ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Армения в точке бифуркации - открытие рынков с Евросоюзом будет означать закрытие рынков с ЕАЭС

11:06 03.02.2025 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

В ходе итоговой пресс-конференции[1] Министра иностранных дел РФ С.Лаврова (14 января) несколько вопросов были посвящены республикам Закавказья. Интерес к теме показывает, насколько ситуация на Южном Кавказе остается приоритетной для российской внешней политики.

Глава МИД России призвал страны региона «решать все проблемы со своими непосредственными соседями» в рамках «механизма «3+3» – три южно-кавказских страны Азербайджан, Армения, Грузия и три их соседа Россия, Турция, Иран». Однако Армения, по мнению Лаврова, участвует в сомнительных геополитических играх в качестве инструмента для внерегиональных стран, что, в конечном счете, тормозит процесс миростроительства в регионе. Поэтому особое внимание он уделил именно этой закавказской республике.

Глава МИД России констатировал непростые сегодняшние отношения с Арменией на официальном уровне. Он согласился с задавшим вопрос, что республику ведут по ложному, разрушительному пути, который становится препятствием самому ее существованию. Все это делается в ущерб многовековым российско-армянским отношениям и в угоду Западу.

Ереван, используя интерес США и ЕС к Южному Кавказу, пытается втянуть их в решение региональных вопросов и выторговать для себя поддержку в качестве своеобразной платы за отход от России и услуги по ее вытеснению из региона.

Так, по словам Лаврова, Армении и Азербайджану не удается прийти к миру из-за вмешательства Запада, который пытается навязать сторонам свое решение двух остающихся неурегулированными вопросов мирного договора: «Стремление Брюсселя и Вашингтона показать, что это они все сделали, лишний раз говорит о том, что им везде хочется показать, кто хозяин». Смысл навязывания помощи раскрыл помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен на слушаниях в комитете Палаты представителей Конгресса США. Отвечая на вопрос, что же можно сделать со стороны США, чтобы потребовать от Путина отвести войска из Армении, он ответил: «участвовать в заключении мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией»[2].

С.В.Лавров во время пресс-конференции подчеркнул, что Россия никогда не была инициатором охлаждения связей с Арменией. В постсоветский период Российская Федерация не раз наглядно доказывала, что не препятствует суверенным решениям соседних стран и устанавливать свой диктат над ними не собирается. Единственно к чему призывает Москва власти бывших советских республик – не быть во внешней и внутренней политике безответственными.

Нынешний уровень двусторонних отношений, в котором в последнее время заметна взаимная напряженность, стал следствием ряда шагов армянской стороны, которые в Москве сочли недружественными и даже «антироссийскими». К ним относятся: ратификация Римского статута Международного уголовного суда, заморозка участия в ОДКБ, совместные военные учения с США, встречи представителей политического руководства республики с представителями киевского режима. 

Начало нового года ознаменовалось еще двумя шагами армянских властей, направленными на разрыв интеграционных региональных связей. Так, правительство одобрило законопроект о начале процесса вступления в Евросоюз[3] и подписало Хартию о стратегическом партнерстве с США[4].

Армения и Евросоюз

Сергей Лавров подробно объяснил, почему членство Армении в Евросоюзе, о стремлении к которому объявил Ереван, несовместимо с одновременным участием в ЕАЭС. Он напомнил о заявлении[5] вице-премьера РФ Алексея Оверчука, который курирует евразийское сотрудничество, о несовместимости членства ЕАЭС и ЕС. Более того, Оверчук подчеркнул, что Россия рассматривает обсуждение в Армении законопроекта о вступлении в Европейский союз как первый шаг к выходу страны из ЕАЭС. Он предупредил, что в случае разрыва отношений Еревана с ЕАЭС цены на энергию и продукты питания в Армении значительно возрастут, а экспорт армянских товаров сократится на 70-80%.

Следует добавить, что в случае смены курса и перехода на европейские цены на газ, которые в несколько раз выше, экономика страны столкнётся с коллапсом. Удорожание газа неизбежно негативно отразится на стоимости продукции, коммунальных услуг и жизни в целом, что ударит по каждому жителю страны. Кроме того, республика лишится всех таможенных преференций со стороны России и других стран-членов. На граждан Армении уже не будут распространяться социальные и гуманитарные преференции ЕАЭС: среди них и признание дипломов, и медицинская помощь, и упрощенная система устройства на работу и учебу в странах союза.

Неизбежность катастрофических последствий присоединения к ЕС как для экономики армянского государства, так и для благосостояния народа, вытекает не из «мстительности» бывших партнеров по ЕАЭС, а в соответствии с суровыми экономическими законами: «это две разные зоны свободной торговли, две разные системы снижения или отказа от пошлин и тарифов, они не совпадают», - предупредил Лавров.

Причем представители ЕС и США также полагают невозможным для Армении сочетать членство в двух экономических союзах. Так, спикер парламента Финляндии Эдускунты Юсси Халла-Ахо в ходе визита в Ереван предупредил[6], что для интеграции с ЕС Армении необходимо устранить препятствия: членство в ОДКБ и ЕАЭС, военное присутствие России в республике. «Армения для дальнейшей интеграции в европейские структуры должна продолжать освобождаться от зависимости от России во всех сферах… Поэтому эти два процесса - европейская интеграция, с одной стороны, и выход из сферы влияния России, с другой, должны протекать параллельно», - подтвердил суровые реалии и цели Запада европейский представитель.

Даниель Байер, посол США при ОБСЕ, излагая основные тезисы политики в Армении, при этом предупридил[7], что армянский народ ждет «долгий путь» избавления от «бремени зависимости», поэтому «армяне должны быть готовы пережить несколько холодных зим». Другими словами, американский чиновник был откровенен в намерении принести Армению в жертву ради геополитических замыслов Запада на Южном Кавказе.

Само руководство Армении прекрасно понимает, что в Брюсселе закавказскую республику никто не ждёт. Опыт Турции[8], Украины и Грузии[9] наглядно демонстрирует, что даже если стремление в Евросоюз закрепить в Конституции, это не будет означать, что страна действительно станет членом ЕС. Вместе с тем, т.н. «выход из сферы российского влияния» сильно ударит по уровню жизни рядовых граждан Армении, поэтому руководство страны старается всячески завуалировать последствия. Так, глава МИД Армении Арарат Мирзоян уклончиво заявил[10], отвечая на пресс-конференции по итогам переговоров в Москве (21 января): «Все теоретики и практические деятели говорят, что есть там (в совмещении членства в ЕС и ЕАЭС – прим. автора) противоречия. Не мне судить. Если вопрос встанет в таком ключе, наверное, нужно будет посмотреть». Другими словами - ответить затруднился.

Отвечая на вопрос о сроках присоединения к ЕС Мирзоян, высказался[11] в том смысле, что они не определены, поэтому, мол, сейчас не стоит и думать о последствиях. Ранее премьер Армении Н.Пашинян заявлял[12], что решение «закрепить стремление в ЕС» в Основном законе страны не означает членства страны в ЕС, и согласовать этот вопрос можно лишь путём всенародного референдума. Однако аналитики полагают[13], что «армянский премьер использует европейскую тему для мобилизации собственного электората» к парламентским выборам 2026 г., а также для придания законности конституционным изменениям[14], на которых настаивает Азербайджан, но не одобряет гражданское общество. Мол, это тактическая уступка, которая потеряет свое значение после вступления республики в ЕС.

Вместе с тем армянские власти опасаются раньше времени выходить из евразийских интеграционных структур, поскольку это приведет к серьёзному социально-экономическому кризису, который поставит под угрозу победу правящей партии на выборах. В результате, Н.Пашинян старается лавировать, поскольку найти замену инвестициям, возможностям для бизнеса, военной защите в виде российского военного контингента невозможно. Такая неопределенная ситуация может сохраняться какое-то время, но скоро придется сделать выбор по принципу «или — или». Двойственная позиция Армении в отношениях с Западом и Востоком негативно влияет и на стабильность всего Южного Кавказа. Перспективы же вступления в Евросоюз для Армении довольно предсказуемы.

Пример евроинтеграции Украины

Лавров напомнил руководству Армении на пресс-конференции 14 января об опыте Украины, которая стремилась в 2013 г. подписать Соглашение об ассоциации с ЕС (СА). Тогда президент Украины В.Янукович, пытаясь завоевать расположение избирателей в западных областях, стремился подписать СА, решив стать большим евроинтегратором, чем тогдашняя оппозиция.

Соглашение не сулило Украине практически ничего, но подрывало ее связи с Россией, Таможенным союзом (в 2013 г. Белоруссии, Казахстана и России – основы будущего ЕАЭС) и СНГ. По всем каналам СМИ шла массированная антироссийская и проЕСовская пропаганда, в которой замалчивались отрицательные стороны (грядущее закрытие большинства предприятий и массовая безработица, сокращение социальных программ и т.д.) и восхвалялись несуществующие. У неосведомленных граждан создавалось впечатление, будто Украине предоставят полноправное членство в ЕС, безвизовый режим, неограниченные инвестиции сразу после подписания СА. Более того, говорили о переходе на евростандарты. Только не добавляли, что на ТЕХНИЧЕСКИЕ стандарты ЕС, соответствовать которым без внушительных инвестиций смогут лишь единицы предприятий, поэтому большинство неизбежно будет закрыто. В народе же складывалось убеждение, что речь идет о переходе на СОЦИАЛЬНЫЕ стандарты зарплат, пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Главное, что при вступлении в зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕС Украина автоматически лишалась преференций в ЗСТ с СНГ. При этом следует понимать, что европейская ЗСТ вместо полной торговой открытости, предполагала для Украины ввод импортных квот на товары, которые к тому же должны удовлетворять жестким требованиям ЕС по санитарной безопасности и пройти сертификацию. В соответствии с квотами Украина имеет право поставлять товары на европейские рынки в утвержденных очень малых объемах. В случае превышения квот – Украина выплачивает пошлины в бюджет ЕС, что повышает их стоимость и делает неконкурентоспособными.

Другими словами, на экспорт украинской продукции в Европу были бы наложены жесткие ограничения, и в СНГ на товары с Украины были бы введены таможенные пошлины, как на ЕСовские, лишив их конкурентоспособности.

Российские эксперты предупреждали, что и Украине, и России необходимо защищать свои экономические и торговые интересы, которым противоречила намеченная Януковичем евроинтеграция. Украинская пресса выставляла экономически аргументированные предостережения как «давление» России, а российских экспертов окрестила «всадниками евроапокалипсиса». Прагматичные объяснения просто не воспринимались…

Для наглядности практических последствий СА для Украины Россия ввела летом 2013 г. соответствующие таможенные ограничения. В результате в августе передвижение товаров на российско-украинской границе практически встало, на неделю разразилась «торговая война». Однако акция российской таможни возымела действие: украинское правительство начало изучать текст Соглашения и к концу октября пришло к неутешительным выводам. Так, на украинские товары вводились квоты, Украина должна была закрыть предприятия, не соответствующие техническим стандартам ЕС, и за свой счет поменять ширину ж/д колеи на более узкую по всей территории. По свидетельству премьер-министра Украины Н.Азарова, на выполнение условий СА потребовалось бы 160 млрд. долл. в течение 10 лет[15]. ЕС обещал ассигновать лишь около 600 млн. евро и ходатайствовать перед МВФ о выделении кредита в 4 млрд. долл. при урегулировании отношений Украины с МВФ. В конце сентября Украина предложила провести трехсторонние консультации Украина-ЕС-Таможенный союз[16], однако столкнулась, по словам Лаврова[17], с категорическим нежеланием главы Еврокомиссии Ж.-М.Баррозу обсуждать экономические и таможенные аспекты в трехстороннем формате.

Буквально за 10 дней до подписания СА кабмин Украины приостановил его подготовку, и Украина опять предложила обсудить экономические и таможенные аспекты в трехстороннем формате (Россия согласилась, но ЕС снова отверг идею в резкой форме)[18]. В результате, оппозиция и стоящие за ней западные спонсоры приостановление подписания СА использовали как повод для антиконституционного переворота - майдана.

Пример Украины наглядно показывает, чем заканчивается переформатирование таможенных границ при нежелании сторон мирно решать спорные вопросы. Западные кураторы прекрасно представляют, что разрыв Армении с ЕАЭС из-за слабости армянской экономики повлечет последствия, гораздо более серьезные для республики, чем в случае с Украиной. Может возникнуть вопрос: не являются ли драматические последствия результатом политического антагонизма ЕС и России? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть другой пример - брекзита, казалось бы, полюбовного решения выхода Великобритании из ЕС.

Брекзит: краткая история и последствия болезненного развода

Поначалу возможность референдума о членстве Великобритании в ЕС рассматривалась чисто гипотетически. В январе 2013 г. британский премьер Д.Кэмерон, будучи сам противником выхода страны из ЕС, дал обещание провести референдум, чтобы не допустить раскола в собственной партии в преддверии парламентских выборов 2015 г. Премьер-министр рассчитывал, что ему не придется выполнять обещание в текущей внутриполитической ситуации[19]. Даже если пришлось бы проводить референдум, Кэмерон был уверен, что большинство британцев проголосуют против выхода из ЕС, как и показывали на тот момент результаты соцопросов. Однако ему все же пришлось[20] против своей воли выполнить обещание после выборов 2015 г.

Сторонникам брекзита (которых возглавлял Б. Джонсон) удалось провести более эффективную агитационную кампанию, в ходе которой избиратели были полностью дезориентированы. Их представления о действительных отношениях страны с ЕС были искажены. Начались откровенные манипуляции общественным сознанием. Например, они считали, что взнос страны в бюджет ЕС примерно в четыре раза выше, чем на самом деле. Они также были убеждены, что недавних иммигрантов в стране вдвое больше в общем населении страны, чем в реальности[21]. По данным соцопроса агентства Ipsos MORI[22], британцы считали, что граждане ЕС, проживающие в стране, составляют 15% населения, в то время как их было всего 5%. Жителям Великобритании также был навязан неверные стереотипы по поводу взносов в бюджет ЕС и пособий мигрантам, которые завышались в несколько раз по сравнению с реальностью. К тому же британцы перед референдумом были уверены, что брекзит не затронет их личный кошелек. В основном, голосуя за брекзит, они хотели сохранить доступ к европейским рынкам, но не участвовать в политическом союзе. (Не замечаете сходства с ситуацией в Армении?)

Референдум стал наглядным примером выбора, основанного не на достоверной информации, а на пиаре. 23 июня 2016 г. на референдуме с незначительным перевесом одержали верх противники членства Британии в ЕС. Последовали жесткие переговоры по выходу Великобритании из ЕС, которые длились несколько лет.

Ревизия таможенных границ бывшими соучастниками одного экономического блока ЕС в ходе брекзита привела к глубоким противоречиям национальных интересов, из-за чего происходила многолетняя пробуксовка переговоров. Они чуть не завершились провалом из-за вопроса о границе между Северной Ирландией (часть Великобритании) и Республикой Ирландия (самостоятельная страна, входит в ЕС), которая до брекзита была фактически открыта, поскольку обе страны входили в ЕС.

Дело в том, что в соответствии с соглашением о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии[23] (Соглашением Страстной Пятницы, или Белфастским соглашением) от 1998 г., границу фактически упразднили. Однако после брекзита ситуация должна была резко измениться - две части острова Ирландия оказались бы в разных таможенных и законодательных реалиях, а значит, без таможенного контроля на границе не возможно было обойтись.

Уже при подготовке соглашения по брекзиту труднейшим и оказался вопрос, как избежать возвращения жесткой 499 км границы между Великобританией и Ирландской республикой в британской Северной Ирландии. Путем сложнейших переговоров был согласован Североирландский протокол[24], согласно которому таможенная граница была установлена по Ирландскому морю (то есть британские товары подвергались таможенным ограничениям при транспортировке на британскую же суверенную территорию - между Северной Ирландией и остальной частью королевства). На практике документ нарушил внутрибританскую торговлю в Северной Ирландии и фактически создал внутреннюю границу внутри страны. Кроме того, Европейский суд фактически осуществлял надзор за значительной частью протокола на территории Северной Ирландии, т.е. Великобритании.

Создавшаяся ситуация привела к внутриполитическому кризису в Северной Ирландии, поскольку две ведущие политические силы заняли диаметрально противоположные позиции относительно Протокола с дальним прицелом. Так, лоялисты (протестанты) стремились его отменить, чтобы Северная Ирландия осталась в составе Королевства, ирландские националисты (католики) – сохранить без изменений, чтобы объединить Северную Ирландию в будущем с Республикой Ирландия, которая входит в состав ЕС.

Стремясь не допустить возобновление в регионе конфликта, который более 30 лет шел между сторонниками и противниками членства Ольстера в Соединенном Королевстве, правительство Великобритании в 2022 г. пыталось в одностороннем порядке пересмотреть сделку с Евросоюзом по брекзиту. Еврокомиссия пригрозила: если Лондон самостоятельно поменяет протокол, она введет торговые барьеры для всех товаров, которые идут в Великобританию из общего рынка.

Таким образом, после референдума 2016 г. по членству Великобритании в ЕС вопрос таможенной границы и процедур фактически вышел на первое место для британо-ирландских (и ЕСовских) отношений. По нему Лондон и Брюссель договариваются уже почти 9 лет, и он до сих пор вызывает проблемы, несмотря на принятые «Виндзорские рамки»[25].

Из-за прекращения членства в ЕС на январь 2024 г. британская экономика уже потеряла £140 млрд. Ожидается, что эти потери более чем удвоятся к середине следующего десятилетия, сообщается в экономических исследованиях Кембриджского университета[26].

***

Вице-премьер РФ Алексей Оверчук сообщил[27], что на ближайшем заседании межправсовета ЕАЭС (30-31 января) члены Организации пока не будут обсуждать вопрос возможного выхода Армении из Евразийского экономического союза на фоне её сближения с Евросоюзом. Он выразил[28] озабоченность по поводу безответственности некоторых армянских деятелей, которые «вводят в заблуждение армянский народ», утверждая, «что якобы можно будет найти какое-то решение». Оверчук подчеркнул: «Армянская сторона абсолютно точно знает последствия,.. здесь никаких иллюзий не должно ни у кого быть… Открытие рынков с Евросоюзом будет означать закрытие рынков с ЕАЭС».

Вместе с тем, вице-премьер в очередной раз напомнил, что торговля Армении со странами ЕАЭС в разы превышает объем торговли с Евросоюзом, «при этом со странами ЕАЭС торговля растет, с Евросоюзом сокращается, что лучше любых слов характеризует реальное состояние дел в экономике».

Думаю, было бы крайне полезно и армянскому правительству посчитать потери от решения поменять экономических союзников и опубликовать их для широкой общественности перед голосованием в парламенте.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/1991476/

[2] THE FUTURE OF NAGORNO-KARABAKH | Congress.gov | Library of Congress

[3] https://regnum.ru/news/3940360

[4] https://news.am/rus/news/861543.html

[5] https://regnum.ru/news/3940467

[6] https://armenpress.am/ru/article/1210479

[7]https://eadaily.com/ru/news/2024/09/17/a-zima-budet-bolshaya-amerikancy-gotovyatsya-zamorozit-armyan-nazlo-rossii-pabliki

[8] Турция многие десятилетия предпринимает безуспешные попытки вступить в ЕС, хотя считается интересным партнером для Евросоюза

[9] Стремление Грузии стать членом ЕС и НАТО в 2017 г. закреплено в 78-й статье Конституции страны.

[10] https://ria.ru/20250121/lavrov-1994738777.html

[11] https://ria.ru/20250121/lavrov-1994738777.html

[12] https://news.am/rus/news/860685.html

[13] https://regnum.ru/article/3940589

[14] https://vestikavkaza.ru/news/mid-azerbajdzana-napomnil-o-neobhodimosti-izmenenia-konstitucii-armenii.html?ysclid=m6j3rpy1k0413099664

[15] Украине для перехода к стандартам ЕС нужно 160 млрд евро – Азаров. URL: http://korrespondent.net/ukraine/3205946-ukrayne-dlia-perekhoda-k-standartam-es-nuzhno-160-mlrd-evro-azarov (10.11.2013)

[16] Трехсторонний формат переговоров между Украиной, РФ и Евросоюзом пока не согласован. URL: http://minfin.com.ua/2013/10/08/819552/ (08.10.213); Киев предлагает создать трехсторонний формат Украина-ЕС-ТС по торговле. URL: http://ria.ru/economy/20131025/972606087.html (25.10.2013)

[17] https://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/1991476/

[18] В ЕС напомнили России, что подписание ассоциации - это двухстороннее дело. URL: http://www.segodnya.ua/politics/pnews/v-es-napomnili-rosii-chto-podpisanie-associacii-eto-dvuhstoronnee-delo-477238.html (24.11.2013); Баррозу исключает возможность переговоров в формате ЕС-Украина-Россия. URL: http://korrespondent.net/ukraine/politics/3272857-barrozu-yskluichaet-vozmozhnost-perehovorov-v-formate-es-ukrayna-rossyia (29.11.2013);

[19] Референдум невозможно было провести, пока правительство носило коалиционный характер (то есть до выборов в мае 2015 г.), поскольку в него входила «проевропейски» настроенная Партия либеральных демократов. К тому же задолго до выборов все опросы общественного мнения указывали на то, что по их итогам ни одна из партий не получит большинство. Отсюда следовало: правительство снова будет коалиционным (с либерал-демократами или без), что освобождало бы Кэмерона от обещания. https://interaffairs.ru/jauthor/material/1704

[20] https://interaffairs.ru/news/show/19402

[21] https://london.mid.ru/ru/press-centre/gb_ru_ambarticles_210/

[22] https://www.ipsos-mori.com/researchpublications/researcharchive/3742/The-Perils-of-Perception-and-the-EU.aspx

[23] https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт_в_Северной_Ирландии

[24] Североирландкий протокол — это соглашение о порядке перемещения товаров на острове Ирландия между регионом Великобритании — Северной Ирландией и независимой Ирландской республикой — членом ЕС. Североирландский протокол гарантирует порядок, при котором граница между британской Северной Ирландией и ЕС (Ирландской республикой) не становилась доступной для контрабанды товаров из Великобритании в ЕС. Это было достигнуто физической проверкой товаров, поступающих из Великобритании в Северную Ирландию, не на границе с ЕС— Ирландской республикой, а по прибытии их в североирландские морские порты. Таким образом, Северная Ирландия остается де-факто и де-юре в таможенном пространстве ЕС.

[25] Виндзорское рамочное соглашение — юридическое соглашение после брекзита между ЕС и Великобританией, которое регулирует действие Протокола Северной Ирландии. Рамочное соглашение было объявлено 27 февраля 2023 г., официально принято обеими сторонами 24 марта 2023 г. и вступило в силу 1 октября 2023 г. Правительство Великобритании объявило о планах по пересмотру действия Рамочного соглашения в январе 2024 г.

[26] https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.15a8a781-6787ff02-3ee0d2c4-74722d776562/https/news.sky.com/story/brexit-new-report-suggests-uk-311bn-worse-off-by-2035-due-to-leaving-eu-13046256

[27] https://www.interfax.ru/world/1005267

[28] https://www.interfax.ru/russia/1005265

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати