ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина после инаугурации Трампа – новая реальность?

12:21 27.01.2025 • Денис Батурин, политолог

Представитель Украины Владимир Зеленский твердит, что «переговоры могут быть справедливыми и несправедливыми», что речь должна идти о границах 2022 года, «но в жизни все может быть». Его правая рука глава офиса Ермак заявляет, что Зеленский никогда не подпишет «ничего подобного Минским соглашениям, в которых даже не упоминался Крым». Отметим, что Минские соглашения подписывал Петр Порошенко, который является одним из кандидатов в президенты на возможных выборах президента, поэтому заявление Ермака стоит рассматривать как акт пока подспудной внутриполитической борьбы. Одним словом, заявления киевских правителей, даже по жизненно важным для доставшейся им страны вопросам, это сплетение личных интересов, политических интриг и внешней политики, с приоритетом на «интриги и интересы». Однако, и без этого никуда, есть определяющий фактор влияния на Киев – поддержка Вашингтона и Европы, финансовая, технологическая, военная, дипломатическая.

После победы Дональда Трампа на выборах президента США, единство в стане Запада стало разрушаться, инаугурация республиканца становится новым этапом противостояния России и Запада, главный вопрос – каким будет этот формат и как распределятся роли, и главное в итоге – какова судьба украинского кризиса.

В разной степени влияние на украинский кризис имеют четыре стороны: Россия, США, Европа, Украина. Брюссель и Киев в сложной ситуации, так как идеологически им была очень близка администрация демократа Байдена, которого они поддерживали открыто и безудержно. Но ничто не вечно – и пришлось менять подходы. Сразу после победы Трампа Зеленский начал его «программировать» – представитель Украины отметил решимость Трампа, а также подчеркнул, что его политика «мир через силу» позволяет укрепить американское лидерство и добиться долгосрочного и справедливого мира.[i] Намек очевиден – война должна продолжаться, Россию нужно принудить к миру. К этому добавим бесконечные заявления разных европолитиков о том, что Украина должна иметь сильные переговорные позиции, которые обеспечиваются оружейной поддержкой Киева.

До назначения членов команды Трампа на высокие должности к его высказываниям и высказываниям его кандидатов европолитики и украинские представители относились пренебрежительно и даже критически. Самое интересное в этом то, что все стороны признавали и признают ведущую роль США в поддержке Украины. При этом у них так и не появилось понимания, как дальше стремиться к поражению России Украиной, как переформатировать внешнюю и внутреннюю политику под новые условия. Инерция действий и мышления, заявляемые намерения свидетельствуют о том, что европолитики и Киев возлагают большие надежды на влияние демократов в США и за их пределами, чтобы и в этот раз провернуть фокус с Трампом – саботировать и сковывать его, направив в прежнее русло американскую политику в отношении украинского кризиса.

Состоялись назначения на ключевые должности членов команды Трампа, сам хозяин Белого Дома сделал после вступления в должность ряд заявлений. Попробуем разобраться, хотя бы на основании заявлений, – ждать ли продвижения в сторону мира при новой администрации в США.

Назначенный госсекретарем США Марко Рубио заявил:

- США поддерживали Украину, но этот конфликт должен прекратиться.[ii]

- США не хотели бы, чтобы, в случае урегулирования украинского конфликта, он повторился вновь спустя несколько лет: «Прекращение войны в Украине станет официальной политикой США. И мы не хотим, чтобы она возобновилась (…)». Рубио также заявил о необходимости сделать мир в Украине долгосрочным: «…Мы не просто хотим, чтобы конфликт прекратился, а затем возобновился через два, три или четыре года. Мы хотим принести стабильность».[iii]

Что намерен делать Трамп? Сказанное Трампом после инаугурации оставляет ему пространство для маневра, а также позволяет толковать высказывания.  Трамп не исключил возможности полного прекращения поставок американского оружия Киеву, заявил о готовности встретиться с президентом РФ «в любое время», когда ему будет удобно. В то же время он допустил ужесточение санкций против России, если она не согласится на сделку по Украине.[iv] Это может означать намерение Трампа закончить горячую стадию украинского кризиса, но, если «Путин не пойдет на сделку» - он готов к усилению санкционного давления. Вопрос – как на это среагирует Москва? Там уже ответили, что на фоне угроз, переговоров о мире не получится, но контактов и встреч не исключают.

А что думают по ситуации в Вашингтоне? Учитывая установки спецпредставителя по Украине Кита Келлога (поставлять оружие до перемирия), украинский кризис может стать для Трампа Вьетнамом. Эти предостережения высказал бывший главный советник и главный стратег Белого дома Стив Бэннон. Он выступил за прекращение военной помощи Украине и скорейшее завершение конфликта, так как продолжение военных действий на Украине может стать «ловушкой» для избранного президента США Дональда Трампа: «Если мы не будем осторожны, это превратится во Вьетнам Трампа. Именно это случилось с Ричардом Никсоном. В итоге он стал хозяином войны, и она вошла в историю как его война, а не война Линдона Джонсона».[v] Бэннон старается предостеречь Трампа от того сценария, реализовать который очень хотят демократы в Штатах и либерально-демократический глобалистский интернационал.

Непростое возвращение  Трампа в Белый дом ко многому его обязывает. Это должно стать по его же заявлениям - периодом реванша и одновременно рывка вперед. Реванш – это пересмотр внутренней и внешней политики, в русле разрушения наследия Байдена и Ко. Рывок – намерение реиндустриализировать США и «сделать Америку вновь великой». Успех на любом из этих направлений будет усиливать позиции Трампа на остальных.

Вернемся к Украине. Президент США после инаугурации постепенно отходит от четких сроков окончания конфликта и завязывает его разрешение на ключевые события, поэтому он говорит, что для завершения конфликта необходимо как можно скорее поговорить с Владимиром Путиным, тогда и станут известны сроки окончания конфликта. Это прагматичная позиция в условиях того, что ничего из заявленного Трампом и членами его команды пока не отражает в полной мере интересы России, сформулированные в виде целей СВО. Что интересно - Трамп считает, что Зеленский настроен на сделку по завершению конфликта на Украине.[vi] Зеленский, пока, на словах настроен иначе, об этом ниже.

Нельзя обойти вниманием намерение Трампа отдать украинский кризис на финансовое содержание Евросоюза, который, в лице его бюрократов намерен продолжать войну. Он считает: «Евросоюз должен платить гораздо больше, чем они платят, потому что при Байдене у нас было на 200 миллиардов долларов больше. Это (война в Украине) влияет на них больше, чем на нас, между нами океан… ЕС должен уравнять (расходы по Украине). Мы что, дураки? Ответ - да, они вполне могут так подумать».[vii]

При этом уже есть действия, которые отчасти подтверждают заявления президента США: Трамп подписал указ о приостановке на 90 дней всех американских программ помощи иностранным государствам до оценки соответствия национальным интересам США и целям американской внешней политики.[viii]

Можно ли расценивать это как шаг навстречу и движение к переговорам, или это внутриполитические действия, в пику демократам, в том числе – перехват контроля над финансовыми потоками, каналами поставок вооружений? Время покажет. А тем временем в Киеве начинают осознавать новую реальность, в условиях приостановки помощи, в частности, по линии USAID.[ix] При этом Зеленский заявляет, что военная поддержка Украины со стороны США не приостановлена.

Однако вернемся к USAID, чтобы понять «масштаб трагедии», которую на Украине стараются не замечать. Согласно данным украинских СМИ[x], по линии этого госагентства Украина   получала на «устойчивость демократии» и др. финансирование по следующим направлениям.

- Большинство контрактов были заключены USAID с американскими организациями. Один из самых крупных получателей грантов - крупная консалтинговая фирма из Вашингтона Chemonics International Inc., которая курирует проекты по повышению «устойчивости украинской демократии», поддержке децентрализации, а также по укреплению системы правосудия в Украине. Ряд из этих проектов был запланирован до 2026 года.   

- Поддерживает USAID медиапрограмму Internews Network, которая должна закончиться 30 сентября 2025 года. Цель программы: «укрепление роли СМИ в демократических процессах в Украине и расширение доступа граждан к качественной информации для противодействия вредоносному влиянию и поддержке европейской интеграции».

- Международная некоммерческая организация Pact, получила финансирование от USAID по ряду программ по укреплению гражданского сообщества, а также в сфере медицины.

- Частный фонд Евразия получил финансирование программы по «цифровой трансформации Украины». Эта программа должна была завершиться в декабре 2028 года.  

- Глобальная компания DAI еще в 2020 году получила грант от USAID на проект кибербезопасности критической инфраструктуры в Украине, который должен завершиться 16 сентября 2025 года.

- Центр передового опыта аудита Счетной палаты США выполняет проект по помощи Счетной палате Украины в проведении аудита расходов государственного бюджета, включая прямую бюджетную поддержку со стороны правительства США. Финансирование  запланировано по январь 2026 года.

- Глобальная организация развития и образования IREX курирует проект «Национальная идентичность Украины через молодежь». Проект рассчитан до 2027 года и его целью является «формирование у молодых людей чувства личной ответственности за демократическое европейское будущее Украины путем дальнейшей мобилизации молодежного лидерства вокруг ценностной концепции украинской идентичности».  

- Гражданская сеть «ОПОРА» получила финансирование на проект по контролю выборов и политических процессов. Период действия проекта -  по 31 января 2026 года.  

- USAID выделяла прямую бюджетную поддержку правительству Украины, объем которой составил более 30 млрд. долларов США. Кроме того, с 24 февраля 2022 года USAID предоставило Украине гуманитарную помощь на сумму 2,6 млрд. долларов США, помощь в целях развития на сумму 5 млрд. долларов США.

Как очевидно из этого неполного списка, вся «помощь» оседает в бюджетах западных, в основном американских, компаний. И это помимо военных поставок. Можно понять Трампа, который возмущается таким разбазариванием американских средств при серьезных внутренних проблемах в самих США. Столь длинный и подробный перечень приведен для того, чтобы можно было оценить насколько оглушительный удар нанесен по режиму Зеленского, а европейцы имеют возможность оценить, сколько и чего им надо будет компенсировать для поддержки Киева.

Готовы ли там поддерживать конфликт финансируя Украину как самое милитаризованное государство в Европе? По некоторым оценкам европейские военные расходы Украины (или – на Украину) достигли 64 млрд. долларов в год.

Не являющемуся еврочиновником генсеку НАТО Марку Рютте, и пока представляющем оппозицию Трампу, судя по его заявлениям, стоило бы обратить внимание на приведенные выше цифры. Однако, в душе и по нервно-психологической организации Рютте остается евробюррократом, поэтому и заявляет со всей безответственностью: «Во-первых, мы должны увеличивать, а не сокращать поддержку Украины, нам надо поменять траекторию конфликта, потому что то, что происходит на фронте, неправильно, это надо изменить». Рютте также утверждает, что конфликт имеет «геополитическое» значение, поэтому все страны Запада должны участвовать в поддержке Украины.[xi] Едва ли Трамп с этим согласится.

 

Зеленский в состоянии инерции. Во-первых, представитель Украины пытается сохранить все как было (деньги и оружие на войну с Россией), во-вторых, пытается играть на Великой шахматной доске, втихую поддерживая антитрамповскую интернациональную фронду. Он пытается топтаться по самолюбию еврочиновников, заявляя, что сомневается, что   Европа будет участвовать в мирных переговорах по Украине: «США не волнует, будет ли ЕС их союзником и дальше. Вашингтон не верит, что Европа может принести Штатам что-то действительно существенное».[xii]

Но главное – Зеленский хочет продолжать войну, хочет сохранить Украину в статусе и состоянии страны-наемника. Украина не согласится на сокращение ее вооруженных сил в пять раз, «смело» и отчаянно заявил он на Всемирном экономическом форуме в Давосе: «Не будет. Мы не дадим этого сделать».  По его утверждению, такого сокращения армии могут потребовать от Украины на переговорах по урегулированию».[xiii] И это важнейшее противоречие в позициях. Это очередная попытка гипноза – но, похоже, не ему решать…

Вспомним, в свое время сокращение ВСУ было предусмотрено Стамбульскими соглашения, вплоть до конкретных цифр. К тому же, Президент России Владимир Путин ни один раз говорил о том, что Стамбульские соглашения могут быть основой для переговоров.

 

Переговоры с «позиции силы» Зеленский надеется реализовать с помощью старого джокера, которого украинский режим постоянно держит в рукаве, с того момента как стало понятно, что Украина не может противостоять России без иностранной помощи - «контингента миротворцев». Он считает, что для гарантий безопасности после войны потребуется как минимум 200 тысяч западных миротворцев: «От всех европейцев? 200 тысяч – это минимум. Это минимум, иначе это ничего», – сказал Зеленский, отвечая на вопрос о возможности миротворческой миссии в ходе интервью в Давосе.[xiv]  При этом украинские СМИ, ссылаясь на данные Financial Times скептично отмечают, что примерная численность каждой из сухопутных армий в крупнейших странах Европы составляет по 150-200 тысяч, в случае войны объединенная Европа могла бы выставить совокупно не более 300 тысяч боеспособных сил. При этом единства по поводу миротворцев в Европе нет, за проведение такой операции выступает Франция, против – Германия.

Однако, в Давосе Зеленский пошел дальше и заявил, что США должны направить своих миротворцев в Украину: «Этого не может быть без Соединенных Штатов. Даже если некоторые европейские друзья думают, что это может быть, нет, этого не может быть. Никто не будет рисковать без Соединенных Штатов».[xv]

Для Зеленского «контингент миротворцев», или «иностранный контингент» - это как армия генерала Венка, которую весной 1945 года ждал в Берлине Адольф Гитлер. 

 

Призраки и фантомы «мирных планов и временных графиков» вовсю «летают» в украинских СМИ и политических кругах. Нет смысла все это перечислять.

 

Но при этом стоит обратить внимание на пункты «возможного соглашения, которое может быть заключено в рамках Международной конференции»:

  1. Украина не будет членом НАТО и декларирует нейтралитет. Решение о запрете принимать Украину в Альянс должно быть утверждено на саммите НАТО.
  2. Украина станет членом ЕС до 2030 года. ЕС берет на себя обязательства по послевоенному восстановлению страны.
  3. Украина не сокращает численность армии. США обязуются продолжать поддержку для модернизации ВСУ.
  4. Украина отказывается от военных и дипломатических попыток вернуть территории. Но официально не признает суверенитет РФ над ними.
  5. Часть санкций против РФ будут отменены сразу после заключения мирного соглашения. Часть - на протяжении трех лет в зависимости от соблюдения Россией параметров соглашения. Будут сняты все ограничения на импорт российских энергоносителей в ЕС. Однако российский импорт на протяжении определенного времени будет облагаться европейцами специальной пошлиной, средства от которой направят на восстановление Украины. 
  6. К участию в выборах на Украине должны быть допущены партии, выступающие в защиту русского языка и за мирное сосуществование с Россией. Должны быть прекращены на все действия против УПЦ и русского языка.
  7. Введение европейского миротворческого контингента после завершения боевых действий, как спорный вопрос, что требует отдельных консультаций между всеми сторонами. С одной стороны, этого требует Киев в качестве гарантии безопасности, на этом настаивает Франция, с другой стороны, Россия категорически против.

 

Есть здесь что-то от Минских соглашений. Есть и уступки России  в виде прекращения преследования русского языка и УПЦ. Есть давно понятная комбинация продать Москве легитимность киевского режима путем выборов. Но в этих сомнительных постулатах отсутствуют механизмы контроля над ситуацией на Украине. Ведь после Версальского мира откуда-то, при слепоте или попустительстве кого-то, вдруг родился Третий Рейх, офицеры Вермахта которого сначала тренировались на тракторах, а потом пересели на «Тигры» и «Пантеры». А это значит, должны существовать механизмы политического контроля Украины и реальные гарантии безопасности для России.

Основной точкой приложения переговорных усилий должна стать сама Украина, ее политическая и конституционная система, так же как и в Минских соглашениях, которые были неторопливо и цинично похоронены именно по причине того, что Украина с согласия Запада их просто не выполняла. Это была дорога к миру, но киевский режим решил идти к войне.

Надо понимать, что Трамп может быть шансом для Украины прийти к миру, но в Киеве, да и в Брюсселе,  пока не видно тех, кто хочет этот шанс использовать.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.rbc.ru/politics/06/11/2024/672b28239a794762f0cda19f

[ii] https://t.me/c/1242446516/86212

[iii] https://t.me/stranaua/183679

[iv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22940169

[v] https://www.rbc.ru/politics/20/01/2025/678de8d99a7947622f301b28

[vi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22928527

[vii] https://t.me/stranaua/183707

[viii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22930053

[ix] https://www.rbc.ru/politics/25/01/2025/6794044d9a79478114089889

[x] https://t.me/stranaua/183639

[xi] https://ria.ru/20250123/gensek-1995085235.html

[xii] https://t.me/stranaua/183651

[xiii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22936721

[xiv] https://t.me/stranaua/183682

[xv] https://t.me/stranaua/183768

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати