ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Перемирие Израиль – «Хезболла»: геополитические последствия

12:05 03.12.2024 • Андрей Кадомцев, политолог

Израиль и движение «Хезболла» согласились на прекращение огня после 13-месячного вооруженного противостояния вдоль ливано-израильской границы. Каковы геополитические последствия?

Главными кураторами инициативы выступили США и Франция. О достижении соглашения объявил Джо Байден. Соглашение вступило в силу 27 ноября и рассчитано на 60 дней. За это время «Хезболла» отведет своих бойцов к северу от реки Литани, примерно в 30 км от границы с еврейским государством. Израиль постепенно выведет свои войска из Ливана. Ливанская армия направит в регион около 5 000 солдат. За процессом разведения сторон будет наблюдать группа из пяти стран во главе с США. При этом Израиль сохраняет за собой право наносить удары по ливанской территории, в случае «непосредственной угрозы».

Мировые державы и страны региона приветствуют соглашение. Ведь к началу октября Израиль и «Хезболла» оказались на грани полномасштабной войны, подобной конфликтам 1982 и 2006 годов. Ливан и без этого уже несколько лет балансирует на грани коллапса. Перекресток Ближнего Востока, Средиземноморья и Северной Африки, остается одной из главных арен ожесточенного опосредованного противостояния основных игроков ближневосточной политики. Распад Ливана привел бы к наплыву оружия и джихадистов, дестабилизации Сирии, юга Турции, Восточного Средиземноморья, новому притоку беженцев в Европу.

Оптимисты напоминают, что после войны 2006 года, Израиль и его противники в основном придерживались перемирия – вплоть до 7 октября 2023 года, обеспечив почти 20 лет относительного спокойствия. Многое зависит от того, смогут ли ливанская армия и миротворцы ООН обеспечить мир и сыграть роль буфера между Израилем и «Хезболлой». Поступают сообщения, что сделка по перемирию предполагает обновление ливанской армии в тесном сотрудничестве с США и Францией. Некоторые даже ожидают участия арабских стран, особенно ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта. В целом, прекращение огня рассматривается как большой шаг к возвращению к нормальной жизни в регионе.

Израиль, однако, сомневается в способностях ливанцев, поэтому может и дальше наносить удары по инфраструктуре и бойцам «Хезболлы», а также атаковать иранских военных. После 7 октября прошлого года Израиль, похоже, верит лишь в военные методы ослабления своих врагов. Израильские новостные источники сообщают, что одна из причин, по которой правительство Нетаньяху поддерживает прекращение огня, заключается в том, чтобы ЦАХАЛ мог вернуться домой в ближайшие недели и восстановить потенциал для будущих операций на других направлениях. Де-факто, Израиль ведет боевые действия на четырех фронтах: в Ливане, Газе, Йемене и Сирии. И во всех случаях речь идет о силах, имеющих тесные связи с Ираном. Израильские военные аналитики сообщают, что военный кабинет Израиля вскоре обсудит возможные новые действия против Тегерана. Поэтому Нетаньяху может рассматривать ограниченные удары в Ливане как способ послать сигнал, но такие удары всегда сопряжены с риском эскалации и возобновления войны.

В октябре нынешнего года Коби Михаэль, научный сотрудник Иерусалимского института стратегии и безопасности, отмечал, что целью Израиля в его военных устремлениях в Ливане является изменение «правил игры и баланса сил в этом регионе», которое «повлияет на весь мир». Речь идет о том, чтобы, совместно с США, максимально ослабить, если не вовсе уничтожить региональных союзников Ирана. А поскольку Россия и Китай поддерживают Иран - с целью переформатировать «существующий мировой порядок, основанный на американской гегемонии», то попытка ослабления Тегерана, по замыслу Израиля и США, должна ослабить влияние и возможности Москвы и Пекина.[i]

Считается, что уже к началу октября израильская армия нанесла «огромный ущерб боеспособности «Хезболлы» - Израилю удалось ликвидировать 17 высших руководителей организации из 18. ЦАХАЛ утверждает, что в течение сентября уничтожил «около 17 тыс. боевиков группировки». Ключевым событием стала гибель Хасана Насраллы - духовного лидера организации, ведшего её за собой на протяжении десятилетий, а также игравшего ведущую роль во всей «Оси сопротивления». «Немаловажно, что шейх Насралла имел тесные дружеские отношения с верховным лидером Ирана аятоллой Хаменеи.»[ii] При этом жертвы среди мирного населения как в Газе, так и в Ливане оказались огромны, что привело к осуждению действий Израиля даже в стане его европейских союзников и США.

Согласие «Хезболлы» принять перемирие воспринимается в регионе не только как подтверждение потерь, понесенных организацией, но и как сигнал Тегерана о нежелании столкновения с Израилем, и тем более США. Напомним, что Иран не присоединился непосредственным образом к ХАМАС, когда та в октябре прошлого года внезапно атаковала Израиль. Иранцы также не разрешили «Хезболле» начать полномасштабные боевые действия против Израиля. Уже после избрания нового президента, Иран крайне сдержанно отреагировал даже на убийство Исмаила Хании, лидера ХАМАС, в Тегеране. Таким образом, в перемирии видят очередной сигнал о том, что иранское руководство не желает превращения конфронтации с Израилем в полномасштабную войну. Готов ли к ней Израиль – также большой вопрос. Страна переживает экономические трудности, общество серьезно расколото, а армия измотана. В октябре обе стороны ограничились скорее символическими ударами по территории друг друга, минимально достаточными «для сохранения лица».

С геополитической точки зрения, Тегеран мог взять паузу в противостоянии с Израилем в преддверии смены администрации в США. Новый иранский президент Пезешкиан стремится смягчить режим санкций с помощью новых переговоров по ядерной проблеме, его риторика в адрес США и Запада сейчас носит умеренный характер. Однако получит ли регион предположительно желанную передышку – пока непонятно. Едва пришли сообщения о ливанском перемирии, как на севере Сирии террористическая группировка «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в России) начала самое крупное наступление против сирийской армии с 2020 года. По состоянию на 1 декабря, боевики уже вроде бы заняли второй по величине город страны - Алеппо. Ряд наблюдателей полагает, что за спиной боевиков «стоит Турция». Анкара это отрицает. 30 ноября Сергей Лавров провел телефонный разговор с турецким коллегой. «С обеих сторон высказана серьезная обеспокоенность опасным развитием ситуации…» Глава иранского МИД Аббас Арагчи обвинил в эскалации США и Израиль.

Минимизация иранского влияния на Ближнем Востоке и восстановление там своего геополитического влияния – давняя стратегическая цель США. Но в условиях явного перенапряжения на разных фронтах Вашингтон предпочитает вести опосредованную борьбу с Ираном – с помощью израильского «меча», санкций и собственных прокси. В свой первый срок Трамп и вовсе почти сколотил потенциально мощную антииранскую коалицию в лице Израиля и КСА. Тем не менее, с тех пор Тегеран только усилил свое влияние: от Газы и Ливана через Сирию и Ирак до Персидского залива, а также до Красного моря. А саудиты, на сегодняшний день, отказались от амбициозного оборонного договора с Вашингтоном в обмен на нормализацию отношений с Израилем, и теперь настаивают на заключении более ограниченного соглашения о военном сотрудничестве.[iii] И вот теперь, согласие «Хезболлы», игравшей определенную роль в поддержании стабильности в Сирии, к перемирию с Израилем, было, вероятно, воспринято противниками Башара Асада и Тегерана как признание слабости.

Стратегически, США, концентрирующие всё больше ресурсов на противостоянии с КНР, испытывают растущее перенапряжение сил, и теряют позиции на Ближнем Востоке, в том числе, в пользу России и Китая. Американская дипломатия уже не первый год пытается решить эту проблему посредством создания блока ближневосточных стран, способный обеспечить интересы США, что позволило бы Вашингтону снизить свое присутствие в регионе. Соглашения Авраама, заключенные при активном посредничестве первой администрации Трампа, создали некоторые предпосылки для формирования желательной для США конфигурации.

Однако реальность оказалась сложнее. Доверие к Вашингтону на Ближнем Востоке падает. Его номинальные «друзья» опасаются быть втянутыми в американо-китайское соперничество, поскольку рассматривают Пекин скорее как возможность, чем как угрозу. Иранская «ось сопротивления» весьма беспокоит «друзей США». Но и триумф Израиля едва ли вызовет у них однозначное удовлетворение. Сегодня большинство арабских партнеров США пытаются наладить отношения и с Тегераном. Так, Фейсал бин Фархан, министр иностранных дел КСА, посетил Иран летом 2023 года, впервые за семь лет. В ноябре нынешнего года Эр-Рияд вновь осудил Израиль не только за его войны в Газе и Ливане, но и за недавние воздушные удары по Ирану. И поставил признание Израиля в зависимость от того, предпримет ли тот конкретные шаги по созданию палестинского государства. Готовность «Хезболлы» к приостановке вооруженной борьбы в Ливане, может восприниматься частью арабских государств как сигнал Тегерана о стремлении к дальнейшему расширению взаимовыгодных связей.

Существует и версия, согласно которой администрация Байдена надавила на Нетаньяху, поскольку ей нужно срочно снизить накал напряженности на Ближнем Востоке. Белому дому хотелось бы высвободить ресурсы на оставшееся время до инаугурации Трампа, чтобы оказать максимальную помощь Киеву. Предполагается, что «теперь 46-й президент Соединенных Штатов намеревается добиться мира уже и в секторе Газа, то есть, ликвидировать или временно законсервировать второй фронт очень неприятной во всех отношениях региональной войны». После чего «…нельзя исключать нового повышения ставок [на украинском направлении] перед очень возможным началом переговоров».[iv]

«Замирение» Ближнего Востока, по мысли ряда западных стратегов, также способствовало бы ослаблению позиций Москвы и Пекина в рядах стран глобального Юга. Если бы КСА примирилась с Израилем, ее примеру, возможно, последовали бы другие государства, ориентирующиеся на Эр-Рияд. После чего можно было бы объявить об окончании арабо-израильского конфликта. Это, в свою очередь, повлияло бы на изменение позиции таких неарабских мусульманских государств, как Пакистан, Малайзия и Индонезия. Считается, что такой сценарий был прерван атакой ХАМАС 7 октября прошлого года. В реальности, он уже едва ли возможен – прежде всего, в свете консолидации БРИКС. Тем не менее, перемирие в Ливане, в теории, открывает путь к аналогичным процессам в Газе. И к новым попыткам собрать проамериканскую региональную коалицию в будущем.

Тем временем на Ближнем Востоке с тревогой ждут смены администрации в Белом доме, чтобы оценить вектор, в направлении которого будет развиваться политика Дональда Трампа в регионе. В первую легислатуру, республиканец регулярно шел навстречу пожеланиям Израиля, одновременно, усиливая сомнения в надежности американских обязательств в стане номинальных региональных союзников США. Трамп наращивал давление на Иран, разорвал, в частности, ядерную сделку. В американских СМИ преобладает мнение, что Тегеран делал ставку на поражение Трампа на президентских выборах. Многие страны региона опасаются, что Трамп потребует от них разорвать связи с Ираном, и уже сейчас призывают будущую администрацию не нарушать хрупкую разрядку.

Устойчивое прекращение боевых действий между Израилем и «Хезболлой» сделало бы ближневосточную геополитику менее запутанной. Одной потенциальной «очень горячей» точкой станет меньше. Хотя бы на время. Однако опосредованный большой конфликт, в котором все одновременно и воюют друг с другом, едва ли будет поставлен этим на надежную паузу. Для полноценного мира необходимо решение фундаментальных проблем региона, прежде всего, палестинской. Без этого любое «перемирие», сколь долго бы оно не продлилось, так и не трансформируется в прочный мир.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://globalaffairs.ru/articles/strategiya-izrailya-mihael-mo/

[ii] https://interaffairs.ru/news/show/48048

[iii] https://www.reuters.com/world/saudi-arabia-abandons-pursuit-us-defence-treaty-over-israel-stalemate-2024-11-29/

[iv] https://www.kommersant.ru/doc/7329587

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати