Ежегодные, в этом году XIX Меневские чтения прошли в Подмосковье, в Сергиевом Посаде, микрорайоне Семхоз. Там жил священник, богослов, религиозный писатель, миссионер Русской православной церкви Александр Мень. Оттуда в любую погоду - осеннее ли ненастье, трескучий мороз или весеннюю хлябь – он шел к платформе, чтобы проехать на электричке энное число остановок и там проделать немалый путь до Сретенского храма, что на краю Пушкино, в Новой Деревне. Так продолжалось более 20 лет, пока 9 сентября 1990 года на дороге от дома к станции и до сего дня неизвестное дьявольское исчадие не обрушило топор на его голову.
У кромки реликтового дубового леса раскинулся поселок Семхоз, ставший микрорайоном города Сергиева Посада. От железнодорожной платформы тропа ведет круто вверх. Буквально через десяток-другой метров - посеревший от времени и местами потрескавшийся деревянный памятный крест с трудом читаемой надписью «На этом месте принял мученический венец отец Александр Мень».
К пятилетию со дня трагического дня вблизи возвели храм-часовню Усекновения головы Иоанна Предтечи, а в 2001 году – Сергиевский храм.
Рядом с храмом находится зал, где проходят встречи, конференции, «круглые столы», то есть это место - по словам модератора нынешней конференции Льва Шихлярова - настоятеля храма Казанской Божией Матери в селе Хомяково, ответственного по работе с молодежью, - становится площадкой для обсуждения самых разных тем, собирает под одной крышей бесчисленных духовных чад о.Александра.
Кроме тех, кто лично был знаком с А.Менем, - религиозные деятели, студенты духовных заведений, а также те, кому довелось еще в атеистическое советское время побывать на его встречах, проходивших тогда в полузакрытом режиме, или кто от родных и знакомых слышал о нем ярчайшие воспоминания.
В текущем году, как и прежде, в желающих участвовать в Меневских чтениях недостатка не было. Знаменательно, что какую бы тему не определяли устроители, порой и далекую от религиозной тематики, она тесно коррелировалась с духовным наследием о.Александра. Вот и ныне, когда 2024 год объявлен Годом семьи, когда наш президент множество раз акцентировал на этом свое внимание, эта тема также занимает обширное место в многочисленных работах Меня. Потому закономерно, что название прошедшей конференции - «Проповедь любви в пастырском служении протоиерея Александра Меня и современные проблемы семьи и брака». Ее организовали Сергиевский храм и Краеведческий музей при храме совместно с Сергиево-Посадским благочинием при поддержке Фонда имени А.Меня и Драматического театра «Театральный ковчег в Дубраве».
В день конференции с утра округу огласил перезвон колоколов Сергиевского храма. Там же прошла поминальная литургия. Прихожане и многочисленные гости – по традиции, сложившейся десятилетиями, – направились в дом, где жил А.Мень с семьей и где теперь музей-квартира.
Войдя в ворота, видишь совсем небольшой двухэтажный дом. Перед входом – ряд фотографий его духовных чад, кто после встречи со своим будущим духовником - очень проникновенным советчиком и верным другом - смогли сказать весомое слово в самых различных областях.
Так, Александр Галич, познакомившись с работами А.Меня, сказал: «Это не просто необыкновенно умный и талантливый человек, это человек, обладающий тем качеством, которое писатель Тынянов называл «качеством присутствия». О своем знакомстве со священником А.Галич вспоминал: «Я... решил просто поехать и посмотреть на него. Простоял службу, прослушал проповедь, а потом подошел, наклонился, поцеловал крест. Отец Александр положил руку мне на плечо и сказал: «Здравствуйте, Александр Аркадьевич. Я ведь вас так давно жду. Как хорошо, что вы приехали».
Еще фото. Переводчик Наталья Трауберг. Именно ей о.Александр в тяжелый для нее период жизни предложил перевести «Хроники Нарнии» К.Льюиса, тем самым открыв российским читателям возможность знакомства с выдающимся произведением. Как впоследствии было отмечено литературными критиками: «Лев Аслан из Нарнии – лучший портрет Христа в мировой литературе». Филолог и философ Сергей Аверинцев, тесно общаясь со своим духовным отцом, выделял суть мессианства Меня – спасать реальных людей каждого времени и каждого поколения. Многолетняя дружба связывала и двух служителей РПЦ – митрополита и патриаршего наместника Московской епархии Ювеналия со священником о.Александром. До последних дней жизни он посещал Новодеревенский храм в дни рождения и смерти А.Меня.
Поток людей в дом-музей был многолюдным. Кто-то, как автор этой статьи, был впервые. С самого первого шага в маленькие комнаты музея становилось ясно, что те, кто приложил руку к его созданию, за основной «экспонат» взяли духовные составляющие жизни о. Александра – книги, которые он собрал в своей библиотеке (а их не одна тысяча!), книги его авторства.
Все они – на простых деревянных стеллажах от пола до потолка, некоторые стеллажи мастерил и он сам.
На письменном столе громоздится старая пишущая машинка, на которой рождались тысячи страниц статей, брошюр, книг. Рядом с портретом любимой мамы, с которой у него всю жизнь была необыкновенно духовная связь, - совсем простецкая гитара (он так любил играть на ней и петь в кругу друзей).
Наконец, о самой конференции. В числе первых с приветственным словом выступил ученик и последователь А.Меня – Александр Борисов, протоиерей, настоятель храма Космы и Домиана, что находится в центре Москвы, в Столешниковом переулке. Доктор теологии Мигель Паласио, заместитель генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы по межрегиональному и международному сотрудничеству, в своем выступлении подчеркнул, что директор библиотеки Екатерина Гениева (ум. в 2015 г.), духовная дочь и помощница о.Александра, сделала библиотеку не только центром литературного наследия Александра Меня, но и центром международной теологии. «Культура и религия, - сказал М.Паласио, - неразрывно между собой связаны. И мы горды тем, что, вдохновившись наследием А.Меня, мы создали центр, связывающий богословие и литературу».
Еще один последователь и ученик - о.Владимир, священник в Сретенском храме в Новой Деревне, служил вместе с Менем. Он тепло вспоминал, как о.Александр любил жизнь во всем ее многообразии. Он поделился «Памяткой молодоженам» (прочтение спустя 40 лет), написанной на основании и собственного опыта, и его друзей и чад.
Вот только несколько советов-заветов, таких вроде бы прописных, но глубинно-вечных: «Не убивайте главного второстепенным; Недостатки в другом несомненно есть, но смотри на его достоинства и благодари за них Бога; Любовь не уходит, ее выгоняют грубостью и бранью; Интонация меняет смысл слов на противоположный». И совсем уже житейские – для мужа: «Балуй жену свою подарками, давай ей денег просто так, а не на хозяйство; Благодари и хвали; Не ревнуй попусту». И напутствия жене: Помогай мужу в работе, делай дом привлекательным; Не сравнивай мужа с другими; Дружи с родными мужа». И опять для двоих: «Радость в обретении, отдавая, приобретаешь; Помните, что рядом человек, который хочет любви».
В выступлениях магистров теологии Г.Мелихова, А.Крейдича и А.Гапко рассматривались проблемы семьи и брака в дохристианских религиозных традициях, семейной педагогики и отношений родителей с детьми на основании трудов А.Меня и других религиозных мыслителей. Были приведены высказывания о воспитании Феофана Затворника, подвижника веры и благочестия, оказавшего глубокое влияние на духовное возрождение общества: «Воспитание – это святое. Ограничивай чадо от вредной пищи, соблюдай режим в трапезе; Ограничивай ребенка в неуемных желаниях; К воцерковлению надо приступать в младенчестве. Интенсивность посещения храма должна возрастать по мере взросления».
В этом же ряду наказы И.Брянчанинова, одного из самых значительных, ярких, порой даже противоречивых мыслителей и богословов XIX века. Он призывал помнить о правах ребенка: «Пренебрегая их [детей] правами, мы подаем плохой пример».
Было отмечено, что мудрые советы богословов идут вразрез с новомодными западными теориями – об обоюдном воспитании поколений, о запрете говорить детям «нет», «нельзя», о якобы правомерности отказа ребенком от данного ему Богом его пола, о ликвидации роли строгого отца и т. д.
Были среди выступающих и те, кто ежедневно и ежечасно сталкивается с вопросами воспитания, но не теоретически, а самым что ни есть конкретным образом. Так, директор Сергиево-Посадского центра помощи семье и детям «Надежда» О.Косьмина поделилась, каким подвижническим трудом всего коллектива центра, которому уже 30 лет, удается наладить «погоду в доме» каждого, кто не только сам обратился в центр, но и кого, как говорится, привел Бог в лице сердобольного соседа или просто постороннего, но не прошедшего мимо человека.
А Э.Аксенова, заместитель директора центра, привела конкретные примеры, какие дети попадают в их теплый дом. Такие, как девочка с голыми ногами в резиновых сапогах, которую привели в ноябрьский промозглый вечер неравнодушные люди, или гулявший по железнодорожному полотну практически раздетый мальчишка. Попав в тепло и уют, эти дети с раной в сердце от того, что от них, по сути, отказались родители, не сразу оттаивают душой. Порой они и сбегают, чтобы проверить новых воспитателей на крепость. И когда их разыскивают и возвращают, только тогда что-то перещелкивает в голове, что не все взрослые – предатели.
Эти две женщины, отогревающие души детей, отторгнутых близкими, уверены, что на ранней стадии кризиса семью можно спасти. Они этим ежедневно и занимаются. Так, проводят совместные встречи всех родственников одного сложного или запущенного ребенка. Сев вместе за один стол и посмотрев друг другу в глаза, родственники начинают понимать, что именно от каждого из них зависит, каким будет человек, только начинающий жить. А на родительских тренингах у пап и мам воочию открываются глаза на самые простые постулаты воспитания, например, что если у младенца не сложится привязанность к матери, то он, скорее всего, не состоится как муж.
Общий вывод не был прописан как итоговый документ конференции, но ясно обозначился как стержень всех выступлений, на который нанизывались собственные слова, ссылки на признанные авторитеты, серьезные доводы и житейские примеры.
А вывод этот прост и сложен, как сама жизнь: семья, где живут по христианским заветам, помогает хранить и защищать традиционные общечеловеческие ценности.
Фотo авт., обработка и дизайн - Е.Щербакова
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs