ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Балканские мотивы в турецкой внешней политике

10:22 04.10.2024 • Мария Колесникова, кандидат политических наук, доцент МГЛУ

Балканы давно входят в орбиту интересов Анкары. Своеобразной формулой взаимопритяжения можно считать слова главы турецкой Национальной службы безопасности И. Калына, заявившего: «насколько сильная Турция важна для Балкан, настолько стабильность и развитие Балкан важны для Турции и всего мира».

Как правило, в контексте турецкой активности в данном регионе принято говорить об игре Анкары на позитивных аспектах османского прошлого, использовании фактора культурной и религиозной общности с народами балканских стран. Действительно, вне зависимости от меняющихся доктринальных постулатов («ноль проблем с соседями», «мир больше пяти» и т.д.), в новом веке неизменной остается идея ответственности за судьбу представителей исламского мира, которая на практике осуществляется посредством различных инициатив (выдача грантов, организация образовательных обменов, реализация программ стажировок, гуманитарная помощь и др.), нацеленных на объединение мусульманских общин региона под негласным патронажем Анкары. Турецкие историки и политтехнологи нередко стремятся подчеркивать глубокие исторические предпосылки присутствия турок на Балканах и рассматривать этот вопрос в комплексе с концепцией исламизации полуострова. Политический истеблишмент признает исключительный вклад выходцев с Балкан в становление османской и турецкой культуры. Представители властных структур и академических кругов подчеркивают «общую культуру» Балкан и Турции, которая проистекает из их общей истории. Эта идея находит отражение в реализации многочисленных проектов по сохранению и актуализации памятников за счет турецкого финансирования.

Вместе с тем, не всегда и не везде тезис об «османском наследии» отзывается положительно. В частности, в Боснии и Герцеговине неоднозначно воспринимают тот факт, что в XIX веке османы уступили эту страну австрийцам, владычество которых стало непростым периодом для боснийских мусульман. Едва ли теплое отношение демонстрируют власти Албании несмотря на то, что большинство населения там составляют мусульмане. Отрицательные оценки распространены среди православных народов, для которых период владычества осман связан в первую очередь с утратой собственной государственности, а борьба за независимость считается героической страницей национальной истории.

Значимой опорой для продвижения интересов Турции в регионе выступает турецкая диаспора, численность которой, по разным оценкам, колеблется от 900 тыс. до 2 млн. человек (наибольшее количество проживает в Болгарии, Греции, Румынии, Северной Македонии, Черногории). Многие турки, постоянно или временно живущие в балканских странах, имеют гражданство Турецкой Республики, что делает их целевой аудиторией избирательных компаний турецких партий.

В целом, балканская политика Турции характеризуется на настоящем этапе определенной двойственностью. С одной стороны, Анкара действует в фарватере евроатлантической солидарности, поощряя интеграцию стран региона со структурами ЕС и НАТО. С другой стороны, Турция отводит значительное внимание и крупные финансовые средства на реализацию сугубо региональных инициатив, продвигая параллельно собственные проекты через созданную систему каналов политического и культурного влияния. В этой связи неудивительны актуальные итоги опросов общественного мнения: в большинстве стран региона к Р.Т. Эрдогану относятся преимущественно положительно, а в Албании, Боснии и Герцеговине, Черногории и Северной Македонии он с большим отрывом опережает других мировых лидеров по степени выказываемого ему уважения местным населением[1].

В последнее время активизировалось военное и военно-техническое сотрудничество Анкары со странами региона, что отражает общую тенденцию на повышение роли «жесткой» силы во внешней политике Турции.

На Западных Балканах развернута целая сеть турецких военных учебных центров, сухопутных, авиационных и военно-морских баз (Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Косово). Новыми вехами последних месяцев стали выделение турецкой стороной 1 млн. долларов «на повышение боеспособности армии Косово», открытие офиса ASELSAN - одного из крупнейших турецких гигантов в области ВПК - в Скопье, проведение в Северной Македонии торжественной церемонии по случаю доставки турецкой военной техники (беспилотники, оборудование связи, приборы ночного видения, защитное снаряжение). В сентябре с.г. было объявлено о проведении переговоров Турции и Боснии и Герцеговины о покупке 6 беспилотных летательных аппаратов Bayraktar ТВ2. Согласно сообщениям со ссылкой на министра обороны Боснии Зукана Хелеза, две группы уже находятся в Турции для обучения, а сделка также будет включать 3 системы наземного управления.[2] 

На этом фоне встает вопрос о мотивах подобной активизации Анкары на военном треке. Представляется возможным выделить несколько крупных групп мнений.

Согласно наиболее распространенной в западной экспертной среде точке зрения, такие шаги Р.Т. Эрдогана вписываются в логику борьбы за «свое место под солнцем» на международной арене, в рамках которой Турция стремится проводить свою особую линию в регионе, используя имеющиеся разногласия с Европой в целях укрепления своих геополитических позиций.

Турецкие провластные круги продвигают идею о «подходящем» времени для многоаспектной активизации по всем возможным направлениям, к которым в силу географических, культурных и исторических факторов относятся и Балканы. Закрепление в этом регионе, в том числе и посредством упрочения военно-технического сотрудничества, отвечает выдвинутой Р.Т. Эрдоганом концепции «Века Турции», предполагающей формулирование долгосрочных целей для «строительства великой и могучей Турции»[3], претендующей в кругу мировых держав исключительно на лидерские позиции.

Ряд представителей турецких оппозиционных кругов, акцентируя внимание на пунктах национальной внутриполитической повестки, подвергают сомнению оправданность повышения расходов на внешние военные контакты ввиду усугубления экономических проблем внутри страны.

Со своей стороны, не можем в очередной раз не обратить внимание на фактор НАТО, членом которого является как Турция как и подавляющее число балканских государств. С началом СВО на Украине наблюдается последовательное усиление военного потенциала Балканского региона со стороны Североатлантического альянса, и даже отдельные примеры только последнего времени это красочно подтверждают. В этом году была создана Черноморская оперативная группа по противоминной борьбе (MCM Black Sea), включающая в себя Болгарию, Румынию и Турцию, под эгидой которой осуществляется не только и не столько противоминная борьба, сколько демонстрация поддержки киевскому режиму. В марте с.г. в Румынии началось возведение крупнейшей базы НАТО в Европе, а с января по май прошла серия учений Альянса (приняли участие все страны блока) под зонтичным названием «Steadfast Defender», названная крупнейшей со времен Холодной войны и охватившая, в том числе, Балканский полуостров. На этом фоне невольно возникает мысль о том, что, интересы Вашингтона, Брюсселя и Анкары, возможно, не так уж и различаются, по крайней мере, в том, что касается военного сотрудничества в регионе, учитывая возрастающую военную активность Турции, подкрепленную при этом приверженностью блоковой солидарности с западными партнерами.

Вместе с тем, заявления президента Эрдогана на ведущих мировых площадках (Генеральная ассамблея ООН, Саммит НАТО и др.) демонстрируют приоритет мирного сценария и стремление избежать вовлечения в открытые конфронтации между ведущими игроками мировой политики. В этой связи, очевидно, продолжатся эквилибры турецкой дипломатии, призванные сохранить (насколько это возможно) нейтральный баланс Анкары со своими партнерами.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://www.dailysabah.com/politics/diplomacy/erdogan-named-western-balkans-most-admired-leader

[2] http://www.iimes.ru/?p=112093

[3] https://www.insightturkey.com/articles/the-century-of-turkiye-a-new-foreign-policy-vision-for-building-the-turkiye-axis

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати