24 сентября в Нью-Йорке начались пленарные заседания 79-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. Сама сессия открылась 11 сентября, на которой в ходе панельных дискуссий представители 193 стран обменялись мнениями «как сообща обеспечить мир, безопасность, устойчивое развитие и человеческое достоинство для нынешнего и будущих поколений». Собственно, так сессию и назвали организаторы и ее председатель, бывший премьер-министр Камеруна Филемон Янг. 22–23 сентября в рамках сессии прошел «саммит будущего», который, по мнению его устроителей, определил не только дальнейший формат функционирования ООН, но и будущее этой международной организации.
Финальным аккордом сессии Генеральной Ассамблеи стала «Неделя высокого уровня», которая прошла в период с 24 по 30 сентября в виде пленарных заседаний, где с высокой трибуны Организации Объединенных Наций выступили главы некоторых государств и правительств, а также министры иностранных дел ряда ведущих стран мира. В этом году делегацию нашей страны возглавил глава МИДа Сергей Лавров.
По мнению экспертов, аккредитованных на Генеральной Ассамблеи, в этом году сессия должна была приобрести какой-то особый миротворческий смысл, так как, по их мнению, мировые лидеры должны были, собравшись вместе на полях Ассамблеи обсудить варианты решения взаимосвязанных глобальных проблем, способствующих укреплению мира и безопасности на планете. Не случайно, организаторы мероприятия внесли в повестку сессии ряд ключевых вопросов, прежде всего, урегулирование украино-российского и палестино-израильского конфликтов. Во всяком случае, так было анонсировано до начала сессии.
Но, с повесткой у организаторов мероприятия что-то не задалось. Сначала, в рамках панельные дискуссий, которые, кстати, не вызвали большого интереса присутствующих на сессии представителей государств и фактически проводились при пустых залах, а затем провалился и «саммит будущего». На нем организаторы планировали обсудить вопросы обеспечения глобального мира и международной безопасности, устойчивого развития и человеческого достоинства, а также урегулирования конфликтов и улучшение гуманитарной ситуации. Но без участия лидеров ведущих мировых держав, и прежде всего, России и Китая, эта задача оказалась для организаторов невыполнимой.
Как отметил глава российского МИДа Сергей Лавров, Россия с пониманием отнеслась к идее Генерального секретаря о созыве «саммита будущего», поскольку кризис ООН углубляется и с этим надо что-то делать. По словам главы российского внешнеполитического ведомства, «мы честно включились в подготовку саммита, хотя, честно скажу, особых иллюзий не питали. В современной истории ООН было много амбициозных мероприятий, завершившихся громкими декларациями, вскоре забытыми». По мнению Сергея Лаврова, «саммит будущего» подготовленный под эгидой ООН, представляет собой лишь красиво сформулированную декларацию, поскольку готовился под контролем западных манипуляторов и без участия всех членов организации. Кроме того, по словам заместителя главы МИД РФ Сергея Вершинина, процесс принятия итогового документа «Пакта во имя будущего» странами-участницами «саммита будущего» проходил вразрез с согласованными ранее процедурами, и, более того, нормальная переговорная работа по нему не велась. Представитель России предложил отложить принятие документа ввиду нерешенных спорных вопросов и продолжить переговоры по его содержанию, в отсутствие такой возможности, дополнить его поправкой о невмешательстве во внутренние дела других стран. Однако поправку России не поддержали.
Надежда организаторов на то, что на сессии будут присутствовать лидеры всех мировых держав, включая президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина также не оправдалась. Лидеры России и Китая на 79-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорк не приехали. Наши страны на сессии представляли министры иностранных дел России Сергей Лавров и спецпредставитель Председателя Китая, министр иностранных дел КНР Ван И.
При этом, как отметили некоторые эксперты, интерес на пленарных заседаниях вызвали выступления президента США Джо Байдена, президента Турции Реджепа Эрдогана, а также короля Иордании Абдаллы II. На сессии также выступили премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и Великобритании Кир Стармер. Что вызвало этот интерес?
Что касается выступления Джо Байдена, то, эксперты отметили, что для них было важно услышать, как американский президент отреагирует на предупреждение Владимира Путина о последствиях ударов по России дальнобойным американским оружием и о том, что применение такого оружия будет означать войну стран НАТО с Россией. По мнению российского президента России, Украина не в состоянии наносить такие удары сама, так как это может произойти только при использовании данных со спутников НАТО, которыми Киев не располагает. Кроме того, по его словам, только военнослужащие альянса могут вносить полетные задания, а это в корне меняет саму суть конфликта.
Опоздав на пленарное заседание, Джо Байден сначала повернулся спиной к залу, а затем начал речь с самоиронии, то ли в шутку, то ли всерьез заявив, что на политическом олимпе он с 1972 года, а выглядит на 40 лет. Что этим он хотел сказать , так и осталось загадкой для присутствующих в зале. Далее он продемонстрировал вектор американской внешней политики по ключевым международным направлениям, отметив необходимость мирного урегулирования ближневосточного и российско-украинского конфликтов.
Что касается конфликта на Украине, то он не был лейтмотивом байденовской речи, а упоминался лишь в одном ряду с другими горячими точками, включая Газу, Ливан и Судан. При этом Байден призвал к немедленному прекращению огня на Ближнем Востоке и в африканской стране, но не упомянул при этом Украину, где, по его словам, стоящий перед миром выбор сводится к тому, что возникает вопрос (!): «продолжим ли мы поддержку, чтобы помочь Украине выиграть эту войну и сохранить свою свободу или же отойдем в сторону и позволим российской агрессии возобновиться, а стране – быть разрушенной». Далее, глава Белого дома пообещал «не прекращать поддержку Украины до тех пор, пока Украина не завоюет справедливый и прочный мир».[1] Но это стандартный посыл, повторяемый как мантра.
А вот завершил Джо Байден свое выступление призывом к международному сообществу работать совместно не покладая сил, но так и не сказал о предоставлении Киеву возможности использовать американские крылатые ракеты для ударов вглубь территории России, как того ожидали многие и, прежде всего, в Киеве.
Появления в Нью-Йорке президента США ждали с нетерпением и тревогой. Почему?
Потому, что, во-первых, это было прощальное выступление Байдена на посту главы Белого дома, во-вторых, надеялись, что Джо Байден публично даст «отмашку киевскому режиму» на использование американских крылатых ракет для ударов вглубь территории России, тем самым выразив «непоколебимую поддержку» Незалежной. Но ожидания не оправдались. В итоге некоторые эксперты после выступления Байдена в кулуарах сессии стали поговаривать о том, что, скорее всего, Байден не стал об этом говорить, потому что планирует дать такое разрешение Киеву не публично, то есть, не афишируя его. Возможно, так это и планировалось изначально, но все карты спутало решение российского руководства значительно расширить ядерную доктрину страны.
Напомню, вечером, 25 сентября российский президент впервые провел заседание Совета безопасности России в открытом режиме, на котором рассказал о том, как будет изменена ядерная доктрина Российской Федерации, а также напомнил, что подобные изменения принимаются без проволочек — президентским указом и вступают в силу сразу после его подписания. Как было сказано, в соответствии с указом президента, порог применения всех средств российского ядерного арсенала, кстати, самого большого и технологически продвинутого в мире, заметно понижен. То есть фактически была уничтожена лазейка, позволявшая западным ядерным государствам: США, Великобритании и Франции воевать с Россией в прокси-режиме, используя живую силу украинцев или «разных прочих шведов». Теперь Россия вправе применить ядерное оружие против и неядерных государств, если они ведут агрессию против России с помощью ядерного государства.[2]
Думаю, эти изменения в российской ядерной доктрине остудили горячие головы на Западе и, прежде всего, в США и в руководстве НАТО. Так, профессор международного права Университета штата Иллинойс Фрэнсис Бойл выразил мнение, что американские военные серьезно восприняли заявления президента России Владимира Путина об изменениях российской ядерной доктрины. По словам Бойла, это, безусловно, было сделано в ответ на возможность использования в украино-российском конфликте американский крылатых ракет для ударов вглубь России. По его мнению, «то, что сейчас происходит между США, НАТО и Россией, чрезвычайно опасно. Поэтому, применение ракет большой дальности против России не только не разрешат конфликт, но и создаст апокалиптическую ситуацию, гораздо более опасную, чем та, что происходит сейчас на Ближнем Востоке».
Напомню, что ранее The New York Times со ссылкой на свои источники в Пентагоне и ЦРУ отметили, что военное ведомство и разведслужбы США считают, что разрешение использования крылатых ракет американского, британского и французского производства для ударов по России может спровоцировать силовой ответный удар Москвы, при этом не изменив ход боевых действий в пользу Киева.[3]
Это в очередной раз подчеркнул и министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем выступлении на ГА ООН 28 сентября. Российский министр выразил сомнение в том, что все страны будут придерживаться положений «Пакта во имя будущего», который был принят на сессии, хотя и подчеркнул, что Россия «с пониманием отнеслась» к идее проведения «саммита будущего».
Что касается украинского кризиса, то Сергей Лавров напомнил присутствующим про ущемления украинскими властями «прав русскоязычного населения», заявив, что без решения этой проблемы не преодолеть возникший кризис. Значительную часть своего выступления в ходе общих дебатов 79-й сессии Генассамблеи ООН министр иностранных дел России посвятил критике Запада и осуждению многочисленных случаев, когда страны, принадлежащие к этой группе, нарушали международные договоренности и Устав ООН, а также создавали очаги конфронтации, чтобы «искусственно сдержать объективный процесс формирования многополярного мира». Он обвинил коллективный Запад в стремлении уничтожить Россию руками «украинского режима», а возможно – и европейских стран.
Кстати, на площадках сессии ГА ООН Сергей Лавров провёл десятки встреч со своими коллегами, а также принял участие в многосторонних встречах высокого уровня. Им были сделаны важные заявления о том, что Запад пытается сохранить прозападную форму мироустройства, используя ООН как важную международную площадку.
Что можно констатировать в итоге?
Во-первых, сессия 79-й Генеральной Ассамблеи ООН оказалась малопродуктивной, а ее итоги не оправдали ожиданий.
Во-вторых, предположения, что американский президент Джо Байден на полях сессии ГА ООН, даст Киеву «карт-бланш» на удары в глубь территории России американским дальнобойным оружием не подтвердились. В-третьих, дополнения, предложенные российским президентом Владимиром Путиным ядерной доктрины России 25 сентября, создали новую систему координат для американской администрации и Запада в целом, не позволив США и НАТО принять это решение.
Как заявил Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам недели высокого уровня на 79-й сессии ГА ООН «когда мы говорим что-то публично, особенно президент Владимир Путин, то мы исходим из того, что те, кто интересуются нашими подходами, это слышат. И тогда станет окончательно ясно, дадут ли они Украине разрешение на дальнобойные орудия, вот тогда и будет понятно, как они поняли то, что услышали».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] "Не обошлось и без трагедии". Байден сказал миру прощальное слово 24.09.2024 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21946035
[2] Всем приготовиться: Россия изменила условия применения ядерного оружия 26.09.2024 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20240926/rossiya-1974816257.html
[3] Эксперт уверен, что Пентагон принял всерьез слова Путина о ядерной доктрине 28.09.2024 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21981891
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs