ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Индия – США: новый этап отношений или новые проблемы? (к визиту Нарендры Моди в США)

12:50 12.02.2025 • Андрей Кадомцев, политолог

Премьер-министр Индии Нарендра Моди едет с визитом в США. Каковы перспективы отношений двух стран в нынешних непростых геополитических условиях?

После инаугурации Трампа, Нарендра Моди впервые пообщался с ним 27 января, по телефону. Согласно сообщениям американской стороны, обсуждались вопросы иммиграции, важность увеличения Индией закупок американского оборудования для обеспечения безопасности, а также налаживания «справедливых двусторонних торговых отношений». Позже сам Трамп сообщил журналистам, что они с Моди обсудили расширение и углубление сотрудничества, а также вопросы безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и в Европе. В заявлениях индийской стороны говорится, что лидеры обсудили технологии, торговлю, инвестиции, энергетику и оборону.

Индия стремится укрепить торговые отношения с США, которые являются ее крупнейшим торговым партнером. По данным Reuters, объем двусторонней торговли между двумя странами в 2023/24 году превысил 118 млрд. долларов, при этом профицит Индии в торговле с Америкой составил 32 млрд. долларов. Нью-Дели также намерен облегчить своим гражданам получение виз для квалифицированных работников. Наконец, и это не секрет, Индия рассматривает США в качестве партнера в своих усилиях по сдерживанию Китая. В этой связи, по данным СМИ, Трамп и Моди, в ходе телефонного разговора, подчеркнули свою приверженность группе Четырехстороннего диалога (QUAD), объединяющей США и Индию, а также Австралию и Японию. Индия примет лидеров QUAD позже в этом году.

Как отмечают западные СМИ, Белый дом объявил о приглашении индийскому премьеру посетить США спустя несколько часов после того, как американский военный самолет вылетел в Индию, чтобы вернуть в страну депортированных мигрантов. Перед выборами в 2016 году Трамп включил Индию в число стран, которые он обвинил в краже американских рабочих мест. Тем не менее, у Моди и Трампа сложились хорошие отношения во время первой легислатуры нынешнего президента США. Во время нынешней предвыборной кампании Трамп назвал Индию «очень большим нарушителем (abuser)» в торговле и поклялся использовать тарифы на импорт для устранения дисбаланса. Трамп также пригрозил странам группы БРИКС, в которую входит Индия, 100-процентными пошлинами на импорт, если они попытаются заменить доллар в международной торговле.

При Байдене в американской политике в отношении Индии ведущее значение придавалось геополитике, военному сотрудничеству и торговле. Одним из следствий стало игнорирование администрацией Байдена обвинений в «усилении индуистского национализма» и «подавлении национальных и религиозных меньшинств», по нараставшей звучавших в адрес Моди и его партии из уст представителей западных НКО и СМИ. Вместе с тем, администрация Байдена обвиняла Индию в причастности к сорванному заговору с целью убийства на территории США сикхского активиста, выступающего за создание независимого сикхского государства на территории индийского штата Пенджаб. Эти обвинения осложняли двусторонние отношения во второй половине президентской каденции Байдена.

Трампа такие вещи не волнуют. Приоритетом для его администрации на данный момент являются вопросы торговли и иммиграции. И политика Белого дома в ближайшее время будет определяться не только реакцией Индии на требования Трампа, но и раскладом сил по этим вопросам в Вашингтоне. В свою очередь, Моди в начале февраля назвал Трампа в одной из социальных сетей «дорогим другом» и отметил, что они оба «привержены взаимовыгодному и доверительному партнерству». «Мы будем совместно работать ради благополучия наших народов и во имя глобального мира, процветания и безопасности», - добавил Моди.

В преддверии визита Моди, Трамп заявил журналистам, что индийский премьер «сделает то, что нужно», когда речь зайдет о возвращении индийских иммигрантов, приехавших в США нелегально. Ранее, во время встречи с министром иностранных дел Индии, госсекретарь США Марко Рубио также подчеркнул желание «решить проблемы, связанные с нелегальной миграцией». В конце января агентство Bloomberg сообщило, что Индия и США выявили около 18 000 индийских мигрантов, находящихся в США нелегально. При этом по словам Трампа, он «открыт» для легальной миграции квалифицированных кадров. Именно на долю граждан Индии приходится большая часть виз H-1B, выдаваемых Соединенными Штатами для квалифицированных специалистов.

Геополитически, обе страны рассматривают друг друга как важных партнеров в усилиях по сдерживанию Китая. В Нью-Дели делают ставку на то, что сторонники Трампа смотрят на Китай как на основного конкурента. В этой связи, высока вероятность, что политика администрации Трампа в Индо-Тихоокеанском регионе будет в значительной мере продолжением «линии Байдена». На этой основе индийские дипломаты пытаются найти общий язык с советниками Трампа. А политики работают над укреплением отношений на Капитолийском холме и в правительствах штатов.

Вместе с тем, существуют серьезные опасения, что торговая напряженность в отношениях двух стран будет расти вместе с американскими тарифами. Трамп едва ли сделает здесь исключение и будет оказывать давление на Индию, чтобы она покупала больше американского оружия. Между тем, до сих пор была ведущим военно-техническим партнером Нью-Дели остается Россия. По данным американских СМИ, Индия рассчитывает на изменение позиции США по вопросу ее тесных связей с Москвой. Однако этот вопрос пока остается в «подвешенном» состоянии, поскольку Белый дом еще не выработал свою стратегию по конфликту на Украине. Тем не менее, в отношениях с Россией Индия твердо отстаивает свое суверенное право развивать взаимовыгодные связи со всеми странами.

В Вашингтоне уже давно растет раздражение стремлением Индии занять место среди великих держав, которого она достойна. Подобная линия Нью-Дели прямо противоречит цели США по сохранению первенства в международной системе. Хотя Индия участвует в возглавляемом США формате QUAD, ее приверженность принципам многополярности всё чаще воспринимается американцами как антизападная. Прежде всего, речь идет об активном участии Индии в БРИКС, а также Шанхайской организации сотрудничества. Недовольство руководства Америки вызывает расширение и углубление индийско-российских связей. 

Независимая позиция Индии в сфере экономического сотрудничества, серьезно подрывает усилия Вашингтона по «изоляции» геополитических противников, прежде всего, России и Ирана. Индия получает выгоду от поставок российской нефти, которая помогает ей удовлетворять быстро растущие потребности в энергоносителях. С началом эскалации украинского кризиса, США постоянно выражают недовольство расширением закупок российской нефти со стороны индийских компаний. В настоящее время Индия является одним из крупнейших покупателей нефти из РФ. Не менее раздражающим Вашингтон фактором является то, что страна сохраняет тесные и обширные военно-технические связи с Москвой.

Со своей стороны, Нью-Дели обеспокоен целым рядом аспектов американской политики в Азии. К примеру, контактами США с Пакистаном – главным региональным противником Индии. В декабре глава пакистанской армии Асим Мунир посетил Вашингтон для встреч на высоком уровне в Пентагоне и Госдепартаменте. Администрация Байдена стремилась расширить партнерство с Пакистаном после вывода американских войск из Афганистана, включив в него вопросы, не связанные с безопасностью, такие как торговля и инвестиции. Это представляет серьезную проблему - Индия не раз убеждалась, сколь ненадежным партнером в долгосрочной перспективе являются Соединенные Штаты и сколь изменчивыми могут быть ее политические приоритеты в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Так, после поспешного ухода американцев из Афганистана в 2021 году, Индии пришлось заново выстраивать собственную политику в регионе. С возвращением запрещенных в РФ талибов, Индия стала опасаться, что Афганистан может вновь стать площадкой для вербовки и подготовки террористов, особенно для исламистских группировок, наносящих удары по ее территории. Потенциальной долгосрочной проблемой для Индии является растущее влияние Китая в Афганистане, чего можно было бы избежать, если бы США не покинули эту страну. Теперь же индийские интересы в Афганистане - включая доступ к важнейшим полезным ископаемым - могут столкнуться с китайскими.

Трамп уже нанес весомый удар по геополитическим интересам Индии. В первые дни после возвращения в Белый дом, он поручил Госдепартаменту провести переоценку и подготовить возможное решение об отзыве санкционного исключения (waiver), ранее предоставленное Индии для развития и эксплуатации порта Чабахар в Иране. Это исключение позволило Индии обойти некоторые санкции США, введенные против Ирана. Индийцы уже вложили в проект развития порта порядка 24 млн. долларов в рамках политики расширения связей с Центральной Азией и Европой. Отмена исключения из санкций может нарушить более широкие геостратегические планы Индии. В частности, под вопросом оказываются перспективы Международного транспортного коридора Север-Юг (МТКСЮ), который призван облегчить торговлю между Индией, Ираном, Россией и Европой, используя альтернативу традиционным морским маршрутам. Таким образом, действия администрации Трампа уже представляют собой серьезный вызов для стратегических интересов Нью-Дели.[i]

Открытая неприязнь Трампа к вопросам борьбы с климатическими изменениями также может стать камнем преткновения в индийско-американских отношениях. Климатическая политика является важной частью усилий Индии по превращению в лидера глобального Юга, что может обеспечить ей место за столом переговоров в новом многополярном мире. Индия, несомненно, в большей степени разделяет взгляд других развивающихся стран на климатические вопросы, чем позицию США и Запада в целом. В сочетании с взаимодействием Индии с противниками США - Китаем, Россией и Ираном, такая линия открыто противоречит устремлениям Вашингтона сохранить глобальный статус-кво. Трампа, как показывают его первые шаги, действительно интересует «американская исключительность». Его реальная повестка в годы первой легислатуры сводилась, скорее, к «защите ближайших интересов США, даже если такая защита таит в себе угрозу полной дезинтеграции существующей международной системы». В этом контексте вероятность того, что Трамп отступит из Азии, оценивается наблюдателями ниже, чем вероятность того, что он «бросит» Европу.

Девиз Трампа «Америка прежде всего» начинает реализовываться в реальных делах. Такой подход не сулит партнерам Америки уверенности в том, что трансформация международной системы будет идти в направлении «обретения нового равновесия». Можно вспомнить, как в первую каденцию Трампа, его администрация разработала откровенно антикитайскую Индо-Тихоокеанскую стратегию противодействия Китаю.

В целом, партнёрство Индии с США лишено той доверительности, которая, к примеру, исторически характерна для индийско-российских отношений. Связи Нью-Дели и Вашингтона основаны, прежде всего, на прагматизме. Их характер сильно менялся в разные исторические периоды, имело место немало кризисных ситуаций. Нынешний разворот Вашингтона к меркантилизму ставит под сомнение и экономические выгоды от сотрудничества, на которые рассчитывает Индия. В Нью-Дели наверняка прекрасно понимают, что политика новой администрации Трампа в вопросах двусторонних отношений будет противоречивой, импульсивной и эгоистичной. Но отношения с США важны, и визит Нареадры Моди будет направлен на то, чтобы лучше понять, на что можно рассчитывать в отношениях с «таким» новым президентом.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://thediplomat.com/2025/02/chabahar-in-the-crossfire-how-trump-2-0s-maximum-pressure-squeezes-indias-strategic-ambitions/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати