ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Иран в водовороте событий вокруг «Хезболлы»

12:18 02.10.2024 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

В октябре 2024 г. Ближний Восток подошёл к грани, за которой всё явственнее проступает огонь большой широкомасштабной войны.

Вооружённая конфронтация Израиля с группировками ХАМАС в Газе и «Хезболла» на юге Ливана в течение года, начиная с 7 октября 2023 г., всё сильнее накаляла обстановку в ближневосточном регионе.

Сегодня суннитская группировка ХАМАС понесла значительные потери в войне с Израилем, а шиитская организация «Хезболла» претерпела значительный, трудно восстановимый ущерб. Более того, израильтяне продолжают активные боевые действия в южном Ливане с целью окончательного решения вопроса «Хезболлы».

Важным моментом в этих конфронтационных ситуациях является тот факт, что «Хезболла» являясь креатурой Исламской Республики Иран (ИРИ), представляет собой важнейшего, надёжного и верного союзника этой страны.

Напомним, «Хезболла» создана в 1982 г. ливанскими шиитскими священнослужителями по инициативе и при активном участии Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана. Новое исламское государство – ИРИ – сразу же с момента своего возникновения заявило о своей бескомпромиссной борьбе против Израиля и США. Для этого Тегерану необходимо было иметь эффективное орудие. Таким орудием была призвана стать шиитская военно-политическая организация «Хезболла». Цель организации - уничтожение Израиля, установление исламского контроля над Иерусалимом, создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана.

Численность бойцов, по разным оценкам на 2023 г., составляет порядка 20 тыс. хорошо обученных бойцов, а также около 30 тыс. «временных резервистов». В то же время покойный лидер «Хезболлы» Хасан Насралла заявлял, что группировка насчитывает 100 тыс. боевиков. Элитное подразделение «Хезболлы», «Силы Радавана», составляло в 2020 г. около 2500 бойцов.

На вооружении «Хезболлы» находится большое количество стрелкового, артиллерийского вооружения, другой боевой техники сухопутных войск, беспилотных летательных аппаратов различного предназначения, современных средств ПВО, но главное - ракет различных типов, в том числе противокорабельных ракет с высокоточным наведением. В арсенале движения имеется около 5000 ракет большой и средней дальности, способных поражать цели на расстоянии 200 километров, 65000 ракет малой дальности (зона поражения — от 45 до 200 километров) и около 145000 артиллерийских и мелкокалиберных ракетных боеприпасов типа «Катюша» с дальностью поражения до 20 километров.

По израильским данным, «Хезболла» обладает ракетами Mushak-200 с боевой частью массой 600 кг и дальностью полета до 200 км. Предположительно, эти ракеты являются копией иранских ракет Zelzal-2. Кроме того, на вооружении организации стоят иранские ракеты Zelzal-3 с дальностью поражения до 250 километров, а также ракеты Fateh-100 с дальностью поражения до 300 км.

Всё это вооружение и боевая техника поставляется «Хезболле» Ираном. На его территории, а также в Сирии КСИР создал многочисленные лагеря и центра боевой подготовки боевиков для «Хезболлы». Более 3 тыс. боевиков организации прошли в них обучение, охватывающее различные аспекты, такие как партизанская война, ракетные и реактивно-артиллерийские стрельбы, эксплуатация беспилотных летательных аппаратов, морская война и обычные военные операции.

«Хезболла» - самое многочисленное и мощное негосударственное вооруженное формирование (а точнее – армия) мира. Израиль рассматривает «Хезболлу» фактически как часть вооруженных сил Ирана. Израильские генералы заявляют: «мы должны учитывать, что то, с чем мы сталкиваемся в Ливане, - это не ополчение, а скорее бригада спецназа иранской армии».

Иран также финансирует эту организацию. Хасан Насралла неоднократно заявлял о финансовой поддержке «Хезболлы» со стороны ИРИ: «Бюджет, расходы и оружие организации поступают из ИРИ… . Пока у Ирана есть деньги, это означает, что и у нас есть деньги». Так, прямые ежегодные иранские вложения в «Хезболлу» постоянно увеличились с $ 100 тыс. в 90-х годах ХХ века до $ 1 млрд. к началу 2020-х. Кроме того, организация осуществляет по всему миру самостоятельные белые, серые и чёрные бизнес-проекты, приносящие ей огромные средства.

Естественно, что Иран оказывает своей креатуре и дипломатическую, и идеологическую, и пропагандистскую поддержку.

Более того, ливанская «Хезболла» является главной ударной силой в составе «Оси (или Фронта) сопротивления». «Ось сопротивления» – альянс Ирана и военно-политических группировок ближневосточного региона. Она включает ИРИ как непосредственно основу альянса, ливанскую «Хезболлу», группировки шиитов в Сирии, Ираке, Афганистане, Пакистане, йеменское движение хуситов, а также аффилированные с ИРИ, но напрямую не подчиняющиеся ему суннитские группировки Исламский Джихад и ХАМАС. Компоненты «Оси сопротивления» выступают инструментом Ирана в борьбе с двумя доктринальными врагами ИРИ – Израилем и США. Командующий аэрокосмическими силами КСИР бригадный генерал Амир Али Хаджизаде так охарактеризовал данный альянс: «Ось сопротивления» – это не только Иран, она простирается от Красного до Средиземного моря и от «Ансар Аллы» в Йемене до «Хезболлы» в Ливане». Генерал отметил, что все члены «Оси сопротивления» едины. «Мы должны объединить усилия для уничтожения сионистского режима, изгнанию США и их союзников и в целом всех нерегиональных сил из региона», – отметил генерал.

После некого «перемирия» напряжённость между Израилем и «Хезболлой» усилилось после 7 октября 2023 г., когда суннитская группировка ХАМАС совершила террористическую вооруженную атаку на Израиль. Тогда ХАМАС надеялся на всестороннюю военную поддержку «Хезболлы» и на синхронные, согласованные боевые действия с ним против Израиля.

Анализируя создавшуюся ситуацию, израильские военные утверждали, что конфронтация с «Хезболлой» неизбежна. Начальник Генштаба Армии обороны Израиля Герци Халеви прямо заявил о начале «упреждающей наступательной операции» против Ливанского движения. В свою очередь, «Хезболла» выразила полную готовность вступить в бой. Иран через своего советника Камаля Харрази заявил, что поддержит «Хезболлу» всеми возможными средствами в случае начала войны.

Но «Хезболла» ограничилась лишь активизацией пропагандистских антиизраильских атак, моральной поддержкой ХАМАС и демонстративными запусками своих ракет в сторону Израиля. По всей вероятности, такая позиция «Хезболлы» была согласована с Ираном, не желавшего участия своего важнейшего военно-политического и идеологического союзника в крупномасштабной войне с Израилем (и, возможно, с США), чреватого ослаблением, если не разгромом этой организации. При этом лидер «Хезболлы» Хасан Насралла объявил, что на юге Ливана открыт фронт против Израиля в поддержку палестинского сопротивления, и в своих многочисленных выступлениях заявлял, что этот фронт не успокоится, пока война в Газе не закончится.

Эскалация боевых действий на израильско-ливанском фронте усилилась после того, как израильская армия 30 июля 2024 г. ликвидировала высокопоставленного командира «Хезболлы» Фуада Шукра. В августе Хасан Насралла заявил, что Израиль перешел все красные линии.

Руководство «Хезболла» хотело, чтобы Иран ответил Израилю на ликвидацию не только Ф.Шукра, но главы политбюро палестинского движения ХАМАС Исмаила Хании, убитого 31 июля в Тегеране. Власти Ирана ответили, что «сейчас не подходящее время» для ответа, поскольку президент Масуд Пезешкиан должен принять участие в 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Однако ракетные перестрелки между Израилем и «Хезболлой» продолжались. Конфликт усилился в сентябре после того, как Израиль заявил, что больше не может мириться с отсутствием безопасности в своем пограничном районе с Ливаном.

В середине сентября в разных районах Ливана взорвались средства связи — пейджеры и рации, имевшиеся в основном у членов «Хезболлы». По официальным данным, 37 человек погибли, более трех тысяч получили ранения. В числе пострадавших оказался и посол Ирана в Ливане Моджтаба Амани. «Хезболла», власти Ливана и Иран возложили ответственность на Израиль. Еврейское государство не подтверждало и не отрицало свою причастность.

После массовой детонации гаджетов Израиль активизировал удары по Ливану, назвав операцию «Стрелы севера». Армия сообщала, что атаковала более двух тысяч целей «Хезболлы», ликвидировав большое число высших командиров движения. Кроме того, удары наносились на здания, где, по данным разведки, хранятся ракеты и снаряды, предназначенные для атак на Израиль.

В соответствие с операцией под кодовым названием «Новый порядок» израильская армия и разведка нанесла 27 сентября стратегический удар по главному штабу - подземному командному центру «Хезболлы» в районе Дахия пригороде столицы Ливана. Общий вес противобункерных ракет и бомб, сброшенных на штаб-квартиру группировки, превысил 80 тонн.

В результате авиаудара Израиля по этой цели был убит лидер «Хезболлы» Хасан Насралла, 32 года возглавлявший организацию, его дочь Зейнаб – активистка движения, командующий ракетными войсками «Хезболлы» Ибрагим Кабиси, командующий южным фронтом «Хезболлы» Али Караки, ряд высших командиров группировки, а также заместитель командующего КСИР бригадный генерал Аббас Нилфорушан, командующий иранскими силами КСИР в Ливане.

Таким образом, Израиль нанёс огромный ущерб боеспособности «Хезболлы», её моральному духу, имиджу организации не только среди союзников по «Оси сопротивления», но и многих её сочувствующих. Действительно, группировка потеряла 17 высших руководителей из 18, практически весь командный состав, более половины своего арсенала. По данным израильских военных, в сентябрьских операциях было уничтожено около 17 тыс. боевиков группировки, 22 из 24 её батальонов разбиты. Разрушена вертикаль управления и связи, но главное – это потеря Хасана Насраллы, духовного харизматического лидера движения, его символа. Более того – лидера всей «Оси сопротивления». Немаловажно, что шейх Насралла имел тесные дружеские отношения с верховным лидером Ирана аятоллой Хаменеи.

В ночь на 1 октября израильские войска, продолжая боевые действия против ХАМАСА в Газе и воздушные удары по хуситам в Йемене, начали «ограниченную и целенаправленную» наземную операцию на юге Ливана. Целью операции являются военные объекты и инфраструктура «Хезболлы», расположенные в приграничных селах, которые представляют угрозу для израильских поселений на севере. «Хезболла» десятилетиями готовилась к войне с Израилем. В приграничных с Израилем зонах созданы укрепрайоны, очаги сопротивления, минные поля и т.д. Израильские сухопутные войска поддерживаются авиацией и артиллерией, которые взаимодействуют с ними.

Израильское вторжение в южный Ливан, вкупе с предыдущими ударными акциями Израиля против «Хезболлы» всколыхнули антиизраильские силы по всему миру. А что уж говорить об Иране, который видит в «сионистском режиме» своего главного врага. По всей стране проходят акции протеста.

Иранский истеблишмент активно обсуждал, как ответить на действия Израиля, ведь удар по «Хезболле» - это удар и по ИРИ. В этой связи в стране раскол. Радикальные фундаменталисты ратуют за переброску контингента иранских ВС в Ливан, за немедленный мощный удар всеми возможными способами по Израилю. При этом, воспользовавшись случаем, они настаивают на создании атомной бомбы. КСИР, представляющий именно это политическое течение и являющийся распорядителем ракетного оружия Ирана, по данным разведки США, уже подготовил баллистические ракеты к пуску по Израилю.

Их оппоненты, выражая гнев за действия Израиля и полностью осуждая его, анализируют, а стоит ли открытый военно-силовой ответ тех катастрофических последствий для ИРИ, к которым может привести широкомасштабная война против Израиля и, возможно, США. Ведь только авиационно-ракетный удар Израиля по нескольким основным транспортным и энергетическим, прежде всего нефтяным объектам обнулит иранскую экономику и вызовет в стране хаос. И это при нынешнем сложном социально-экономическом положении подавляющего большинства иранцев.

Не секрет, что союзник Израиля США концентрирует мощный кулак на Ближнем Востоке, состоящий из трёх авианосных группировок с авиаэскадрильями на их бортах Abraham Lincoln, Theodore Roosevelt и спешащий к ним Harry S. Truman. США направили также в этот регион атомную подлодку Georgia, оснащенную управляемыми ракетами, а также три эскадрильи боевых самолётов, включая F-15, F-16 и A-10. Глава Пентагона приказал группе десантных войск Wasp остаться в Восточном Средиземноморье, ожидая дополнительных указаний.

По всей видимости, эти обстоятельства, а также стремление нового иранского президента Пезешкиана и его правительства убрать камень с пути перспектив и процветания ИРИ, т.е. решить проблему санкций через решение ядерной проблемы, с чем связано улучшение отношение с США и Западом, заставляло прагматиков из иранского руководства проявлять крайнюю осторожность. Масуд Пезешкиан прямо предостерег иранских ястребов от попадания в ловушку более масштабной войны. Буквально на днях он заявил, что его страна не готова вступать в открытую войну с Израилем. Он отметил, что в случае серьёзной войны с Израилем, Иран вообще может прекратить своё существование в качестве единой страны. Он считает, что в таких обстоятельствах отдельные регионы Ирана – Азербайджан, Курдистан, Хузестан и Белуджистан – могут заявить о своей независимости и учредить собственные правительства. По мнению Пезешкиана, именно это и делает войну с Израилем и другие крупные конфликты ненужными для Ирана. «Мы не хотим хаоса в нашей стране», — подчеркнул президент и заявил о важности поддерживать единство и согласие внутри государства.

Следует подчеркнуть, что в последнее время поводов к эскалации у Ирана было много. Однако ещё и при президенте Раиси Иран не поддержал силовым путём ХАМАС в его атаке на Израиль в октябре 2023 г., не разрешил «Хезболле» открыть тогда мощный второй фронт против Израиля. При новом президенте Тегеран «заморозил» свой решительный ответ на убийство лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране. В последних выступлениях и речах президента Пезешкиана не было призыва к мести, не было прямых указаний на силовой ответ, а только обещания поддержки «Хезболлы», призыв ко всем мусульманам встать на сторону этой организации в её борьбе с Израилем.

Однако радикалы – фундаменталисты из команды проигравшего президентские выборы Саида Джалили, а также в первую очередь КСИР убедили в своей правоте верховного лидера аятоллу Хаменеи, который, как можно было понять, в последние недели придерживался острожной позиции. Но Израиль перешёл красную линию, а в реальности границу Ливана, вторгнувшись в соседнее государство по планам израильтян от 20 до 90 км с целью уничтожения боевой инфраструктуры «Хезболлы». Это означает, конечно, не полную ликвидацию организации – главного союзника ИРИ, но значительный её разгром, ставящий на быстром её восстановлении большой вопрос. Израильский прорыв в южный Ливан стал последней каплей, переполнившей чашу терпения (и осторожности) иранцев. Тегерану нужно было сохранить лицо. Ответный удар стал неотвратим.

Вечером 1 октября около 200 ракет было выпущено из Ирана по Израилю. Это, безусловно, может поджечь запал широкомасштабной войны. Израильтяне заявили о немедленном мощном ответном ударе по Ирану. Израильские официальные лица, не отрицающие возможность полномасштабной региональной войны, утверждают, что Израиль в течение нескольких дней нанесёт «значительный ответный удар» по ИРИ, целями которого могут быть нефтедобывающие предприятия и другие стратегические объекты.

В этой ситуации многое будет зависеть от того, как военно-политическое руководство еврейского государства идентифицирует иранскую атаку, как демонстрационный жест (по опыту апрельских ракетных ударов) или начало серьёзного военного противостояния.

Израиль и Соединенные Штаты заявили, что они работают вместе, чтобы гарантировать, что Ирану грозит суровое возмездие за его нападение на еврейское государство. «Иран совершил большую ошибку сегодня вечером, и он заплатит за это», - заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

В свою очередь президент ИРИ Масуд Пезешкиан предупредил Нетаньяху не ввязываться в драку с Ираном. А начальник генштаба вооруженных сил ИРИ Мохаммад Багери настаивал, что иранская атака была ограниченно-показательной. Он утверждал, что Иран соблюдал все необходимые меры предосторожности, нанося удары только по военным объектам, что экономические и промышленные центры Израиля и гражданское население не подвергались нападениям.

Тегеран явно не хочет превращения конфронтации двух стран в широкомасштабную войну. Действительно и Иран, и Израиль оказались в сложной ситуации перед принятием аналогичных решений: обязательность ответа «для сохранения лица» и нежелание, а, возможно, и понимание пагубности большой войны. Поэтому есть вероятность, что Израиль не пойдёт на жесткий ответ, а ограничится показательными мерами. Но в любом случае ситуация для ИРИ возникает сложная.

Несомненно, последуют серьёзные непредсказуемые последствия для Ирана, даже если он не будет втянут в широкомасштабную прямую войну с Израилем и, возможно, с США. При этом, возможности решить многие внутренние проблемы ИРИ (экономические, социальные) путём решения иранской ядерной проблемы через улаживание даже на самом низком уровне отношений с США и Западом в целом, на что был нацелен президент Пезешкиан и его правительство, устремились к нулю.

Таким образом, грядущая война на Ближнем Востоке не может создать благоприятные условия для поступательного движения Ирана к процветанию.

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати