ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Африканское зеркало турецкой внешней политики

11:33 10.02.2025 • Мария Колесникова, кандидат политических наук, доцент МГЛУ

Африка всегда была своеобразным зеркалом международных процессов. Межэтнические и межклановые распри, колониальная борьба за ресурсы, шахматные геополитические партии крупных игроков, пересечение культур, интересов, ресурсов, стремлений и амбиций, - все это в столь повышенной концентрации переплетено в данном регионе, что в определенной степени континент как политическую систему можно назвать моделью мира в миниатюре. Тем интереснее наблюдать за активностью государств в Африке, поскольку аспекты их поведения отражают характерные черты их позиционирования на глобальной арене в целом.

Выступая в конце января на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в Анкаре, Р.Т. Эрдоган назвал Турцию «восходящей звездой афро-азиатского региона». Такая риторика не нова. Постулирование своей центровой роли в так называемой Афро-Евразии стало одним из отличительных моментов риторики турецкого лидера в последнее десятилетие. Но не только на словах уделяется приоритетное внимание африканскому континенту. На январском (первом в этом году) заседании Совета национальной безопасности (СНБ) под председательством Р.Т. Эрдогана был принят Документ о политике в сфере национальной безопасности («Красная книга») – пожалуй, наиболее крупная загадка в турецкой доктринальной практике, содержание которой засекречено и составляет изложение основных приоритетов и форм турецкой активности. При этом иногда в открытой печати появляются «утечки», анализировать которые следует весьма критически, но и без них по отдельным открытым заявлениям по итогам заседаний СНБ можно сделать некоторые выводы. В частности, по завершении минувшего собрания в контексте африканской тематики было отмечено, что «Турция продолжит вносить максимальный вклад в установление глобального мира и стабильности, активизируя свою деятельность по обеспечению того, чтобы споры в различных частях мира, особенно в Африке, на Ближнем Востоке и на Балканах, разрешались до того, как они перейдут в стадию конфликта».

Практические примеры такого целеполагания не заставляют себя ждать. В декабре 2024 г., хотя все внимание мировой общественности было приковано к разворачивающемуся в Сирии, произошло еще одно событие, значение которого многие обозреватели начинают оценивать только сейчас. При посредничестве Турции Эфиопия и Сомали заключили «историческое» соглашение, которое фактически стало точкой обратного отсчета в ранее напряженных отношениях между двумя странами. В поиске нового надежного выхода к морю и стремясь снизить свою зависимости от Джибути в вопросах морской торговли, Аддис-Абеба подписала соглашение с Сомалилендом (самопровозглашенное непризнанное государство), что закономерно вызвало резкую реакцию со стороны Сомали, которое считает Сомалиленд неотъемлемой частью своей суверенной территории (сомалийские военные силы были приведены в повышенную боевую готовность, развернута агрессивная политическая кампания). По мере нарастания напряжённости стало ясно, что затяжной конфликт будет иметь катастрофические последствия не только для его непосредственных участников, но и для всего субрегиона Африканского Рога в целом, приведя к усугублению гуманитарного кризиса, дестабилизации торговых путей и активизации экстремистских группировок. По итогам трех раундов переговоров при посредничестве Турции было заключено соглашение, которое подтвердило территориальную целостность обеих стран и наметило план по обеспечению Эфиопии безопасным морским доступом в рамках суверенитета Сомали. В феврале ожидается визит турецкого президента на Африканский Рог с целью контроля и уточнения механизмов реализации достигнутого соглашения.

Подобная дипломатическая победа Р.Т. Эрдогана используется турецкими политтехнологами не только для затверждения международных позиций Анкары, но и как показательный прецедент для раскручивания тезиса о необходимости участия Турции в других конфликтных процессах на правах посредника (в первую очередь, это касается России и Украины). При этом следует отметить, что не стоит воспринимать медиаторские усилия Анкары исключительно как миротворческие. Турцию и Сомали связывают ряд важных договоров, предоставляющих Р.Т. Эрдогану фактически «карт бланш» на усиление своего военного присутствия в бассейне Аравийского моря, разведку и добычу нефти и природного газа в сомалийских территориальных водах. Кроме того, на территории Сомали Турция строит космодром, который позволит не только выводить на орбиту спутники, но и проводить испытания дальнобойных баллистических ракет военного назначения, которые затем могут быть использованы и на ближневосточном поле. В этой связи неудивительна трепетная участливость Турции в вопросах обеспечения безопасности региона.

Другой тенденцией внешней политики Турции последнего времени, пожалуй, особенно отчетливо прослеживающейся на африканском континенте, является усиление военного компонента, сопровождающееся «дипломатией дронов». Анкара уже поставила в 15 стран региона БПЛА разных серий и продолжает укреплять военное и военно-техническое сотрудничество далее. В частности, в ходе недавнего официального визита в 20-х числах января президента Руанды П. Кагаме в Анкару был заключен ряд соглашений, в том числе в сфере оборонного партнерства, а также представлен потенциал национальной военной промышленности в ходе презентации на заводах компаний Baykar и Aselsan. Подобная активизация на военном треке, как представляется, также имеет целью, помимо получения экономических дивидендов, демонстрацию «непобедимости» и «нужности» турецкой продукции, что, в свою очередь, содействует созданию образа сильной в политическом и военном отношении державы, без участия которой не обходится ни один пункт международной повестки.

Такая «вездесущесть» Анкары – еще один характерный признак «новой эрдогановской Турции». Продвижение в границах бывшей Османской империи и далее за их пределы – сложное экономически, но выгодное политически предприятие, нацеленное на то, чтобы с Турцией считались как с глобальным игроком. И в этом отношении Африка – это только одна из «лакмусовых бумажек» турецкой проактивной дипломатии, но - очень существенная.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати