ГЛАВНАЯ > История без купюр

Славное «Предприятие» или три «кругосветки» Отто Коцебу

19:23 12.02.2025 • Петр Журавлев, журналист-международник

15 февраля 1846 года скончался Отто Евстафьевич Коцебу – русский капитан, который по праву числится в особом списке русских мореплавателей и которому принадлежит множество географических открытий. На его счету три полноценных кругосветных путешествия, в отечественную историю его имя занесено золотыми буквами.

Наш герой родился 30 декабря 1788 года в Ревеле (ныне - Таллинн). Родитель его был известный на всю Европу писатель и драматург Август Коцебу. Мать его умерла рано, и воспитанием мальчика занималась мачеха, которая его очень любила и совсем не была похожа на злых мачех из европейских сказок. Звали мачеху Кристина фон Крузенштерн и была она сестрой Ивана Федоровича Крузенштерна. Именно это обстоятельство, во многом определило судьбу юного Отто Коцебу. В 8 лет Отто начал обучаться в Петербургском морском кадетском корпусе. Очень быстро море стало главным увлечением в жизни юноши, а уже в 15 лет он в качестве юнги-волонтера становится участником первого кругосветного плавания (1803–1806) на шлюпе «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна.

По окончании кругосветного плавания Отто Августович Коцебу был произведен в мичманы, а в 1811 году стал лейтенантом. В это время Крузенштерн разрабатывал проект научной кругосветной экспедиции задачей, которой он ставит открытие Северо-Западного прохода — морского пути вокруг северных берегов Америки. Поиски прохода со стороны Тихого океана помогли бы также ответить на вопрос: соединяется ли Азия с Америкой? В 1648 г. С. Дежнев, следуя от устья Колымы до Анадырского залива вокруг Чукотского полуострова, доказал, что Азия и Америка разделяются проливом. Однако этот пролив не был положен на карту. Также Крузенштерн собирался уточнить положение множества островов Тихого океана и, если возможно, обнаружить новые острова.

Увлеченный планами Крузенштерна, граф Н. Румянцев, занимавший должность канцлера, предложил свои деньги на постройку для экспедиции небольшого (180 т) брига. Командиром еще строившегося в Або «Рюрика» по рекомендации Крузенштерна был назначен Коцебу. Бриг вооружили 8 пушками и подняли на нем военно-морской флаг.

Ранним утром 30 июля 1815 года бриг «Рюрик» поднял паруса и покинул Кронштадт. После краткой остановки в Копенгагене 7 сентября прибыл в Плимут. Проверив хронометры, Коцебу поспешил выйти в океан, однако штормы дважды заставляли его возвращаться. Только 6 октября бригу удалось выйти из Ла-Манша. У острова Тенерифе русские моряки пополнили запасы. Затем бриг без особых приключений пересек Атлантический океан и 12 сентября встал на якорь, у острова Санта-Катарина (Бразилия).

Подготовившись к трудному плаванию вокруг мыса Горн, путешественники отправились дальше на юг и спустя несколько дней попали в полосу штормов. 10 января 1816 года большая волна ударила в корму брига, сломав перила на шканцах, люки, закрывавшие пушечные порты, перебросила пушку от одного борта к другому, проломила палубу над каютой Коцебу, а самого лейтенанта сбросила со шканцев и неминуемо смыла бы за борт, если бы он не ухватился за канат.

Но на этом «приключения» русских путешественников не закончились. Ночью 12 апреля 1817 года путешественники попали в шторм. В 4 часа ночи огромная волна обрушилась на бриг, сломав бушприт и штурвал. Один из матросов повредил ногу; унтер-офицера чуть не смыло в море. Самого Коцебу волна ударила грудью о какой-то острый угол, и он потерял сознание.

24 апреля «Рюрик» вошел в гавань Уналашки. Моряки исправили повреждения, почти полностью сменили рангоут и такелаж, укрепили отставшую медную обшивку и 29 июня вошли в Берингов пролив. Подойдя к острову Св. Лаврентия, команда корабля увидела, что весь Берингов пролив еще покрыт льдом. Стало ясно, что даже если пролив, через некоторое время очистится, проникнуть далеко на север «Рюрик» в этом году не сможет. Да и сам Отто Августович еще не оправился от удара во время шторма. Коцебу долго колебался. Он хотел, «презирая опасность смерти, закончить свое предприятие». Однако, как командир корабля, он был обязан думать о сохранности корабля и команды. Поэтому начальник экспедиции принял решение прекратить попытки пробиться в Берингов пролив.

22 июля года «Рюрик» возвратился к Уналашке и 18 августа отправился в обратное плавание к берегам Европы. Отремонтировав бриг в Маниле, мореплаватели 29 января 1818 года направились на юг, чтобы Зондским проливом выйти в Индийский океан. Коцебу был предупрежден, что в этих местах много пиратов. И действительно, едва «Рюрик» пересек экватор, русские моряки заметили, что их преследует малайский пиратский корабль. Коцебу приказал приготовиться к бою. Пиратский корабль обогнал бриг, а ночью преградил ему путь. Но на «Рюрике» вовремя заметили противника. Капитан приказал повернуть к неприятелю правым бортом и дать залп из пушек. Пираты, привыкшие иметь дело с торговыми кораблями и не ожидавшие такого отпора, повернули и быстро отошли. Бриг благополучно прошел Зондский пролив, пересек Индийский океан и обошел мыс Доброй Надежды. 3 августа 1818 года «Рюрик» вошел в Неву и отдал якорь перед домом организатора экспедиции канцлера Н. Румянцева. Второе кругосветное плавание капитана Отто Коцебу было завершено.

Через три года после окончания экспедиции в Петербурге было издано двухтомное сочинение Коцебу «Путешествие в Южный океан и Берингов пролив», а еще через пару лет вышел третий том, в котором были собраны статьи других участников экспедиции, а также записи научных наблюдений. Уже в 1821 г. записки Коцебу были переведены и изданы на английском, немецком и голландском языках.

28 июля 1823 года Отто Коцебу вышел в свою третью кругосветку на шлюпе «Предприятие». Основными задачами путешествия были доставка грузов на Камчатку и крейсерство у берегов российско-американских колоний, чтобы защитить их от американских контрабандистов. И вновь на долю капитана и его команды выпала масса испытаний.

3 августа, пройдя мыс Скаген, корабль попал в серьёзную грозу, а добравшись до Ла-Манша — в густой туман. 8 сентября вновь разразился шторм, на этот раз у мыса Портленд. Чтобы укрыться от него, нужно было провести судно через узкий Нидельский проход, окружённый мелями. Дело осложнялось тем, что уже наступили сумерки и плавание имело все шансы окончиться катастрофой: «Вдруг недалеко от самого носа шлюпа открылась в тумане утёсистая скала, у подошвы которой разбивался сильный бурун; близость её, порывы ветра и быстрый ход судна угрожали нам несчастьем; но искусный лоцман, определив по ней, что мы находимся вблизи устья пролива, не теряя присутствия духа, схватился за руль и, поворотив шлюп, принудил его, так сказать, протереться мимо высокого, отвесно поднявшегося из воды утёса, который, казалось, висел над нашими головами», - писал Коцебу в воспоминаниях.

Порой, впрочем, случались казусы, для бравых мореходов неожиданные — в частности, так вышло, когда команда предвкушала высадку на Канарах, на острове Тенерифе.

«При приближении к городу открылась во всём своём блеске покрытая снегом вершина пика. Величественный вид его увеличивал желание всех наших учёных и офицеров пристать к этому любопытному острову, который они никогда ещё не посещали; всякий надеялся скоро быть в городе и, от нетерпения надев на себя лучшее платье, наперёд рассчитывал, как полезнее провести время на берегу. Вдруг все воздушные замки были разрушены пушечным ядром, пролетевшим мимо шлюпа с одной из крепостей», вспоминал капитан.

Почему кораблю оказали столь враждебный приём, узнать так и не удалось, капитан увёл «Предприятие» дальше. Не обошлось без проблем и при выходе из чилийского порта Консепсьон Когда шлюп был готов покинуть стоянку, купец Миндебуро, знакомый Коцебу со времён его предыдущей кругосветки, предупредил капитана, что у острова Кирикино встали на якорь два чилийских корабля с намерением задержать путешественников.

И впрямь, стоило «Предприятию» выйти из гавани, как фрегат и корвет выпустили по пушечному ядру и двинулись наперерез судну. Только твёрдая решимость команды при необходимости вступить в бой, помогла оставить город: «Мы продолжали идти прежним курсом. Наконец фрегат и корвет прошли у нас на ветре перед носом на довольно близком расстоянии и, вероятно, увидев нашу готовность сопротивляться, не решились нас задерживать».

Добравшись 8 июня до Петропавловска-Камчатского и оставив там груз, «Предприятие» двинулось к Ново-Архангельску, центру Российской земли в Америке, расположенному на острове Ситха, сейчас известном как остров Баранова (он был открыт русскими мореплавателями, и в 1799 году губернатор Российско-американской компании Александр Баранов основал там первое поселение).

Судну надлежало задержаться там, но правитель колонии Российско-американской компании Муравьёв сообщил Коцебу, что до марта следующего 1825 года шлюп в Ново-Архангельске не понадобится. Так у капитана появилась возможность свободно заняться исследованиями. 10 сентября он вновь вышел в открытое море и посвятил около полугода изучению почти неизвестной на тот момент Калифорнии и Гавайских островов.

Океанографические результаты экспедиции на «Предприятии» были еще более значительны, чем результаты плавания на «Рюрике». Особенно выделяются работы находившегося на шлюпе физика Э. Ленца, который использовал сконструированные им вместе с профессором Е. Парротом батометр, для взятия водных проб с различных глубин и прибор для измерения глубин.

Во время этого плавания им были открыты остров Предприятие (Фангахина) в архипелаге Туамоту, остров Беллинсгаузена (Мату-Оне — в 450 км от острова Таити) и северные острова цепи Ралик — атоллы Римского-Корсакова (Ронгелап) и Эшшольца (Бикини).

По окончании экспедиции капитан 2-го ранга Отто Августович Коцебу был прикомандирован к начальнику Ревельского порта, затем назначен командиром 23-го флотского экипажа, в 1828 году его перевели в Гвардейский флотский экипаж. В 1830-ом «по расстроенному здоровью» вышел в отставку в чине капитана I ранга. Покинувший флот мореплаватель поселился в своем имении недалеко от Ревеля, где и умер в 1846 г.

По материалам сайта Русского Географического Общества, портала «История.РФ» и портала «Военное обозрение»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати