ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Война тарифов: Евросоюз ищет новые рынки

10:58 21.04.2025 • Валерия Беляева, журналист

Когда Дональд Трамп взялся будоражить мировую экономику объявлением тарифной войны против всех, он вряд ли осознавал масштаб всех последствий. Привычный международный торговый порядок посыпался как карточный домик с невероятной скоростью, и теперь президент США, взяв паузу на 90 дней, с самодовольным видом подсчитывает первые итоги своего устрашающего демарша – десятки стран, мол, уже молят его о пощаде. «Я вам говорю: эти страны звонят мне, целуют мне зад. Они умирают от желания заключить сделку. «Пожалуйста, пожалуйста, сэр, заключите сделку. Я сделаю все, что угодно, сэр…», - с мастерством пародиста вещал Трамп на конференции республиканцев, всем своим торжествующим видом – от шикарного смокинга и бабочки до самодовольной улыбки – подчёркивая свою первую победу на пути к «возвращению величия Америки». Впрочем, подробный список капитулянтов президент не огласил, но самым первым в нём можно смело назвать израильского премьера Беньямина Нетаньяху, который дабы не «целовать зад Трампа» сразу заверил его непосредственно в Вашингтоне: Тель-Авив готов снять все барьеры на пути американских товаров. Вслед за ним список тех, кто выбросил белый флаг, по заявлениям из Вашингтона, ширился с каждым днем. Министр финансов США Скотт Бессент: «Мы увидели успешную стратегию по переговорам от президента Трампа. В результате более чем 75 государств объявили о готовности к сотрудничеству».

С другой стороны, рассуждений прогнозистов о том, как глобальный торговый клинч Трампа может привести к весьма плачевным результатам для самих США и как упал его личный рейтинг в глазах самих американцев, сейчас тоже не сосчитать. Но важнее посмотреть, какие выходы из ситуации пытаются найти самые главные торговые и политические партнёры Вашингтона, и прежде всего – Европа. Заметим, Евросоюза в очереди «целующих зад» всё же пока не оказалось. Невзирая на былые чары трансатлантической солидарности, Брюссель решил проявить характер и разработал-таки и согласовал 9 апреля с государствами ЕС пакет чувствительных ответных мер против американского экспорта, хотя вслед за Трампом и отложил его введение на 90 дней. Европейцы предложили Вашингтону переговоры вплоть до возможного взаимного обнуления ввозных пошлин. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен: «Мы готовы вести переговоры с Соединенными Штатами. Действительно, мы предложили отменить пошлины на промышленные товары, как мы успешно сделали со многими другими торговыми партнерами, потому что Европа всегда готова к хорошей сделке».

Сам Трамп признал, что позиция европейцев «весьма умна», но ожидаемо не согласился с простым выравниванием тарифов, поскольку оно не ликвидирует торговый дисбаланс. А ведь любитель сделок ещё хочет, чтобы европейцы закупали у него нефти и газа на 350 миллиардов долларов в неделю (!) или дали дорогу стадам американских автомобилей, не соответствующих нормам и стандартам ЕС. Чтобы умерить давление Трампа, Европа вполне прозрачно дала понять, что готова даже воспользоваться предложением председателя КНР Си Цзиньпина о взаимной солидарности в противостоянии разгрому мирового торгового порядка. «Европейский Союз и Китай договорились рассмотреть возможность установления минимальных цен на электромобили китайского производства вместо тарифов, введенных ЕС в прошлом году», - сообщил недавно представитель Еврокомиссии. Министерство торговли Китая в своем заявлении сообщило, что переговоры «должны начаться немедленно». А в Брюсселе журналистам уже сообщили, что следующий саммит Европейского союза и КНР запланирован на июль 2025 года и пройдет в Китае. На мировых биржах следят, как на европейские маневры отреагируют в Вашингтоне. Ранее глава Минфина США уже посоветовал странам, которые раздумывают пойти на сближение с Пекином из-за смены торговой политики США, подумать дважды. «Это значит перерезать себе горло», - предупредил он. А WSJ тут же написала, что Вашингтон как раз потребует от партнеров ограничить торговые связи с Китаем. Так что противоречие налицо.

Однако, заигрывая с Пекином, в Евросоюзе говорят и о другом: есть потенциальная опасность, что если Вашингтону удастся максимально вытеснить китайских поставщиков с американского рынка, то Пекину придется искать другие направления для экспорта своих товаров, и он может обратить взор именно на ЕС. При таком сценарии европейские компании неизбежно столкнутся с конкуренцией со многими товарами, помимо электромобилей якобы субсидируемыми китайским государством. А это вновь – крупный торговый конфликт уже на другом фронте.

Но в любом случае, в ЕС, похоже, вызрело понимание, что ни бурно разросшийся рынок Китая, ни прежде почти всеядный рынок США уже не могут быть достаточно надежными сферами деловой политики для европейских производителей. А сегодня, когда Трамп загоняет всех в окопы глобальной торговой войны, тем более. Просто пересидеть там ситуацию уже не удастся – нужна новая география бизнес-партнёрства и новые рынки сбыта для европейского экспорта. И Дональд Трамп отныне придал их поиску новый мощный импульс. Дипломатия ЕС в последнее время всё активнее ищет их повсюду – в Азии, в Африке, Латинской Америке и на Среднем Востоке. Но этот поиск зачастую увязает во множестве трудностей и столкновении интересов.

Нам уже приходилось говорить о сложной и противоречивой судьбе соглашения Евросоюза о зоне свободной торговли с Южноамериканским общим рынком (Mercado Comun del Sur - MERCOSUR), таможенным союзом, который основали в 1991 году Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Помимо стран-основательниц в работе MERCOSUR в качестве ассоциированных членов участвуют Чили, Перу, Колумбия, Эквадор, Гайана и Суринам и Боливия. Сейчас в государствах-членах MERCOSUR проживают около 62 процентов жителей Южной Америки (295 млн. человек) и здесь производится 67 процентов ВВП этого континента. Этот регион в Европе давно считали очень перспективной нишей для европейского бизнеса и стремились закрепить там своё деловое влияние ещё свыше двух десятков лет назад. Но тогда не сложилось.

Всё вроде бы удалось лишь в конце прошлого года. Личное участие в продвижении соглашения Урсулы фон дер Ляйен, включая её визит на саммит стран MERCOSUR 6 декабря в Монтевидео, позволило добиться его подписания. Соглашение между MERCOSUR и ЕС открывает возможность создать крупнейшую в мире зону свободной торговли с примерно 800 миллионами потребителей на двух континентах. По расчётам Еврокомиссии, объемы торговли должны вырасти от 10 до 30 процентов. Сделка облегчает производителям из ЕС экспорт автомобилей, станков и оборудования, фармацевтической и другой продукции в Южную Америку. В свою очередь страны этого региона смогут продавать с меньшими ограничениями мясо, сахар, рис, мед, соевые бобы и другие продукты в Европу. Фон дер Ляйен назвала соглашение победой для Европы: «30 тыс. европейских компаний уже экспортируют в страны MERCOSUR. Многие другие последуют их примеру». Помимо торговли, соглашение охватывает также и другие сферы — охрану окружающей среды, защиту интеллектуальной собственности, социальные права работников.

Но далеко не всё для реализации соглашения уже позади. Вступление его в силу может произойти не ранее середины 2025 года, так как документ ждёт ещё непростой путь ратификации. Сделка между ЕС и MERCOSUR должна быть одобрена по крайней мере 15 из 27 стран — членов Европейского союза, представляющих 65 процентов населения ЕС, а также Европейским парламентом. Еще не решено, в каком формате будет проведена ратификация соглашения, но ожидается, что голосование будет происходить в упрощенном порядке без права вето европейских стран. По данным СМИ, близких к кулуарам ЕС, большинство депутатов в Европарламенте благосклонно относятся к соглашению с MERCOSUR и настроены на ратификацию, особенно после конфронтационных действий со стороны Вашингтона.

Между тем весь этот путь по-прежнему не безоблачен. Из-за сопротивления Франции это соглашение долго отчаянно тормозилось, поскольку французские фермеры сильно опасаются, что из стран MERCOSUR в Европу хлынет поток дешёвого продовольствия и прочей сельхозпродукции, с которой местные производители вряд ли смогут выдержать конкуренцию. Схожие мотивы звучат также из Польши, Италии и Австрии. Так, премьер-министр Польши Дональд Туск заявил в минувшем ноябре, что его правительство присоединяется к позиции Франции. В Варшаве опасаются, что сделка ударит по польским производителям птицы и говядины, сахара и этанола. Италия также заявляла, что нет никаких условий для подписания соглашения с MERCOSUR. Эти страны не понаслышке знают о протестах фермеров. Полякам, как известно, уже пришлось столкнуться с негативными последствиями беспошлинного ввоза аграрной продукции с Украины.

В Париже до сих пор не теряют надежды остановить ратификацию. Франция — весьма важная участница ЕС, её позиция против соглашения с MERCOSUR уже создаёт большую политическую проблему. Дабы избежать острой конфронтации, а тем более раскола внутри ЕС, еврочиновники предлагают Парижу более гибкий и конструктивный подход: не блокировать весь комплекс статей соглашения, а применить на временной основе юридические инструменты, чтобы сдержать невыгодные фермерам пункты соглашения. Сейчас, на фоне угроз Трампа закрыть, по сути, пошлинами рынок США от импорта европейских, особенно французских и итальянских, вин, у Брюсселя появились весомые аргументы. Руководство ЕС указывает на потенциальные выгоды торгового соглашения с латиноамериканцами, такие как открытие новых рынков для французских виноделов, производителей сыров и молочной продукции. Французский аграрный сектор может выиграть от сделки с MERCOSUR, убеждают в Еврокомиссии. Хотя всем очевидно, что и в Европу тоже пойдёт качественное аргентинское вино, и скорее всего, по более низкой цене, чем французские и итальянские вина.

В отличие от Франции многие страны ЕС, включая Германию и Испанию, считают сделку жизненно важной для Европы. Соглашение с MERCOSUR с наибольшим оптимизмом восприняли в Германии. Экспортноориентированной германской индустрии, стремящейся выбраться из трясины рецессии, как воздух нужны новые рынки для своей продукции и сырьевые источники. В этом плане латиноамериканские страны рассматриваются как исключительно перспективные, тем более что зоне MERCOSUR, в частности, находится половина мировых запасов лития - так называемый «литиевый треугольник» в рамках Аргентины, Чили и Боливии. Берлин верит в соглашение как путь к укреплению германской промышленной базы, особенно автопрома, в котором 70% рабочих мест так или иначе связаны с экспортом. Свою заинтересованность уже высказывали Daimler и Volkswagen, а также химические гиганты BASF и Bayer. В случае свободной торговли с MERCOSUR Германия могла бы значительно увеличить свой падающий в мире экспорт в Южную Америку и в то же время снизить свою подверженность риску при экспорте на другие рынки.

Ещё одним из самых перспективных направлений в Брюсселе считают Индию, для которой Евросоюз является вторым по значимости внешнеторговым партнёром, опережающим по взаимному товарообороту США и Китай. Согласно данным министерства торговли Индии, общий объем товарооборота между сторонами в 2023-24 финансовом году составлял 137,4 млрд. долларов. А для Евросоюза Индия – девятый по значению рынок сбыта. С 2004 года Индия имеет статус стратегического партнера Евросоюза. Исходя из высоких темпов развития индийской экономики, в Брюсселе нацелились на кратное наращивание своего высокотехнологичного экспорта на ёмкий индийский рынок. Ожидается, что ЕС особенно выиграет от увеличения экспорта таких товаров, как самолеты и запчасти к ним, электрическое оборудование, химикаты и алмазы, а также от расширения торговли услугами в области интеллектуальной собственности, телекоммуникаций и IT. Но и тут много «но».

Отметим, что обе стороны уже давно пытаются найти больше того, что их могло бы сблизить, чем то, что их разъединяет. Переговоры Брюсселя с Нью-Дели о создании зоны свободной торговли идут уже много лет, они начались еще в 2007 году, но в 2013 году их приостановили - ощутимого прогресса не было. Стороны не смогли достичь согласия по ключевым вопросам, включая права интеллектуальной собственности, пошлины на автомобили и спиртные напитки, а также передвижение людей. Реанимировали диалог лишь в 2022 году, но и тогда продвинулись не слишком далеко. Однако последний раунд переговоров в ноябре 2024 года по тарифам в отношении группы товаров, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, по данным СМИ, был результативным. Индия пока сохраняет высокие тарифы на многие европейские товары – например, автомобили и вино, молочные продукты. В ключевых же секторах высоких технологий Индия традиционно больше ориентировалась на Вашингтон, чем на Брюссель. Однако теперь, с учётом курса Дональда Трампа на глобальную тарифную войну, у Брюсселя и Нью-Дели появились новые стимулы для активизации диалога.

Решительно нацеленная на то, чтобы переломить ситуацию, в конце февраля с визитом в Нью-Дели побывала все та же Урсула фон дер Ляйен. В Брюсселе подчеркивали: впервые в истории она привезла с собой в Индию представительную команду еврокомиссаров в полном составе. Радушный приём гостей стал не простой традиционной формальностью, стороны вышли на довольно широкий круг практических договоренностей об укреплении партнёрства и расширении сотрудничества. Повестка переговоров была весьма обширна: тарифы в торговле, сотрудничество в высоких технологиях и в сфере «зеленого перехода», взаимодействие в атомной энергетике и фармацевтике, перспективы транспортного коридора Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC).

Можно сказать, что дух Дональда Трампа незримо витал над столом переговоров. И дело вроде бы пошло быстрее. Президент Еврокомиссии предложила премьер-министру Индии заключить, наконец, соглашение о свободной торговле, и осторожный «многовекторный» Нарендра Моди признал, что «пора». Стороны договорились закрыть этот вопрос в текущем году. «Во времена конфликтов и невероятной конкуренции ты нуждаешься в проверенных друзьях. Для Европы Индия - это такой друг и стратегический союзник», - не жалела льстивых слов фон дер Ляйен. И сделала очередной шаг, предложив Моди также соглашение о стратегическом партнерстве в области безопасности и обороны: «Я прекрасно понимаю, что это будет нелегко. Но я также знаю, что… это партнерство приходит в нужный момент для нас». По заверениям главы ЕК, «это поможет нам активизировать нашу работу по противодействию общим угрозам, будь то трансграничный терроризм, угрозы безопасности на море, кибератаки или новое явление, которое мы наблюдаем: атаки на нашу критическую инфраструктуру». Будущее партнерство в области безопасности и обороны с Индией видится Брюсселю по образцу партнерств, которые у ЕС есть с Японией и Южной Кореей. С идеи оборонного сотрудничества ряд аналитиков считывают и намёк на попытку ЕС использовать в своих интересах стратегическое противостояние Индии и Китая. На это стоит обратить особое внимание, потому что нельзя здесь не видеть нескрываемое желание Брюсселя потеснить в вопросах военного сотрудничества с Индией позиции России. Поскольку Индия старается диверсифицировать поставки вооружений и развивать собственный ВПК, расчёт на то, что предложения ЕС по этому вопросу могут прийтись Нью-Дели весьма кстати. Однако в отличие от западных стран, Россия достаточно давно и глубоко сотрудничает с Индией в организации там собственного производства оружия. И вряд ли «многовекторный» партнёр станет этим историческим преимуществом пренебрегать. При этом Индия пока хотя и готова открыть для ЕС около 90% своего рынка, но не решается снижать тарифы как раз на сельхозпродукцию. Словом, повестка саммита Индия–ЕС, запланированного на конец года, таким образом, получает новые грани.

Любопытный сюжет из-за трамповской торговой агрессии проявился вдруг между Евросоюзом и Канадой. Последняя тоже бросилась искать альтернативных США партнёров и заговорила о более тесных узах с Брюсселем. А началось всё с бурного обсуждения в канадских социальных сетях идеи вступления Канады в ЕС, которую инициировала публикация в журнале The Economist. В ней Стэнли Пиньял, шеф брюссельского бюро издания, написал, что Канада должна официально присоединиться к «своим европейским родственникам». Мол, официальное объединение означало бы расширение доступа на рынок ЕС. Хотя, надо сказать, никаких таможенных барьеров между европейцами и канадцами уже давно нет. Все торговые отношения сторон с 2016 года регулируются Всеобъемлющим экономическим и торговым соглашением (CETA), которое упразднило 99 % таможенных пошлин и признало технические стандарты, интеллектуальную собственность на авторские права во взаимных деловых отношениях. ЕС оказался вторым после США направлением сбыта канадских товаров, обогнав КНР. Одновременно в географической структуре канадского импорта Евросоюз занял третье место, уступив Поднебесной.

На днях канадский премьер-министр Марк Карни высказался за перестройку глобальной системы торговли вместе со «странами-единомышленницами» и подтвердил, что Канада намерена больше взаимодействовать с Европой, снижая свою зависимость от Соединенных Штатов.

А тем временем страны Евросоюза в спешном порядке пересматривают свою внешнеторговую политику по всем направлениям, полагая, что перспективные заделы ещё есть. Помимо стран Южной Америки и Индии на прицеле Брюсселя – ОАЕ, Индонезия, Малайзия, Узбекистан, Филиппины и ещё ряд азиатских стран.

На днях и.о. министра финансов ФРГ Йорг Кукис вообще заявил о назревшей необходимости глобальных соглашений о свободной торговле со всем миром. Мечтатель? На сегодняшний момент, пожалуй, да. Миллиардер Рэй Далио, основатель крупнейшего в США хедж-фонда Bridgewater Associates считает, что мир уже подошёл к краху глобального монетарного и политического порядка. По его мнению, мировые денежные, политические и геополитические системы ждут масштабные изменения, которые происходят «один раз в жизни». И так считает не он один. Ясно одно – прежний мировой торговый порядок настолько громко затрещал по швам, что без его коренного реформирования не обойтись. И никакими новыми нитями атлантической солидарности его обратно не сшить.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати