ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Военные расходы и современность

12:45 14.04.2025 • Андрей Кадомцев, политолог

8 апреля президент США Дональд Трамп заявил, что его администрация планирует представить Конгрессу военный бюджет в размере около 1 трлн. долларов. По словам главы Белого дома, такой размер военных расходов станет «самым большим» в истории страны.

Бюджет Пентагона на нынешний финансовый год утвержден в размере 895 млрд. долларов. Это также рекордная цифра. Официально, бюджетный запрос на следующий финансовый год еще не опубликован. При этом вернувшись на пост президента США, Трамп заявлял, что собирается провести ревизию бюджетных расходов, что изначально интерпретировалось как их сокращение. В рамках новой администрации создан Департамент эффективности государственного управления США (DOGE), который внес предложения о пересмотре госрасходов, в том числе, на нужды военного ведомства. Министр обороны Пит Хегсет в феврале дал указание сократить расходы по некоторым статьям на 8 процентов, а высвободившиеся средства направить «на более приоритетные программы».

Примечательно, что еще в конце февраля Трамп заявлял о желании уменьшить военные расходы США «вдвое». Возникли даже опасения относительно устойчивости бюджета НАТО, поскольку на Америку приходится две трети от всех военных трат стран блока. Тогда Трамп утверждал, что не существует причин «тратить почти 1 трлн. долларов на военные нужды», а также говорил о планах обсудить этот вопрос с лидерами России и Китая – «…как только «мы все уладим» на Ближнем Востоке и Украине».[i] Владимир Путин поддержал эту идею. Однако теперь, как уже бывало не раз с момента возвращения Трампа в Белый дом, планы администрации по разным направлениям, судя по всему, претерпевают серьезные изменения.

Кратко напомним, что окончание холодной войны привело к распространению мнения, что крупные военные конфликты постепенно уйдут в прошлое, а масштабы военных действий будут носить ограниченный характер, преимущественно в форме гражданских войн или региональных конфликтов. Военные расходы США после 1991 года снижались вплоть до терактов 11 сентября. Новый скачок в размерах бюджета Пентагона происходит в первой половине 2000-х в связи с началом операций в Афганистане и Ираке. Рост военных расходов был прерван финансовым кризисом 2008 года, после чего они немного снижались практически до конца 2010-х.

Военные расходы стран Европы резко упали в 1990-95 годах, после чего начали увеличиваться, опять же отчасти из-за войн в Ираке и Афганистане, вплоть до 2009 года, а затем снижались в результате экономического кризиса.[ii]

Военные расходы России кардинально снизились в 1990-е «из-за общего умиротворения военно-политических отношений и по причине глубокого упадка и изменения приоритетов российской экономики». Агрессивная военная операция, проведенная НАТО против Югославии без одобрения Совбеза ООН, была воспринята в Москве как «сценарий угрозы» для российской безопасности. Расходы РФ на оборону начинают расти на фоне «ряда изменений в военном планировании, концепции, доктрине и приоритете закупок». Операция по принуждению Грузии к миру в 2008 году показала как высокий потенциал российских Вооруженных сил, так и необходимость дальнейшего увеличения их финансирования по причине растущих внешнеполитических угроз. Всё большую роль в российском военном планировании начинают играть факторы расширения НАТО и развёртывания ПРО в Европе. А события вокруг Украины побуждают Россию, как и Запад, ускорить «параллельное наращивание военных потенциалов».[iii]

Военный бюджет США в 2025 году составил, как отмечено выше, 895 миллиардов долларов, что на 20 процентов больше, по сравнению с 2022 годом. Нынешнее правительство Великобритании, наиболее активный сторонник продолжения украинского конфликта обязалось увеличить расходы на оборону, которые уже прогнозируются на уровне 3,2 процента ВВП в 2024 году, в ущерб многим социальным программам. Члены НАТО обязались увеличить расходы на оборону до 2 процентов от ВВП, а теперь уже обсуждается вопрос о целевом показателе, по меньшей мере, в 3 процента.

Активный анализ тенденций и возможностей по формированию «военного потенциала и выбор военно-технических приоритетов».[iv] идет в США. В апреле 2023 года Heritage Foundation опубликовал доклад, в котором, в частности, руководству США предлагалось поощрять «разделение союзнического бремени, включая повышение затрат на оборону до двух и более процентов ВВП» - как в Европе, так и в Азии. Де-факто предлагается «вернуться к ситуации времен Холодной войны, когда союзники тратили от 3 процентов до 10 процентов ВВП». Одной из прямо заявленных целей обозначено повышение продаж американских вооружений и техники номинальным союзникам.[v] Судя по ряду решений, принятых к настоящему времени, администрация Трампа прислушивается к рекомендациям Heritage Foundation. Примечательны, в этой связи, критические замечания американских комментаторов, сетующих, что «даже после февраля 2022 года» лидеры большинства стран Европы «до сих пор не могут найти в себе силы», чтобы значительно увеличить военные расходы.

Реализация политики милитаризации потребует от стран ЕС и Великобритании огромных расходов – речь идет о сотнях миллиардов евро ежегодно. В ЕС обсуждается идея создания коллективного фонда в 800 млрд. евро. При этом предполагается, что «восстановление ВПК послужит средством развития высокотехнологичного сектора». Однако в конце марта РИА Новости сообщило, со ссылкой на европейские СМИ, что Франция, Италия и Испания выступили против предложенного Еврокомиссией плана «перевооружения Европы», поскольку размеры их государственного долга уже носят угрожающий характер.[vi] Кроме того, «план перевооружения» подразумевает рост закупок техники именно европейского производства. Но попытки резко отказаться от закупок в США чреваты тем, что НАТО «потеряет экономический смысл для Вашингтона и спровоцирует развал [блока]».[vii]

Вопросом резкого повышения военных расходов, как и предполагалось, занялось новое руководство Германии. Немецкий парламент утвердил поправки в Конституцию ФРГ, «фактически снимающие верхнюю планку ограничений расходов на оборону и помощь Украине.» В Европе поддерживают воинственный настрой Берлина, но нельзя исключать, что некоторые страны желают таким образом ослабить экономическое доминирование ФРГ, если даже не «вообще разорить Германию дотла в пожаре новой холодной войны против России». США здесь также видят свою выгоду – рост военных расходов заставит немцев закупать больше в Америке.[viii]

На этом фоне февральские комментарии Трампа о желательности существенного сокращения военных расходов с большой долей осторожности можно было бы расценить как признак наличия понимания пагубности новой гонки вооружений. Бесконтрольное наращивание военных потенциалов объективно не выгодно ни Москве, ни Вашингтону. Как считают некоторые эксперты, «Россию и США также объединяет стремление не допускать распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, равно как и обеспокоенность по поводу футуристических военных разработок, грозящих милитаризацией космического и киберпространства, использованием искусственного интеллекта в военных целях, развертыванием разнообразных автономных летальных систем и другими, пока не вполне предсказуемыми, но явно неприятными для обеих сторон последствиями».[ix]

Но это благие надежды. Приходится вспомнить, что в годы первой каденции Трамп вышел из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а также де-факто отказался продлевать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Тем самым, США показали, что даже наличие формальных договоренностей между Москвой и Вашингтоном не является гарантией от новых обострений геополитических противоречий. Теперь же, констатирует в свое телеграм-канале зампред Совбеза России Дмитрий Медведев, США и их союзники и вовсе пытаются «формально сохранять ядерный паритет с Россией и в то же время вести против нас необъявленную войну с применением безграничных санкций…». Однако подобная политика лишь ставит «…мир перед угрозой начала Третьей мировой войны».[x]

Что касается оценок экономических последствий роста военных расходов, то за последние тридцать лет количество исследований на эту тему сократилось. По общему мнению, фискальные мультипликаторы являются положительными, то есть при увеличении военных расходов экономика растет. Оценки того, подавляют ли военные расходы экономическую активность или стимулируют ее, варьируются, часто в зависимости от контекста. Есть некоторые свидетельства того, что при высоком уровне безработицы экономика развивается активнее, что позволяет предположить, что военные расходы должны увеличиваться или, по крайней мере, не снижаться, когда экономика замедляется.

Данные о долгосрочных последствиях военных расходов гораздо более разрозненны и разнородны. В последнее время изучается роль военных расходов на рост производительности труда. Военные расходы, стимулируя и концентрируя спрос, могут способствовать использованию эффекта масштаба, особенно в тяжелой промышленности.

В целом, учитывая продолжающийся конфликт вокруг Украины, сохраняющийся риск большого регионального конфликта на Ближнем Востоке, а также рост напряженности в Южно-Китайском море, вполне вероятно, что увеличение военных расходов станет новой нормой во второй четверти XXI века. До тех пор пока не появится новая конструкция многополярного миропорядка.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.rbc.ru/politics/08/04/2025/67f4e32a9a79475bf7ce1f6a

[ii] https://www.sipri.org/commentary/blog/2016/65-years-military-spending

[iii] https://globalaffairs.ru/articles/vechno-segodnyashnie/

[iv] https://globalaffairs.ru/articles/na-chuzhih-oshibkah/

[v] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/proekt-2025-kontury-doktriny-trampa

[vi] https://ria.ru/20250326/smi-2007442036.html

[vii] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/chto-stoit-za-tarifnoy-politikoy-trampa

[viii] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/germaniyu-okhvatil-legkomyslennyy-militarizm/

[ix] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-ssha-za-ramkami-ukrainskogo-krizisa

[x] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/67f4cb209a7947633f004c66

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати