ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Сотая выставка русских художников-передвижников XXI века в Туле

14:52 14.02.2025 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Валентин Скачков «Африканские мотивы. Городок Ламу. Кения»

Сотая по счету выставка российских художников «Передвижники XXI века» состоялась в старинном городе Туле. Продолжая традицию своих предшественников, передвижников XIX века, современные мастера кисти с каждой новой экспозицией охватывают всё более городов России и зарубежья, вовлекая в орбиту своих идей новых собратьев по цеху. Так, начиная с 2005 года,  их выставки состоялись от южных городов страны до Заполярья, а также в Белоруссии, на Украине, в Сербии, Черногории, Германии, Польше, Чехии, Финляндии и других странах Европейского Союза, в Китае. Темы сюжетов тоже всеохватны – исторические батальные полотна, библейские притчи, пейзажи Родины и далекой Африки, военная тематика и попытка заглянуть в завтрашний день. Первый заместитель генерального директора Тульского музейного объединения Мария Кузина уточнила, что в залах работы художников подобраны таким образом, чтобы творческое амплуа каждого могло соотноситься с единой концепцией выставки. Экспозиция в Туле насчитывает более ста экспонатов и вызывает большой интерес у посетителей.

Как сказал журналу «Международная жизнь» постоянный участник передвижных выставок Член Союза художников Санкт-Петербурга Василий Братанюк, в экспозиции поражает качество выставленных работ. «Как таковая  идея передвижных выставок уникальна. И тот факт, что сделано уже 100 таковых, - это подвиг», - говорит Василий Братанюк. – «Передвижники XIX века дали мощный импульс этой идее, но гораздо меньше выставок им удалось осуществить. Современные их последователи свято верят в

«Передвижники XIX века», фото Color by Klimbin

Возрождение культуры, искусства и выставляют все новые и новые работы, открывая и присоединяя многие таланты по всей Руси великой», – отмечает Василий Братанюк. «Посмотрите, Юрий Белозерский пишет просторы Родины, рассматривая дали с высоты птичьего полета. Игорь Курчинский создает огромные полотна исторических событий, возвеличивая подвиг наших предков».  

Юрий Белозерский «С высоты птичьего полета», 2024

Игорь Курчинский, фрагмент картины  «Битва при Молодях»

Игорь Курчинский, мастер масштабных полотен, так пояснил журналу «Международная жизнь» замысел своей картины, фрагмент которой представил на выставке в Туле.  «Холст «Битва при Молодях» был мной задуман в результате моего знакомства с историей государства русского времён Ивана IV», - говорит художник. – «Много информации по этой теме я почерпнул из лекций петербургского историка Клима Жукова. Величие, самоотверженность, отвага и смелость войска русского вызвало у меня восхищение, восторг и безмерное уважение к подвигу наших предков. Это битва состоит в одном ряду с такими великими сражениями, как Бородино, Полтавская битва, Сталинград и Курская дуга. В ней, в этой битве, в очередной раз фактически стоял вопрос: «Быть или не быть» нашей стране, государству, нашему народу. И, в общем-то, нашей жизни, жизни последующих поколений. В исходе битвы при Молодях, подвиг наших воинов утвердительно ответил на этот вопрос. Государству Русскому быть! Эти события не могли оставить меня равнодушным, как художника, которому всегда была интересна батальная тематика», - подчеркнул Игорь Курчинский.  

Игорь Курчинский «Исцеление в субботу», 2024

Продолжая свой увлекательный рассказ о личном творчестве, художник вспоминает: «С детства мне было очень интересно изображать многосложные, многофигурные, многодельные эпические события, связанные с историей всего человечества в общем и историей нашего народа в частности. А по мере взросления к этому перечню добавились, конечно, и библейские сюжеты. Закончив Одесское художественное училище и уже обучаясь в институте им. И. Е. Репина в Академии художеств в Санкт-Петербурге, мне представилась ещё большая возможность заниматься этими темами на новом уровне мастерства.  Регулярные занятия композицией, живописью, постоянная практика в рисунке в течение всего учебного процесса - всё это повышало уровень моих холстов.

В одном из своих высказываний И.Е. Репин говорил: «..Я просто люблю изображать человека». Думаю в случае со мной происходит что-то подобное. Через свои холсты, казалось бы, насыщенные многосложными ситуациями, сюжетами, различными персонажами, яркими событиями, я показываю зрителю красоту человека во всех его жизненных проявлениях. От ожесточённо-напряженных, военных тематик до простых по цвету и композиции постановок портретов. Так, работы «Исцеление в субботу», «Бегство в Египет» или фрагмент картины «Битва при Молодях» являются предметом моего интереса к изображению человека во всей его силе и красоте. 

Игорь Курчинский «Бегство в земли египетские», 2020

По словам И. Курчинского, библейские сюжеты «Бегство в Египет», «Исцеление в субботу», в виде эскизов начаты были им ещё во время обучения в Академии. Таким образом, работа над этими картинами заняла порядка 20лет.

Участвуют в сотой выставке в Туле и недавние выпускники Санкт-Петербургской академии им. И.Е. Репина. Среди них – Ирина Зорина с картиной «Сюжет праздника Гербер» - для нее эта выставка первая.  

Зорина Ирина «Сюжет праздника Гербер», 2024

«Это древний летний традиционный праздник Удмуртии», - рассказывает о сюжете своей картины Ирина Зорина. – Он посвящен также и гармоничному союзу природы и человека, отмечается в период окончания посевных работ, а потому – лучший повод удмуртам надеть свое национальное платье и монисто».  Интерес к уникальным национальным традициям народов России еще раз подчеркивает климат миролюбия, созданный веками и переданный потомкам устроителями нашего государства.   

Есть на выставке и скульптурные экспонаты, один из которых особенно ценен устроителям. Это деревянная фигура коленопреклоненного Христа, молящегося в Гефсиманском саду о чаше, которую предстоит испить до конца. Её автор Ольга Ивашенцева - представительница древнего рода, недавно покинувшая наш мир.

Ольга Ивашенцева «Христос в Гефсиманском саду»

Стоит напомнить, что при воплощении идеи проекта «Передвижники XXI века», его поддержали корифеи живописи, академики О.А. Еремеев, Ю.М. Непринцев, Н.Н. Репин, С.Д. Кичко, В.С. Загоник, Б.А. Семенов, О.А. Ивашенцев и др. Председатель правления Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) Валерий Выборжанин выдержал сто организаций передвижных экспозиций и, надеемся, впереди ещё «столько и пол столько». В сотой экспозиции - работы авторов нескольких поколений: Юрия Белозерского, Василия Братанюка, Игоря Курчинского, Любови Вячеславовой, Николая Блохина, Татьяны Лушниковой, Ирины Мелиховой, Марины Рубановой, Ирины Зориной, Анны Виноградовой, Валентина Скачкова, Лауры Свидерской и др.

Ирина Мелихова «Звездная ночь. Крым», 2023

А эта работа Ирины Мелиховой была написана ночью в Крыму, в Мысово, где они с подругой пошли писать яхт-клуб на месте старого рыбацкого причала, а звезды на небе были так крупны, так ярки,  так, казалось,  близки, что картина в результате получила название «Звездная ночь». 

Ирина Мелихова «Кения. Надия», 2017

Валентин Скачков «Африканские мотивы. Городок Ламу. Кения»

Татьяна Лушникова «Старое дерево», 2021

Николай Блохин «Портрет семьи», 2021

Василий Братанюк «Ася Левкина», 2012

Залы Тульского художественного музея принимают экспозицию сотой выставки ТПХВ.

Василий Братанюк «Елена Кузьмина, солистка балета Б.  Эйфмана в спектакле «Анна Каренина», 2015

Василий Братанюк «Ильмира Багаутдинова. Приготовление к спектаклю», 2018

Лушникова Татьяна, «Дождливая осень», 2015

Привлекает внимание необычное решение сюжета Татьяны Лушниковй на картине «Дождливая осень». В частично приоткрытое окно мы видим идущих под зонтиками людей, которые, кажется, никого и ничего не замечают, кроме луж под ногами. Но вот, как трактует автор свой замысел. «Картина «Дождлива осень» - это образ нашего города Санкт-Петербурга, - поясняет Татьяна Лушникова. - Люди спешат с зонтами по делам, а зритель наблюдает за ними из окна, возможно, это художник, или просто человек, собирающий макеты самолетов. Эти самолеты символизируют движение, что и зритель готов улететь в открытое окно, в пространство. Или наоборот, он вернулся в тепло, в уют, а за окном продолжается бесконечный петербуржский дождь. Никому ни до кого нет дела, все спешат, только одна девушка оглянулась и посмотрела в окно, и зритель понимает, что он не один в этом мире». Вот оно, назначение художника, открывать новые смыслы, новые миры, держать баланс сил и только добрых сил, побеждающих, жизнеутверждающих.

Игорь Петров «Розовый закат», 2024

Татьяна Лушникова «Вечерние обители», 2023

Игорь Петров «Набережная Сены», 2019

Анна Виноградова, «На горку», 2012

Портрет сыновей «На горку» кисти Анны Виноградовой отражает чувство братства, зарождающееся в ранние годы жизни - старшего и младшего братьев, и вроде бы – элементарная забота, подать руку и вытащить из сугроба братишку, а за этим  жестом - ощущение защищенности, и это так дорого!

Татьяна Лушникова «Африканский цикл», 2023

Николай Блохин «Портрет Девушки», 2024

Как великолепен «Портрет девушки» работы Николая Блохина. Вся гамма чувств и состояния переданы в пластике её задумчивости. Просторные одежды не могут скрыть изящества её тела и души, льющегося через грустный взгляд таких прекрасных глаз.

Поражает неженское мастерство картин Любови Вячеславовой «Утро. Североморск» и «За горизонтом мечты». Кто знает этот северный город у берегов Баренцева моря, - поймет всю ценность многосложного сюжета художника.

Любовь Вячеславова «Утро. Североморск», 2009

А тема полотна «За горизонтом мечты» Любови Вячеславовой дарит надежду:

«Там, где небо встретилось с землей,
Горизонт родился молодой.
Я бегу, желанием гоним. 
Горизонт уходит. Я за ним.  

…Всё далекое ты сделай близким,
Чтоб опять к далёкому идти!»

Любовь Вячеславова «За горизонтом мечты», 2015

«Передвижники XXI века» открывают мир с его красотами, тревогами и огромными возможностями для человека.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати