Победа Дональда Трампа стала для многих в Европе предсказуемым шоком. Чего в наибольшей степени боится Старый Свет в новых обстоятельствах?
Реалисты уже давно предупреждали, что «хорошего» для европейцев исхода у нынешних президентских выборов в США нет. Снижение интереса Вашингтона к событиям в Европе в пользу противостояния с Китаем наметилось еще при Обаме. Заявления, сделанные обоими претендентами на Белый дом в ходе избирательной кампании, также сигнализировали, что эта тенденция в американской внешней политике продолжится. При всем том, о намерениях Дональда Трампа в международных делах приходится судить по весьма отрывочным заявлениям. Лейтмотив которых - наличие интенции существенно изменить отношения Америки как с союзниками, так и с противниками.
Ключевой для Европы вопрос - торговля. Торговый оборот, включая услуги, между США и ЕС по итогам 2023 года составил чуть менее 1 трлн. 540 млрд. евро. При этом дефицит США в торговле товарами с ЕС составил порядка 155 млрд. евро или 167 млрд. долларов по текущему курсу. (Если учитывать оборот в торговле услугами, то американский дефицит уменьшится до 51 млрд. евро или 55 млрд. долларов.)[i] В своих выступлениях Трамп называл значительно большую цифру. В конце октября он в очередной раз заявил, что, в случае победы, повысит пошлины на весь импорт из Европы не на 10 процентов, как грозил прежде, а на 20. Если угроза будет реализована, то для экспорто-ориентированной экономики Европы это будет очень сильный удар. По данным Евростата, доля экспорта товаров и услуг в общем ВВП Евросоюза в 2022 году составила чуть более 55 процентов. Для сравнения, доля экспорта товаров и услуг в ВВП США в том же году, по данным Всемирного банка, составляла только 11,6 процента.
Пошлины на европейский экспорт, введенные Трампом с 2018 года, не отменил даже Байден. Он же провел через Конгресс т.н. Закон о снижении инфляции, Inflation reduction act, ставший, по сути, лишь прикрытием для введения новых протекционистских ограничений. В результате, все основные отрасли европейской экономики – производители оборудования, автоконцерны, авиастроители, фармацевтическая отрасль, сельское хозяйство, уже несут значительные потери. «И никого не волнует, что американские меры нарушают правила ВТО». Между тем, по данным профессора ВШЭ Евгения Когана, в промышленном секторе ЕС «занято порядка 30 млн. работников, в США — всего 13 млн.». Еще один удар в последние годы европейская промышленность получила вследствие удорожания энергии. Одна из причин – сворачивание энергетических связей с Россией под нажимом Вашингтона. Новые убытки из-за усиления американского протекционизма грозят трансформацией экономических проблем в политические.
В ходе первого срока, Трамп неоднократно предпринимал попытки вбить клин между европейцами. Особое раздражение в Евросоюзе вызывало формальное основание для повышения импортных тарифов – «угроза национальной безопасности», которое звучит в отношении традиционных союзников попросту оскорбительно. Сразу после победы Трампа, лидеры европейских стран поспешили с уверениями в готовности к сотрудничеству с новым руководством Америки. Однако на деле в Старом Свете опасаются, что экономическая политика США станет только еще более протекционистской. Что Трамп попытается удержать американскую гегемонию с помощью «максимально агрессивных мер» дестабилизации всех потенциальных конкурентов за инновации, инвестиции и капитал.
Вторая головная боль Европы – перспективы НАТО. В первый срок пребывания в Белом доме, Трамп часто критиковал европейских членов альянса за недостаточный уровень военных расходов. В мае нынешнего года британское издание The Telegraph написало, «что Трамп в случае победы может потребовать от союзников по НАТО увеличения минимального порога расходов на оборону до 3 процентов ВВП.» После переизбрания, по данным РИА Новости, которое ссылается на американские СМИ, Трамп «неоднократно обсуждал [вопрос выхода из НАТО] в личных беседах».[ii] Однако Вашингтону не нужно заходить так далеко, чтобы ввергнуть европейцев в состояние паники. Даже если Трамп ограничится выводом всех или большей части американских войск из Старого Света, европейцы окажутся во многом парализованы в военном отношении.
За день до начала голосования на американских выборах, генсек НАТО Марк Рютте посетил Германию, где провел переговоры с канцлером Олафом Шольцем. В Берлине Рютте высказался по поводу опасений, которые вызывают у европейцев перспективы второго президентского срока Трампа. Генсек НАТО заявил о готовности Европы работать «и с Трампом», и намерении «добиваться сохранения единства» среди стран-членов. Рютте настаивает, что такая политика отвечает интересам США, поскольку Вашингтон, по его мнению, должен помнить, сколь «ошибочным» оказалось решение Америки уйти из Европы после Первой мировой войны. Пятого ноября Рютте был уже в Риме – столице одной из натовских стран, которая никак не может поднять уровень своих военных расходов до уровня в 2 процента ВВП. Чуть позже, явно в попытке заинтересовать Вашингтон, генсек НАТО высказался за расширение «коллективной работы над угрозой со стороны» Ирана, КНДР и Китая.
Вместе с тем, после угроз Трампа в годы первой легислатуры «перестать защищать тех, кто платит недостаточно», в Европе стали активно обсуждать необходимость создания собственной армии и ядерных сил. Сегодня, не дожидаясь новой волны охлаждения в трансатлантических отношениях, ведущие европейские политики призывают всерьез заняться вопросом создания европейской армии. Об это, в частности, заявил лидер крупнейшей фракции Европарламента Манфред Вебер, также призвавший к созданию независимой от американцев системы ПВО. Польша уже повысила военные расходы до 4,5 процентов ВВП, намереваясь создать «самую мощную армию» в ЕС. 06 ноября стало известно, что правительство ФРГ планирует обсудить в январе в Бундестаге законопроект о восстановлении всеобщей воинской повинности. Президент Франции Макрон уже обсуждал с канцлером Германии совместную работу по созданию «более единой, сильной и суверенной Европы в новом контексте».
Третья проблема европейцев – геополитическая. Возвращение Трампа в Белый дом окажет заметное влияние на ситуацию на Украине. Не понятно, в частности, как долго Трамп, оказавшийся заложником своего обещания «быстро покончить с украинским конфликтом», будет избегать окончательного выбора ясной стратегии и убедительного плана урегулирования. Европейцы крайне обеспокоены возможным изменением курса в отношении Украины и попытками новой команды в Белом доме урегулировать конфликт «на невыгодных для Запада условиях». При всем том, нарастание проблем в других частях мира, прежде всего, в Азии, а также у себя дома, может привести к тому, что администрация Трампа вовсе потеряет интерес и полностью отстранится от европейских дел.
В более широком контексте, возникает еще одна проблема - каково место Европы в треугольнике Москва – Пекин – Вашингтон? Едва пришли новости об избрании Трампа, прагматики в европейских деловых кругах встрепенулись, ожидая смягчения, если не отмены, антироссийских санкций. Свою стратегию предлагает венгерский премьер Виктор Орбан. У него выстроены хорошие деловые отношения и с Трампом, и с Россией, и с Китаем. Неформальную экстренную встречу сразу после американских выборов лидеры ЕС, Великобритании и НАТО организовали именно в Будапеште.
Сейчас мало у кого остаются сомнения, что при Трампе Вашингтон будет еще более напористо, агрессивно и бесцеремонно требовать от Европы окончательного «выбора стороны» в американо-китайском противостоянии и полного размежевания с КНР. Вместе с тем, пример Венгрии показывает, что обе экономические сверхдержавы мира готовы поддерживать взаимовыгодные связи с одними и теми же контрагентами. Формально, Вашингтон и Пекин демонстрируют растущую непримиримость. Но что если бы они смогли смягчить свои противоречия, к примеру, поделив европейский рынок между собой?
Помимо всего, в Европе налицо проблема политического и экономического истощения Германии и Франции. И Париж, и Берлин в разные годы уже сталкивались со значительными политическими или финансово-экономическими трудностям, однако еще никогда не возникало ситуации, когда обе ведущие державы ЕС были бы столь ослаблены. Президент Франции потерял большинство в парламенте. Правящая коалиция в ФРГ распадается. Евросоюзу в целом угрожает потеря конкурентоспособности в средне- и долгосрочной перспективе. В последние годы экономический рост в ЕС неуклонно замедляется, нарастает отставание от ведущих экономик, включая США и КНР. По мнению бывшего премьер-министра Италии Марио Драги, если Сообщество не сумеет переломить нынешние негативные тенденции, то, при наихудшем развитии событий, может и вовсе прекратить существование.
Трампа такая динамика событий едва ли расстроит. Его первая администрация пыталась извлечь выгоду из европейских раздоров по любому вопросу, негласно поощряла распад традиционных политических партий. Назначенные Трампом американские послы открыто поддерживали «крайне правые популистские» силы в Италии, Германии, Великобритании и в Центральной Европе. Ряд американских экспертов, представляющих мейнстрим, уже не первый год предлагают Вашингтону признать, что Европа вошла в стадию необратимого упадка. Один из вариантов, который часть республиканского истеблишмента рассматривала в годы первого срока Трампа – превращение НАТО в центральный элемент реконфигурации Старого света в интересах Америки.
В целом, в первую легислатуру подход Трампа к геополитике носил последовательно транзакционный характер, был обусловлен личными качествами. Президент-бизнесмен и его советники мало обращали внимание на сложную систему договоров и соглашений о безопасности, которые связывают США с их союзниками. Вторая администрация Трампа, вероятно, продолжит рассматривать американские гарантии безопасности не как договорные обязательства формального характера, а как геополитическую сделку купли-продажи, в рамках которой страны, размещающие у себя американские базы и войска, должны заплатить за них.
Недавно The Financial Times написала, со ссылкой на «высокопоставленный дипломатический источник в ЕС», что как страны Сообщества, так и Европейская комиссия «все последние месяцы потратили на подготовку к потенциальному возвращению Трампа. Идет дискуссия о формировании рабочей группы, которая бы разработала варианты реагирования на действия республиканца, а также меры, которые позволили бы частично компенсировать потенциальный отказ Вашингтона от военной поддержки Европы». Источники британского издания в европейский столицах довольно скептически оценивают эффективность подобного подхода. Главная причина – «известная всем» импульсивность и непредсказуемость Трампа.
Европейские оптимисты надеются, что хотя возвращение Трампа - это «серьезный вызов для Европы», его победа заставит Европейский Союз «взять на себя политическую ответственность». Начнется переосмысление тенденций, закрепившихся после окончания холодной войны. Считавшиеся «правильными и безальтернативными» стратегии будут пересмотрены. Однако среди государств-членов ЕС сохраняется раскол по многим вопросам, отдельные страны не в состоянии конкурировать с американской экономикой, а Европа в целом критически зависит от США в сфере обороны. В годы первой легислатуры Трампа европейцы так и не сумели договориться, как и насколько жестко следует реагировать на политику президента-республиканца.
Сегодня, ЕС находится в еще более уязвимом положении - в отсутствие крупных фигур, способных объединить сообщество вокруг себя, и в условиях политического и экономического ослабления Германии и Франции. Это сильно ограничивает пространство для маневра Еврокомиссии. Нынешний Трамп – «ничего не забыл», при этом, вероятно, многому научился. Будет ли он, как и прежде, практически при каждом удобном случае стараться настроить европейцев друг против друга, Старый Свет узнает уже менее чем через три месяца. «Страшное» случилось. И теперь Европе предстоит понять, как не стать жертвой ни «американской исключительности», ни американского прагматизма.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://policy.trade.ec.europa.eu/eu-trade-relationships-country-and-region/countries-and-regions/united-states_en
[ii] https://ria.ru/20241110/nato-1982902610.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs