ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Саммит QUAD – кто и зачем собирался

10:08 30.09.2024 • Олег Парамонов, Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

21 сентября президент Джо Байден встретился с премьер-министрами Японии (Фумио Кисида), Австралии (Энтони Альбанезе), Индии (Нарендра Моди) во время четвертого саммита лидеров Quad. Мероприятие состоялось в Уилмингтоне (Делавэр, родной штат действующего президента США), в здании школы, в которой более 60 лет назад учился Джо Байден. Участники саммита побывали и в доме президента, где Джо Байден и Фумио Кисида в последний раз провели переговоры в качестве лидеров своих стран[1].

Ключевую задачу саммита лидеры США, Японии, и других держав-участниц Quad, видели в том, чтобы подчеркнуть важность и ценность Quad в преддверии смены власти в Токио и на фоне неопределённости с преемственностью американской внешней политики после прекращения полномочий нынешнего хозяина Белого Дома. Впрочем, уже проделанная ими ранее работа по институализации Quad предотвращает возникновение рисков, подобных тем, с которыми может столкнуться стратегический треугольник США-Япония-Южная Корея в случае прихода к власти в Токио политика с националистическим бэкграундом.

Хотя совместное итоговое заявление лидеров Quad (Уилмингтонская декларация) начинается с разделов, посвящённых кооперации в сферах здравоохранения (запуск проектов по борьбе с онкозаболеваниями, обезьяньей оспой и пр.) и ликвидации последствий стихийных бедствий, наиболее резонансным итогом саммита стал «апгрейд» сотрудничества в сфере морской безопасности. Лидеры стран Quad пообещали начать совместное патрулирование силами своих структур береговой охраны с целью обнаружения судов, ведущих незаконный рыбный промысел (Quad-at-Sea)[2]. Первая совместная операция пройдёт в следующем году, однако, её будет сложно назвать полноценным совместным патрулированием, поскольку японские, австралийские и индийские морские пограничники просто будут находиться на борту судна береговой охраны США. Первая миссия нацелена на «улучшение оперативной совместимости и повышения безопасности на море», а последующие патрульные операции, как было объявлено, пройдут на ротационной основе по всему Индо-Тихоокеанскому региону. Впрочем, несложно предположить, что Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря будут наиболее приоритетными районами их проведения[3].

Как отмечено выше, приоритетной задачей совместного патрулирования объявлено противодействие нелегальной добыче морских биоресурсов. Действительно, нелегальный рыболовный промысел сегодня является весьма актуальной проблемой, его относят к нетрадиционным угрозам безопасности. Однако, фактически, подобное целеполагание связано не только с заботой Вашингтона и его партнёров по Quad о сохранности морской фауны и флоры. Сегодня именно корабли береговой охраны, а не «классические» ВМС находятся на передовых линиях многочисленных конфликтов, происходящих в так называемых «серых зонах безопасности» Восточной Азии. Хаотичные перемещения рыболовных судов поднимают вопросы о суверенитете над исключительной экономической зоной, особенно в Южно-Китайском море. Филиппины и Индонезия постоянно жалуются, что Китай занимается там якобы нелегальным рыболовством. Вместе с тем, даже американские эксперты, например, Эрик Хейгинботам из Массачусетского технологического института, признают, что в этом регионе можно предъявить претензии почти всем по поводу несоблюдения правил рыбного промысла. В Южно-Китайском море их нарушают практически все, а некоторые ещё и «подрабатывают» контрабандой и морским пиратством. Вашингтон просто ищет новые инструменты для сдерживания напористой и прагматичной политики Пекина в сфере морской безопасности. Вместе с тем, «слабым звеном» Quad является Индия, которая хотела бы большей фокусировки на проектах без конфронтационной составляющей (борьба с последствиями стихийных бедствий и пр.). В Вашингтоне и Токио ожидают, что продвигая идею «совместного патрулирования» как противодействие нетрадиционным угрозам, можно будет сделать её приемлемой и для Нью-Дели. При этом, по всей видимости, именно благодаря особой позиции Индии, в итоговом документе саммита не была упомянута Россия.

Лидеры Quad также достигли соглашения о расширении морской инициативы "Индо-Тихоокеанского партнерства по предупреждениям о морской обстановке" (Indo-Pacific Partnership for Maritime Domain Awareness, IPMDA) с Юго-Восточной Азии на всю акваторию Индийского океана. IPMDA была заявлена на саммите Quad в 2022 году c целью обеспечения «комплексного, эффективного и экономичного режима» осведомленности о морской обстановке (нелегальное судоходство, опасное сближение кораблей и пр.) в режиме, близком к реальному времени[4]. Вместе с географическим расширением IMPDA включит и «новые сложные технологии для улучшения мониторинга морского пространства». В фокусе внимания QUAD оказалась и сфера экономической безопасности, в ближайшие месяцы решено провести первую встречу министров торговли и промышленности альянса[5].

Что касается личной встречи Джо Байдена и Фумио Кисиды, то лидеры заявили о договорённости «продвигать сотрудничество по ряду вопросов безопасности, экономики и дипломатии». Однако, с учётом нисходящей траектории, в которую вошла их политическая карьера, «продвинуть сотрудничество» у них теперь едва ли получится. 

При этом Байден пафосно подчеркнул, что «американо-японский альянс является краеугольным камнем регионального мира и процветания», отметил прогресс, достигнутый в укреплении глобального партнерства с Японией. Президент оценил усилия Фумио Кисиды по укреплению военных возможностей Японии, поблагодарил его за вклад в выстраивание стратегического треугольника США-Япония-Южная Корея, и что весьма важно – за «наведение мостов» между Японией и НАТО. Оба лидера приветствовали «прогресс» в развитии сотрудничества между Стратегическим партнерством AUKUS и Японией. Не забыл Джо Байден похвалить Фумио Кисиду и за поддержку Украины.[6] 

Это далеко не полный перечень того, что Фумио Кисида сделал для укрепления «вечной дружбы» с Вашингтоном. Однако японские избиратели эти достижения столь высоко не оценивают. Надежды Фумио Кисиды на то, что «активная дипломатия» с явным проамериканским креном сможет компенсировать серьёзные провалы «на внутреннем фронте» (процветание системной партийной коррупции, фиаско его концепции «нового капитализма), оказались несбыточными. Фумио Кисида так и не стал в глазах японцев политиком, думающим, в первую очередь, о насущных проблемах страны, а не только о её международных связях с милитаризованным уклоном. Он, по сути, был для них «министром иностранных дел с портфелем премьера». Да и к обвальному расставанию с пацифизмом японское общество оказалось не совсем готово. Так что его судьба как политика явно движется по наклонной траектории.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Как прошел последний для Джо Байдена и Фумио Кисиды саммит QUAD (kommersant.ru)

[2] https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2024/09/21/the-wilmington-declaration-joint-statement-from-the-leaders-of-australia-india-japan-and-the-united-states/

[3] 'Quad' cements ties with coast guard patrols amid China concerns - The Japan Times

[4] Лидеры Quad запустят в Токио инициативу по контролю за морскими границами - ТАСС (tass.ru) 

[5] https://www.kommersant.ru/doc/7179898

[6] Readout of President Biden’s Meeting with Prime Minister Kishida of Japan | The White House

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати