ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Азербайджан и мир – современные реалии

10:39 28.04.2025 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

В условиях трансформации системы международных отношений, особенно после прихода к власти новой администрации США Дональда Трампа, президент Азербайджана Ильхам Алиев предпринимает шаги, направленные на повышение своего политического веса и субъектности Азербайджана на международной арене на уровне региональной политики, а также в Организации тюркских государств и в исламском мире.

Ярким проявлением такого курса стало выступление Ильхама Алиева на международном форуме «К новому миропорядку» в Дипломатической академии ADA (9 апреля, Баку). Организаторы устроили там трехчасовую пресс-конференцию президента Азербайджана. Отвечая на тщательно подобранные вопросы участников, Ильхам Алиев сделал ряд знаковых, отчасти противоречивых, заявлений[1]. Глава закавказской республики подробно  охарактеризовал деятельное участие Баку в геополитических, геоэкономических и социально-культурных процессах в регионе и за его пределами, как бы без оглядки на внешнюю и внутреннюю политику грандов мировой политики.

Азербайджанский президент обосновал свои устремления уникальным (с чем трудно не согласиться)  географическим, политическим, экономическим положением своей страны, играющей роль транспортного моста между Центральной Азией и Европой: «Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что обойти стороной Азербайджан не получится». Действительно, такие проекты, как «Один пояс, один путь», «Срединный коридор» («Восток-Запад»), «Коридор Север-Юг» и масштабное строительство магистральных трубопроводов реализуются через Азербайджан. Они надежней и дешевле, чем поставки танкерами, и ощутимо снизили в Евразии значение водных путей сообщения для торговли товарами и энергоресурсами. Фактически Южный Кавказ - это один из немногих регионов, где альтернативные торговые коммуникации неподконтрольны США.

В этом контексте И.Алиев не преминул подчеркнуть: «Год за годом мы видим растущее количество грузов, проходящих через Азербайджан, не только из Центральной Азии, но также из Китая и в Китай из Европы… Азербайджан является частью другого важного маршрута - Север-Юг… Так что, я думаю, это важный актив и для любого международного игрока».

На протяжении всей пресс-конференции он демонстрировал значимость своей страны на фоне полной энергетической и логистической зависимости Евросоюза от партнерских отношений с Азербайджаном. Он подверг жесткой критике политику Брюсселя, назвав ее колонизаторской. Глава закавказской республики негативно отозвался о стремлении ЕС создавать «ложную видимость политического влияния на другие страны». Особенно нетерпимо азербайджанский президент отнесся к попытке Председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен его поучать по поводу включения Армении в систему Срединного коридора: «Коридор существует, и Армения не играет в нем никакой роли… мы, Грузия и Азербайджан, создали всю эту инфраструктуру, которая сегодня позволяет Европе взаимодействовать с Центральной Азией… Какое отношение Европа имеет к этому? Чем дальше Европейский Союз от этих вопросов, тем лучше для всех».

Обозначив таким образом стратегическую зависимость Европы от Азербайджана, И.Алиев потребовал отменить «эмбарго на финансирование проектов по ископаемому топливу», поставив в пример действия президента Трампа в этом направлении. Инвестирование азербайджанских средств в проекты, связанные энергетической безопасностью Западной Европы, Алиев поставил в жесткую зависимость от политической лояльности Брюсселя к Баку: «Мы можем смотреть не только на Запад, мы можем смотреть на Восток, на Юг… В Еврокомиссии стоит снять розовые очки и реалистично посмотреть на мир. И воздать должное усилиям таких стран, как Азербайджан».

В подтверждение своей угрозы политического и экономического разворота Ильхам Алиев сообщил, что важнейшим стратегическим партнером в разных областях, в том числе в области зеленой энергетики считает Китай. Очень перспективным направлением сотрудничества с КНР он назвал оборонную промышленность, поскольку Азербайджан продолжает модернизировать свои вооруженные силы. Из финансовых институтов Баку использует в качестве ключевого партнера Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный по инициативе Китая. Вместе с тем, в свой актив Алиев отнес также финансовую устойчивость Азербайджана, который уже много лет практически не зависит от международных финансовых институтов: либо полностью закрыл кредитные портфели, либо близок к этому. Внешний государственный долг Азербайджана, по словам И.Алиева, составляет немногим более 5 млрд. долл. США, то есть менее 7% ВВП.

Одновременно Алиев рассчитывает на долгосрочные стратегические отношения с новой администрацией США. Представляется, что большая часть выступления азербайджанского лидера была нацелена именно на то, чтобы убедить Дональда Трампа в своей нужности: «Прочные отношения с Азербайджаном очень важны для этого региона. Потому что Азербайджан является ведущей страной на Южном Кавказе... с экономическим потенциалом, энергетическими ресурсами, и с армией, которая продемонстрировала свою силу на поле боя, а не на парадах, и со всеми остальными политическими связями, может быть очень важным партнером для Соединенных Штатов».

Другими словами, заявляя о важности Азербайджана, он хотел бы заручиться поддержкой США и представлять их интересы в регионе. Можно предположить, что в этом контексте он в своем выступлении «разоблачает» лицемерие Европейского союза по отношению к Трампу, когда «европейские лидеры, поддерживая госпожу Харрис, стояли за интригами против него». Алиев также нелицеприятно отзывается о прежней администрации США, пытаясь выстроить новые отношения с нынешней: «Наш уровень доверия к команде Байдена-Блинкена был близок к нулю. Наши отношения находились в глубоком кризисе. США под руководством команды Байдена-Блинкена … подписали Декларацию о стратегическом партнерстве [с Арменией – прим. автора] – торопливо, впопыхах, как воры». Кроме того, И.Алиев пообещал «предоставить американским правоохранительным органам всю информацию о деструктивных действиях [госдепа США и USAID в регионе – прим. автора] предшественников господина Трампа».

Он с гордостью сообщил, что «уже состоялись контакты на высшем уровне между членами администрации Трампа и азербайджанской командой», которые показали пользу азербайджанских возможностей для американских национальных интересов.

Отчасти Д.Трамп уже оценил позицию И.Алиева, как посредника между Израилем и Турцией. Стороны встретились[2] 9 апреля в Азербайджане, чтобы создать «механизмы бесконфликтного взаимодействия» в Сирии. Эти усилия азербайджанского президента отметил президент США Дональд Трамп в поздравлении Алиева и азербайджанского народа  с праздником Навруз, где выразил благодарность за поддержку и дружбу в отношении Израиля, то есть, фактически, за организацию переговоров Тель-Авива с Анкарой.

В первом раунде переговоров представители Израиля и Турции не смогли достичь соглашения по предотвращению напряженности. Более того, Турция отказалась давать разрешение на пролет самолета израильской делегации, направлявшейся в Баку. Несмотря на это, как стало известно, переговоры продолжатся при азербайджанском посредничестве.

Дело в том, что Азербайджан — единственная в мире страна, которая одновременно выступает самым близким союзником Турции и одним из двух главных союзников Израиля. С точки зрения еврейского государства, Азербайджан - это не просто дружественная страна и не просто союзник, а самый важный союзник на Ближнем Востоке и в мусульманском мире, второй по значимости после США. Об этом заявил[3] директор по исследованиям в «Фонде правды о Ближнем Востоке»[4] (Endowment for Middle East Truth) Джозеф Эпштейн

С начала 1990-х годов Азербайджан стал ключевым поставщиком нефти в Израиль, что было одним из основных элементов энергетической безопасности Израиля: около 40–50% закупаемой им нефти приходятся на поставки по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан. Азербайджан был единственной мусульманской страной, сохранившей дружественные отношения с Израилем и продолжавшей вести бизнес в обычном режиме даже во время Второй интифады.

Азербайджан также является постоянным покупателем израильской продукции: к концу 2000-х гг. он стал крупнейшим израильским импортером оружия, а в последнее десятилетие почти 70% военного импорта Азербайджана приходится на Израиль. Еврейское государство снабжает Баку широким спектром продукции военно-промышленного комплекса, начиная с минометов и боеприпасов и заканчивая системами ПРО и беспилотниками (одну из моделей, Hermes 900, даже показывали на параде азербайджанской Победы над Арменией в 2020 г.). В сентябре 2024 года стороны подписали еще одно соглашение о поставках оружия, что обеспечило загрузку израильских высокотехнологичных компаний и способствовало росту израильской экономики[5].

Тесным связям Израиля и Азербайджана способствует 30-тысячная еврейская диаспора в Азербайджане, проживающая на этой территории еще со времен персидских империй. В Израиле лоббистами двустороннего союза выступают и переехавшие на историческую родину евреи.

Ключевое различие между Азербайджаном и другими союзниками Израиля заключается в том, что Азербайджан никогда не критикует и не осуждает действия израильского правительства в израильско-арабском конфликте, даже, если это касается геноцида, который по мнению большинства мирового сообщества происходит в секторе Газа.

На пресс-конференции И.Алиев продекларировал  свою поддержку и в отношении турецкой экспансии, приветствуя военный переворот в Сирии и выражая уверенность в скором международном признании независимого государства «Турецкая Республика Северного Кипра» - мол, оно этого достойно. При этом он не задался вопросом, чем Нагорно-Карабахская Республика,  которую захватила азербайджанская армия, была менее достойна международного признания независимого государства.

С позицией Алиева не согласны среднеазиатские республики.  Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Туркменистан — 4 апреля они официально поддержали[6] резолюции 541 и 550 Совета Безопасности ООН, осуждающие турецкую оккупацию северной части Кипра, фактически признав Турцию оккупационной державой. Диаметрально противоположные позиции по вопросу Северного Кипра и другим геополитическим вопросам показывают, что Организация тюркских государств (ОТГ), на которую постоянно ссылается И.Алиев в своем выступлении, не является монолитной, и ее участники имеют разные точки зрения на геополитические проблемы. Международное позиционирование им ОТГ как «центра принятия решений на огромном евразийском пространстве» не соответствует действительности. Более того, его призыв милитаризовать ОТГ, включив в организацию военный потенциал Турции и Азербайджана для того, чтобы «заполнить создавшийся вакуум,... стать центром международной активности в мировом масштабе», вызывают там серьезную озабоченность.

Дело в том, что руководство Турции уже не первый год активно продвигает  идею создания одного большого пантюркского пространства, где проживает тюркское население и где влияние Турции будет почти неограниченным. В эту зону попадают вся Средняя Азия, часть Закавказья и даже некоторые регионы России, включая Крым. И Азербайджан - главный агент этого проекта.

При этом поддержка Украины, обвинения России в «оккупации» ее территорий, а также в попытке оккупировать ранее земли Азербайджана (речь шла о российских миротворцах) вызывает много вопросов.   А ведь Россия - третий по величине торгового оборота[7] партнер, на территории которого проживает огромная азербайджанская диаспора (около 2 млн. азербайджанцев, беспрепятственно развивающих свой весьма прибыльный бизнес в России).

Подобного рода политические заявления вряд ли будут способствовать укреплению доверия между нашими странами, и заставляют задуматься о мотивах таких высказываний и действий, а также возможных последствиях для двусторонних отношений. К этому следует присовокупить действия по закрытию в феврале в Баку российского информационно-культурного центра «Русский дом»[8], который был представительством Россотрудничества в этой стране, а затем и представительства «России сегодня» (Sputnik) в Азербайджане.

Такие действия напрямую противоречат Декларации[9] о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 22 февраля 2022 г. Например:

ст. 7: «Российская Федерация и Азербайджанская Республика воздерживаются от любых действий, наносящих, по мнению одной из Сторон, ущерб стратегическому партнерству и союзническим отношениям двух государств»;

ст. 8. Азербайджанская Сторона высоко ценит посредническую роль Российской Федерации в полном прекращении огня и всех военных действий в регионе в ноябре 2020 г.;

ст. 17: «Стороны воздерживаются от любых действий, в том числе осуществляемых через третьи государства, направленных против друг друга»;

ст. 42. «Каждая из Сторон будет поддерживать на своей территории деятельность другой Стороны, направленную на развитие гуманитарных, научно-технических, культурных и информационных связей, в том числе по линии информационно-культурных центров на основе двусторонних соглашений и в рамках национального законодательства».

Процесс укрепления связей с Турцией, США и Израилем вряд ли требует заявлений, направленных против интересов России.  История взаимоотношений наших стран является крепким фундаментом на будущее. Как говорят на Востоке: «Без друга не узнаешь, какие ошибки совершаешь».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://president.az/ru/articles/view/68514

[2] https://www.gov.il/en/pages/spoke-delegation100425

[3] https://moshiach.ru/view/actualia/25461.html

[4] «Фонд правды о Ближнем Востоке» - Endowment for Middle East Truth, сокр. EMET, эта аббревиатура означает на иврите «правда» — произраильский аналитический центр в Вашингтоне (США), сосредоточенный на освещении ближневосточного конфликта.

[5] https://moshiach.ru/view/actualia/25461.html

[6] https://newscyprus.eu/ru/news/cetyre-gosudarstva-centralnoi-azii-obieiavili-turciiu-okkupiruiushhei-derzavoi-na-kipre

[7] По данным Госкомтаможни Азербайджана в 2024 г. первое место по товарообороту с  Азербайджаном занимает крупнейший импортер азербайджанского газа - Италия – около 11,4 млрд долл. США, что составляет 23,92% от общего товарооборота Азербайджана. На втором месте - Турция с торговым оборотом в 6,1 млрд  долл. США (доля – 12,88%). Третье место заняла Россия, товарооборот с которой составил без малого 4,8 млрд долл.США (доля – 10,08%). Китай – четвертый – 3,7 млрд долл США. США – только пятые -1,7 млрд долл США. https://caliber.az/post/top10-stran-vo-vneshnetorgovom-oborote-azerbajdzhana-za-2024-god?ysclid=m9qt1nt9ry492997531

[8] https://www.kommersant.ru/doc/7642298

[9] http://www.kremlin.ru/supplement/5777

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати