГ-проектов. При этом большая часть подтвержденных объемов СПГ уже обещана зарубежным покупателям по долгосрочным контрактам, но разработчикам требуются долгосрочные обязательства от покупателей, чтобы убедить финансистов выделить средства. Однако в условиях разворачивающейся тарифной войны покупатели не спешат брать на себя многолетние обязательства.

Как было сказано выше, план Европейской комиссии по постепенному отказу от российского газа должен быть обнародован в начале мая. Между тем, политические круги ЕС разрываются от противоречий. Одни призывают сделать ставку на США. Однако закупка американских энергоносителей по высоким ценам обходится Старому Свету очень дорого и не приносит геополитических дивидендов. Другие выступают за увеличение закупок в России, как только разрешится ситуация вокруг Украины. Но наиболее настороженно относящиеся к России члены ЕС усиленно лоббируют против нового «усиления зависимости». Третьи хотят сделать ставку на ВИЭ. Rystad Energy прогнозирует, что спрос на газ в Европе и Великобритании начнет постепенно снижаться к концу 2020-х, и к 2050 году снизится вдвое, по сравнению с уровнем 2030-го. Но и «зелёную повестку» ЕС лихорадит. Наконец, есть и те, кто убежден, что новые проекты в индустрии СПГ, активно развивающиеся в ряде стран мира, уже скоро приведут к падению цен на газ на глобальном рынке.

В таких условиях очевидным остается лишь одно - без реальной энергетической независимости Евросоюза, под вопросом оказывается как будущее европейской экономики, так и единой валюты.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.reuters.com/markets/commodities/eu-shelves-idea-sanctions-russian-lng-imports-2025-04-16/

[ii] https://www.bloomberg.com/news/articles/2025-04-22/eu-discusses-targeting-of-spot-market-for-russian-gas-phase-out

[iii] https://interaffairs.ru/news/show/51159

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати