23 октября в Казани в рамках XVI саммита БРИКС между президентом России Владимиром Путиным и президентом Исламской Республики Иран (ИРИ) Масудом Пезешкианом состоялись переговоры. Это была вторая менее чем за две недели встреча лидеров двух стран. Ранее 11 октября президенты РФ и ИРИ лично познакомились и провели консультации в столице Туркменистана Ашхабаде на полях Международного форума «Взаимосвязь времен и цивилизаций – основа мира и развития».
На встрече в Казани Владимир Путин вспомнил об этом: «Недавно мы провели весьма содержательную и, считаю, полезную беседу в Ашхабаде, рассмотрели основные аспекты двусторонней кооперации и наиболее актуальные региональные темы». Касаясь целей и тематики казанских переговоров, российский президент отметил, что «одна из актуальных задач в наших отношениях – закрепить наметившуюся позитивную динамику торгово-экономического сотрудничества» и «продолжить обсуждение наиболее актуальных международных тем, включая драматическое развитие событий на Ближнем Востоке, положение дел в Сирии и Закавказье».
Действительно, взрывоопасная обстановка в мире, в ближневосточном регионе требует постоянного внимания, активного участия и диалога лидеров государств, стремящихся к разрешению сложнейших глобально-региональных проблем. Особенно это относится к России и Ирану, непосредственно задействованных в военно-политических процессах, протекающих в мире в настоящее время. Вместе с тем, ситуация, сложившаяся в результате беспрецедентного давления Запада на Москву и Тегеран, побуждают их к более тесному и прочному сближению, к сотрудничеству на двусторонней основе.
Если комментировать встречи президентов Путина и Пезешкиана в Ашхабаде и Казани, то надо отметить, что первая была, прямо скажем, неожиданная, поскольку переговоры двух лидеров уже давно были запланированы в рамках саммита БРИКС. Это означает, что-то заставило их поторопиться со своим знакомством. И этим «чем-то», по-видимому, было предельное напряжение между Ираном и Израилем, готовое перерасти в большую ближневосточную войну.
Не вдаваясь в подробности противостояния между этими двумя странами, следует отметить, что после ракетного удара Ирана по Израилю 1 октября мир замер в ожидании израильского ответа. Вопрос в том, какой он будет: либо «демонстрационным», как в апреле, либо «смертоносным», как заявили израильские генералы. От этого во многом зависит дальнейшее развитие событий на Ближнем Востоке – либо постепенная разрядка, либо война.
Ранее утро 26 октября дало ответ на этот вопрос. Правда, не окончательный. Израиль нанёс авиационно-ракетный удар по военным объектам ИРИ. Целью были около 20 объектов в провинциях Тегеран, Хузестан и Илам, включая батареи ПВО, командный пункт КСИР в Тегеране, а также предприятия по производству баллистических ракет и беспилотников. По иранским данным, разрушения незначительны, погибли четыре военнослужащих.
Теперь аналитики, военные специалисты в Иране и других странах будут решать, какой это был удар и как Иран будет на него реагировать. Это во многом определит дальнейшую судьбу ирано-израильского противостояния и в целом ближневосточного региона. Первые реакции на атаку Израиля свидетельствуют, что её признают чем-то средним между двумя крайними дефинициями, упомянутыми выше. По некоторым данным (Sky News Arabia,), Тегеран не намерен предпринимать ответные действия на ночные авиаудары Израиля. Однако напряженность, неопределённость и непредсказуемость между Тегераном и Тель-Авивом сохраняется. Гарантий мирного исхода нет.
В этой драматической ситуации Ирану необходимо знать, как Россия, один из главных внерегиональных игроков на Ближнем Востоке, отреагирует на то или иное развитие событий. Поэтому нельзя исключать, что именно иранское руководство, уже давно готовящееся к израильскому удару, выступило с инициативой организовать срочную встречу между В. Путиным и М. Пезешкианом в Ашхабаде".
Представляется, что это был правильный шаг. В нынешних непростых геополитических условиях, когда всего один день (или ночь) может радикально изменить ситуацию не только в ближневосточном регионе, но и во всем мире, своевременное личное знакомство лидеров двух важнейших стран и их диалог просто необходимы.
Разумеется, подробной информации о том, о чем говорили президенты в Ашхабаде и Казани, нет. Однако, исходя из заявленных повесток дня, основанных на понимании роли и места РФ и ИРИ в текущих военно-политических процессах на Ближнем Востоке, а также специфики двусторонних отношений, можно констатировать, что лидеры обсуждали темы, которые впрямую затрагивают интересы и России, и Ирана.
В беседе в Ашхабаде с Масудом Пезешкианом Владимир Путин сказал: «Мы активно работаем вместе на международной арене, и наши оценки событий, происходящих в мире, часто очень близки». В Казани президент РФ отметил: «В целом подчеркну, что подходы России и Ирана к глобальной повестке дня близки или полностью совпадают. Нас объединяет стремление к формированию справедливого многополярного миропорядка, соблюдению международных норм, сохранению центральной роли ООН».
Действительно, Россия и Иран выступают сегодня единым фронтом против антироссийских и антииранских акций объединённого Запада, за новый справедливый миропорядок. Однако обратим внимание в заявлении В. Путина на слово «часто», что в данном контексте означает «не всегда».
Естественно, что абсолютного единства взглядов между Москвой и Тегераном нет. В принципе, это естественно для крупных амбициозных держав, которые имеют собственное понимание проблем и отстаивают свои национальные позиции в мире, регионе и в двусторонних отношениях.
На самом деле, у России и Ирана несколько отличаются нюансы в подходах, например, по таким серьёзным проблемам, как ситуация на Южном Кавказе, пути укрепления безопасности в зоне Персидского залива (учитывая отношения России с арабскими странами ареала), настоящее и будущее Сирии, мирное сосуществование двух государств – Палестины и Израиля, а также, что чрезвычайно важно сегодня для Ирана, – собственно Израиль.
Западные политологи и журналисты называют Владимира Путина самым прагматичным «произраильским» лидером России, правда, теперь уже в прошлом. И это понятно, в Израиле 1,6 млн. русскоговорящих жителей (20% населения страны) – выходцев из СССР и РФ, которые вносили и вносят значительный вклад в израильское общество. Отношения двух стран после развала СССР развивались по-деловому, стабильно. Тель-Авив не присоединился к западным санкциям против Москвы, ввёл безвизовый режим для российских граждан. До последнего времени у президента В. Путина и премьера Б. Нетаньяху были хорошие личные отношения. Всё изменила атака ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 г. и жесткие ответы Тель-Авива. По существу, это было начало новой ближневосточной войны.
Москва, осудив ХАМАС за террористическую акцию, одновременно выступила с резкой критикой действий Израиля в Газе, а затем и в Южном Ливане против «Хезболлы», что, конечно, привело к охлаждению российско-израильских отношений. Однако ждать, что Россия согласится с требованиями возглавляемой Ираном «Оси сопротивления» уничтожить Израиль не имеет смысла.
Президент Пезешкиан на ашхабадской встрече с В. Путиным попросил Россию действовать «более эффективно в отношении преступлений сионистского режима в Газе и Ливане», что свидетельствует о недостаточно адекватной, по мнению Тегерана, реакции Москвы. Иран хотел бы заручиться большей поддержкой России в своей деятельной политике в регионе.
Но, пожалуй, сегодня говорить о более жестком подходе РФ к действиям Израиля не приходится. Россия не готова ввязываться в военное противостояние на Ближнем Востоке, чреватым участием США, стремится дистанцироваться от крупномасштабного конфликта и может ограничиться моральной, дипломатической, пропагандистской поддержкой Ирана и, возможно, некоторыми поставками оборонительного оружия.
С другой стороны, Иран также не желает углубляться в эскалацию, готовую усилиться с часу на час. Здесь, несмотря, конечно, на несхожие причины неприятия большой войны, разные взгляды и подходы к стабилизации обстановки в регионе, Москве и Тегерану желательно постараться сформировать общий курс, направленный на устранение этого чрезвычайно опасного вооруженного конфликта.
В Казани, обращаясь к президенту Пезешкиану, Владимир Путин сказал: «Иран стал полноправным членом БРИКС, и Вы знаете, что мы активно поддерживали вашу заявку. Ранее мы также энергично способствовали вашему подключению к Шанхайской организации сотрудничества. Таким образом, у нас с вами открываются дополнительные возможности для совместной работы на международной арене». И это так. Участие России и Ирана в деятельности этих авторитетных организаций, несомненно, открывают перспективы выработки общих позиций по кризисным проблемам.
Как уже было отмечено, на встречах в Ашхабаде и Казани президенты Путин и Пезешкиан обсуждали и двусторонние отношения.
В Ашхабаде Владимир Путин констатировал: «Отношения с Ираном носят для нас приоритетный характер, и они развиваются очень успешно. В этом году мы наблюдаем рост товарооборота. Правда, он не отыграл определенного падения прошлого года, но тенденция хорошая».
В Казани российский президент также конкретизировал главные направления российско-иранского сотрудничества. Он сказал: «В числе приоритетов – реализация таких крупных совместных инициатив, как развитие иранской железнодорожной инфраструктуры в рамках продвижения масштабного проекта международного транспортного коридора «Север – Юг», строительство второго и третьего энергоблоков [АЭС] «Бушер». И конечно, расширению экономических связей способствует подписанное в конце 2023 года Соглашение о свободной торговле между Ираном и Евразийским экономическим союзом. Хорошо продвигается и культурно-гуманитарное сотрудничество».
Масуд Пезешкиан, в свою очередь, заявил в Ашхабаде: «В экономическом и культурном плане наши связи укрепляются день ото дня и становятся более надежными… Растущая тенденция сотрудничества между Ираном и Россией, учитывая волю высших лидеров обеих стран, должна быть ускорена для укрепления этих связей».
Уже вернувшись в Иран из Туркменистана, президент ИРИ отметил, что «на встрече с российским президентом были проведены конструктивные консультации относительно соглашений и контрактов между двумя странами в области газового, автомобильного, железнодорожного, энергетического и нефтехимического сотрудничества. Было принято решение ускорить реализацию соглашений».
Действительно, задачи Москвы и Тегерана по углублению сотрудничества масштабные. Уровень взаимодействия двух таких крупных и развитых стран, к тому же соседних, явно не достаточен.
Как сказал В. Путин, в прошлом году наблюдалось падение товарооборота двух стран. В 2023 г. он составил $4 млрд. (к примеру, товарооборот России и Турции в 2023 г. также сократился, но до $57 млрд.).
По мнению многих экономистов, должному развитию российско-иранских экономических связей мешают некоторые факторы. Так, в обеих экономиках велика роль государственных корпораций и крупного капитала, тесно взаимосвязанного с бюрократическим аппаратом; структура экспорта России и ИРИ такова, что потребительский спрос на товары друг друга крайне незначителен (в 2023 г. сельхозпродукция составляла 81.1% всего российского экспорта в ИРИ и 57,8% импорта, что свидетельствует об ограниченной номенклатуре других товаров); высоки транспортные издержки в силу отсутствия современной логистики и соглашений по перевозкам; ведению бизнеса в обеих странах мешают бюрократические препоны, а также слабое представление у предпринимателей двух стран об особенностях деловой практики в стране-партнёре и так далее…
Немаловажным негативным фактором в развитии двусторонних отношений является отрицательное отношение к сотрудничеству с Россией определенного числа представителей иранской элиты, причём как в государственных структурах, так и в бизнес сообществе, среди политологов и журналистов. Несомненно, такая ситуация не благоприятствует развитию отношений на самых разных уровнях между ИРИ и РФ, даже когда объективно глобальная политическая ситуация требует тесного сотрудничества.
В силу этого, кажется просто необходимым, не откладывая на будущее, снять или смягчить все препоны на пути устойчивого и позитивного развития российско-иранских двусторонних отношений в интересах не только Москвы и Тегерана, но и всего Ближнего Востока. Тем более, как говорил президент Путин, «за последние годы дружественные российско-иранские отношения обрели дополнительную динамику», и этой динамикой надо воспользоваться.
Надежды на это есть. Первая октябрьская встреча президентов РФ и ИРИ в Ашхабаде была важна началом личных контактов двух лидеров, а также «сверкой часов» для будущей работы. Вторая встреча на саммите БРИКС заложила прочные основы для интенсивного развития российско-иранских связей, как двустороннем формате, так и в рамках БРИКС, ШОС, Евразийского экономического союза.
Немаловажен и факт, что президент Ирана будет лично контролировать вопросы ирано-российского сотрудничества. М. Пезешкиан по этому поводу сказал: «Я взял под личный контроль реализацию наших договорённостей… Я лично ещё раз займусь этим делом, чтобы все договоры, документы как можно скорее были подписаны».
Сейчас уже нет сомнений, контакты в разных сферах Москвы и Тегерана будут развиваться и расширяться. Тем более в скором будущем будет подписан большой межгосударственный договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном. Это юридически закрепит уже достигнутые результаты и откроет дальнейшие перспективы сотрудничества двух стран во многих областях.
Как известно президент Пезешкиан принял приглашение президента Путина посетить Россию с официальным визитом. Именно тогда в торжественной обстановке и будут подписаны межгосударственный договор и другие документы.
Участие в работе саммита БРИКС в Казани стало первым посещением Масуда Пезешкиана России в должности президента Исламской Республики Иран. И как отметил Владимир Путин, «это имеет большое символическое значение».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs