Продолжает возрастать напряженность в мире, как глобального, так и регионального характера. Привычные для нас центры силы даже не пытаются ее снизить, либо минимизировать, при это зачастую сами способствуют ее эскалации. По этой причине будущее мира находится в состоянии крайней неопределённости. Продуктивное взаимодействие между странами осложняется многими факторами, возникает целый ряд проблем. Западные государства все больше руководствуются в своих действиях «порядком, основанным на правилах», который активно продвигается теми или иными методами. А на самом деле никаких правил нет, но есть их подлог в угоду собственных интересов. Все это крайне умело чередуется с политикой двойных стандартов.
Углубление сотрудничества с государствами в ближнем зарубежье является на современном этапе приоритетной задачей нашей внешней политики. Формирование уникального образования – Содружества независимых государств (СНГ) после драматического распада в 1991 г. Советского Союза стало результатом не только воли бывших союзных республик, но и положительной инициативы руководства и граждан нашей страны. Политико-правовым основанием создания СНГ явилось множество соглашений, решений, протоколов, охватывающих разные сферы взаимодействия между государствами-участниками Содружества, которые стали важным объединяющим началом для добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.
Особую роль в Содружестве независимых государств играет сотрудничество в гуманитарной сфере, которое опирается на принцип культурно-исторической и духовно-ценностной общности народов, проживающих на территории СНГ. В декабре 2023 г. Президент России В.В. Путин на неформальной встрече глав государств-участников СНГ в Санкт-Петербурге дал высокую оценку гуманитарному сотрудничеству со странами СНГ и подчеркнул, что гуманитарное сотрудничество опирается на многовековую общую историю и глубокое переплетение культур, которое требует трепетного отношения[1]. Несомненно, общая история, культура, традиции и духовные ценности веками формировали доверие между народами, что сохранилось и по сегодняшний день. В этой связи высока роль сотрудничества в гуманитарной сфере и русского языка как консолидирующего во взаимодействии стран-участниц СНГ.
Новая редакция Концепции внешней политики России от 31.03.2023 г.[2] также задала вектор российских усилий по развитию гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ на последующие годы. Ее появление было обусловлено международной и внутренней социально-политической обстановкой, которая внесла коррективы во все сферы жизнедеятельности нашей страны. С одной стороны, это – императивы дальнейшего процесса интеграции в ближнем зарубежье, включая его гуманитарное измерение, с другой – необходимость противодействия использования Западом «агрессивных» информационных, гуманитарных и коммуникационных технологий на постсоветском пространстве.
В Концепции международное гуманитарное сотрудничество представлено как одно из приоритетных направлений внешней политики России (пп. 43, 44). Особого внимания заслуживает п. 43. В нем акцентируется внимание на формировании позитивного имиджа России в мировом гуманитарном пространстве, взаимопонимании и укреплении доверия между Россией и другими государствами. В документе определен широкий спектр проблем, требующих внимания:
– популяризация и защита от дискриминации за рубежом отечественных достижений в сфере культуры, науки, образования и искусства, в целях укрепления образа страны как государства, привлекательного для жизни, работы, учебы и туризма;
– поддержка, распространение русского языка и укрепление его позиций, содействие его изучению и использованию в иностранных государствах, сохранение и усиление роли русского языка в межнациональном и межгосударственном общении;
– развитие механизмов общественной дипломатии с участием политологов, представителей экспертного и научного сообщества, молодежи, волонтерского, поискового и других общественных движений;
– содействие в развитие международных связей религиозных организаций, традиционных для России, защита от дискриминации русской православной церкви за рубежом;
– содействие формированию единого гуманитарного пространства РФ и государств-участников СНГ;
– обеспечение гарантированного свободного доступа российских спортсменов и спортивных организаций к международной спортивной деятельности, содействие ее деполитизации, развитие новых форматов международного спортивного сотрудничества с государствами.
В рамках общего понимания направлений гуманитарного сотрудничества и новой Концепции международного гуманитарного сотрудничества было запланировано множество мероприятий, программ и проектов. Так, 14 октября 2022 г. решением Совета глав государств СНГ в Астане была утверждена Концепция создания международной организации по русскому языку по инициативе Президента Казахстана К.-Ж. Токаева. Соответственно, по инициативе Российской Федерации 2023 г. был объявлен в Содружестве Годом русского языка как языка межнационального общения, было реализовано более 150 мероприятий.
Опираясь на многолетний опыт реализации в СНГ тематических годов в гуманитарной сфере, на заседании Совета глав государств СНГ 14 октября 2022 г. было принято Решение об объявлении в СНГ 2024 г. – Годом волонтерского движения, 2025 г. – Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом Мира и Единства в борьбе с нацизмом, а 2026 г. – Годом охраны здоровья.
Гуманитарное сотрудничество между государствами-участниками СНГ, которое уже имеет многолетний опыт, позволяет сделать вывод о том, что имеется острая необходимость в продолжении подобного сотрудничества. Необходимо активизировать работу с молодежью как будущими ретрансляторами той системы ценностей культуры, которые отшлифовались веками в процессе совместного проживания в общем государстве. В связи с этим важную роль в поддержании гуманитарного сотрудничества играют сетевые и цифровые технологии.
Представляется, что будущее общего гуманитарного пространства СНГ при активной роли России будет во много зависеть от исхода Специальной военной операции (СВО) на Украине. По завершении СВО, что отфиксирует новый баланс сил на континенте и в глобальной политике в целом, возникнут условия для своего рода «второго дыхания» нашей работы на этом направлении. Причем ключевой посыл с нашей стороны партнерам по СНГ должен выстраиваться вокруг тезиса о том, что только в рамках общего гуманитарного пространства они смогут сохранить свою идентичность, укорененную в нашей общей истории и культуре, избежать унификаторства со стороны коллективного Запада продвигать здесь свои культурно-цивилизационные проекты. Только так, сообща мы сможем отстоять свою идентичность в условиях культурно-цивилизационной многополярности в мире.
Наши усилия на этом направлении будут также зависеть от развития системного кризиса западного общества, где налицо кризис либерализма в сочетании с «культурой отмены»: русофобия и попытки «отмены» русской культуры – часть этой проблемы. Защищая свою культуру, мы, по сути, отстаиваем право всех стран и народов, включая наших партнеров по СНГ, на свою культуру и свою суверенную модель развития. При этом будем иметь в виду, что кризис коллективного Запада фактически разрушает внешний референциальный фактор по части внедрения идей и практики западного либерализма в незападных странах. Мы, в свою очередь, коллективно выстраивали бы общие для нас элементы идентичности, прежде всего такие, как традиционные (семейные) ценности, причем без ущерба для культурных особенностей каждой страны.
Одновременно будет необходимо акцентировать растущий ценностной разрыв между Западом, вступившим на путь ультралиберализма и абсолютного индивидуализма (на грани антиутопии и полной атомизации общества), и всем остальным миром, включая постсоветское пространство. Важно также подчеркивать, что унификаторский тренд с отрицанием истории и культуры других народов всегда был присущ западной политике, включая эпоху колониализма и неоколониальной эксплуатации бывших зависимых территорий и колоний.
Важную роль в воплощении программ и проектов гуманитарного сотрудничества выполняет Россотрудничество. Несомненно, Россотрудничество – это ведущее российское агентство, призванное усилить гуманитарное влияние России в мире. Несмотря на то, что масштабы его деятельности охватывают более 70 стран мира, приоритетным направлением деятельности, безусловно, являются страны СНГ. Компетенции Агентства прослеживаются по векторам гуманитарного сотрудничества, а именно – продвижение российского образования, науки, культуры, укрепление позиций русского языка, поддержка соотечественников за рубежом, молодежные проекты, содействие международному развитию, историко-мемориальная деятельность. Все это способствует усилению роли России в мировом гуманитарном пространстве, формированию ее позитивного восприятия за рубежом. Директор Департамента информации и печати МИД России М.В.Захарова отметила в одном из своих интервью: «Нас нельзя отменить, нельзя обойти вниманием, нельзя изолировать. Я предлагаю помнить этот опыт: как нас заставляли верить в то, чего нет, и как мы своими делами, своей позицией <...> доказали всем, что мы есть, будем и были всегда».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Путин оценил гуманитарное сотрудничество со странами СНГ - РИА Новости, 26.12.2023.Электронный ресурс: https://ria.ru/20231226/sng-1918310511.html
[2] Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.03.2023.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs