На днях начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов на брифинге для военных атташе иностранных государств сообщил, что российское военное ведомство фиксирует попытки Вашингтона создать в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) местную версию Североатлантического альянса.
"Формируется "Азиатское НАТО", где главная роль отводится тройственному союзу США - Япония - Республика Корея. Продвигается создание новых форматов взаимодействия с участием Австралии и Филиппин", - приводит слова российского военачальника агентство ТАСС. Как подчеркнул Герасимов, противниками объединения объявлены Россия, Китай и КНДР.
В Вашингтоне обвинения в создании азиатского аналога НАТО, конечно, опровергают. Не отличающийся симпатиями к Пекину министр обороны США Ллойд Остин ранее заявлял, что Вашингтон, дескать, вообще не планирует создавать в регионе антикитайские коалиции, не говоря уже о сколачивании там нового военного блока.
А что же происходит на самом деле? По данным российского Генштаба, в интересах США в АТР развернута крупнейшая группировка войск и сил численностью около 400 тыс. военнослужащих. В рамках военного альянса АУКУС (Австралия, Великобритания, США) под патронажем Вашингтона реализуется масштабная программа по оснащению Австралии к 2035 году пятью атомными многоцелевыми подводными лодками типа "Вирджиния". С подачи Белого дома развивается военное сотрудничество между США и Филиппинами. При этом Манила не только предоставила американским военным доступ к ранее закрытым для них военным базам, но и санкционировала размещение на своей территории американского мобильного ракетного комплекса Typhon.
Приведенные выше факты позволяют утверждать, что все заявления американской администрации о том, что политика США в АТР не имеет антикитайской направленности и не ставит перед собой целью милитаризацию региона, представляют собой лукавство, если не откровенную ложь. "Обилие воды в тофу, как и обилие пустых речей, не вызывает доверия", - гласит китайская мудрость.
В КНР, очевидно, не будут наблюдать за происходящими процессами, сложа руки. Как представляется, для коррекции поведения американских партнеров Пекин может прибегнуть к следующим мерам:
- Продажа части казначейских облигаций США и наращивание золотого запаса
Будучи крупнейшем держателем американских долговых обязательств, в феврале уходящего года Китай продал облигаций США на сумму $22,7 млрд. Повторная реализация большого количества трежерис станет ударом по позициям американской валюты. При этом Китай мог бы продолжить наращивать свой золотой запас, чтобы купировать потенциальные ответные меры со стороны США в финансовой сфере. Сотрудничество с Россией будет способствовать реализации данной стратегии, поскольку Москва является одним из крупнейших производителей золота в мире.
- Укрепление связи со странами АТР и нормализация отношений с Индией
Китай может увеличить инвестиции в страны Юго-Восточной Азии, а также углубить стратегическое партнерство с Россией. Эти меры не только помогут ослабить давление на КНР со стороны США, но и позволят стране получить большую поддержку ее инициатив на международной арене. В этом контексте особенно своевременным также выглядят недавние усилия руководства Китая по нормализации отношений с Индией, обострившихся из-за инцидентов на линии фактического контроля в Гималаях в 2020 году. Определенные подвижки в этом вопросе наметились по итогам встречи лидеров двух стран на саммите БРИКС в Казани. И хотя до окончательного решения территориального спора предстоит сделать еще много, активизация диалога Пекина и Нью-Дели, очевидно, уменьшит возможность Вашингтона сеять раздор в АТР.
- Расширение участия в БРИКС и сближение с ОДКБ
Китай, как страна сталкивающая с давлением США и их сателлитов, мог бы расширить свое участие в организациях, отстаивающих право своих участников на независимую внешнюю политику. Этому критерию в полной мере отвечает объединение БРИКС, в котором уже состоит КНР. Несколько сдержанно в Пекине относятся к углублению сотрудничества с Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), имеющей военную составляющую. Тем не менее, возрастающая угроза национальным интересам со стороны Вашингтона может поспособствовать пересмотру подходов китайской дипломатии.
- Ускорение темпов развития китайских вооруженных сил
Пятое поколение руководителей КНР во главе с Си Цзиньпином уделяет повышенное внимание укреплению возможностей Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Тем не менее, деградация архитектуры безопасности в АТР, несомненно, придаст новый импульс процессам военного строительства в этой стране. В частности, от Пекина следовало бы ожидать наращивания инвестиций в военно-морские силы, развитие искусственного интеллекта и беспилотных систем. Особенно неприятным "сюрпризом" для вашингтонских стратегов также станет совершенствование противокорабельной баллистической ракеты DF-21, стоящей на вооружении НОАК, а также развитие системы высокочувствительных датчиков в Южно-Китайском море, способной засекать американские подводные лодки.
При всем при этом стоит отметить, что Китай не стремится к эскалации отношений ни с США, ни с какой-либо другой страной. Это объясняется как миролюбивым характером внешней политики Пекина, так и его нежеланием рвать связи со своим основным торговым партнером, коим для него остается Вашингтон. Однако, как известно, "в танго танцуют двое", а готовность новой американской администрация прислушиваться партнеру вызывает обоснованные сомнения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs