ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Иран. Президент Пезешкиан и его правительство приступили к работе – задачи и проблемы

11:28 27.08.2024 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

21 августа меджлис (парламент) Исламской Республики Иран (ИРИ) выразил вотум доверия правительству, представленному 11 августа новым президентом ИРИ Масудом Пезешкианом. Все 19 членов кабинета министров получили от депутатов одобрение и были утверждены.

Это редчайший случай в истории ИРИ. Только президент-реформист Мохаммад Хатами был единственным президентом, получившим вотум доверия всем предложенным им министрам как в 1997, так и в 2001 годах.

В отличие от команды бывшего президента Эбрахима Раиси, которая считалась сторонницей жесткой линии, в новый кабинет вошли реформисты. М. Пезешкиан назвал предлагаемый им кабинет министров «правительством национального единства», сказав на заседании меджлиса 21 августа: «Правительство, представленное сегодня парламенту, - это правительство, которое считает себя правительством всего народа Ирана».[1]

Утверждение меджлисом должностных лиц, предложенных «реформистом» Пезешкианом, показывает, что новый президент выбрал кабинет, основанный на консенсусе, с именами, приемлемыми для всех центров власти в политической системе ИРИ. С другой стороны, как полагают иранские политики и политологи, успех Пезешкиана в меджлисе не в последнюю очередь связан с тем фактом, что предложенный им кабинет состоял не только из реформистских деятелей. Около 40% его списка ближе к консервативным или неоконсервативным фракциям.[2]

Особенности политической терминологии в ИРИ

Здесь для лучшего понимания ситуации в Иране надо коротко пояснить терминологию, часто используемую при дефиниции политических фракций, действующих в стране. Безусловно, эта терминология не способна точно и с достаточной объективностью диагностировать и объяснить политико-идеологические особенности существующих в ИРИ течений. Однако для наиболее объективного анализа внутренних процессов, происходящих в современном иранском обществе, их можно с допустимой долей условности определить так: фундаменталисты, консерваторы и реформаторы.

В целях создания наиболее яркой отчётливой картины нынешней внутриполитической обстановки в ИРИ следует ещё раз напомнить её многокрасочную палитру.

Не вдаваясь в подробности, можно формально обобщающе констатировать, что фундаменталисты настаивают на возвращении к временам исламской революции, абсолютному выполнению всех наставлений, наказов и наследия аятоллы Хомейни, неукоснительному подчинению верховному лидеру с беспрекословным исполнением всех исламско-шиитских норм внутри страны, резкой антизападной и антиизраильской внешней политикой, экспортом исламской революции по иранскому образцу. Они являются сторонниками самых жестких мер в борьбе с протестами, противниками ядерной сделки 2015 г., выступают за создание в ИРИ ядерного оружия «для защиты от Израиля». В своей деятельности они нередко опираются на поддержку Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Наиболее радикальные приверженцы фундаментализма концентрируются вокруг политической группы «Пайдари» (сокращенно от перс. - Джабhейе пайдарийе энгелябе эслами – Фронт стойкости исламской революции).

Консерваторы, которых часто называют прагматиками, готовы работать в создавшихся ныне социально-экономических условиях без резких изменений в государственной системе, не забывая при этом наследие аятоллы Хомейни, но принимая и пытаясь понять возникающие вызовы и проблемы. Они более гибки в отношении современных политических тенденций по сравнению с фундаменталистами.

Иногда часть фундаменталистов и консерваторов объединяют под термином «принципиалисты».

Реформисты, как явствует из их названия, требуют реформ, которые должны обеспечить всестороннее, плодотворное развитие Исламской Республики Иран, выступают за расширение принципов демократизма, делают упор на укреплении республиканских структур, а во внешней политике ратуют за установление деловых отношений с большинством стран мира, в том числе — с западными.

В каждом из этих политических течений существует минимум по три идеологических направления, которые различаются степенью «ортодоксальности» (от радикализма до умеренности) их адептов. И границы между самими течениями, равно как и их направлениями, весьма расплывчаты и не ограничивают переход политиков из одного в другое.

Эти политико-идеологические направления вполне легальны и действуют исключительно в рамках законов и традиций Исламской Республики, не покушаясь на её устои.

Рейтинг новых министров по итогам голосования в меджлисе

Исходя из этих постулатов, представим рейтинг 19 министров нового правительства на основе количества голосов, отданных депутатами за каждого из них. При этом не забудем указать на их приверженность тем или иным политическим течениям (конечно, достаточно условно).

На итоговом голосовании в парламенте присутствовали и отдали свои голоса 285 из 290 депутатов меджлиса. Итоги такие:

Таблица составлена основе данных иранского Информационного агентства Мехр от 21.08.2024.

Такой идеологический расклад в «коалиционном» правительстве вызвал недовольство, как фундаменталистов, с одной стороны политического спектра, так и реформистов и умеренных – с другой.

Аятолла Хаменеи – архитектор нового правительства

Однако не вызывает сомнений, что новый состав кабмина был согласован и утверждён верховным лидером аятоллой Хаменеи. Более того, его офис-канцелярия активно работала с депутатами парламента для обеспечения вотума доверия членам правительства. Поэтому иранские наблюдатели считают, что беспрецедентные итоги голосования стали результатом того, что президент Пезешкиан использовал влияние верховного лидера, а не подлинным отражением доверия парламента к президенту или его министрам, многие из которых были практически неизвестны до того, как их выдвинул Пезешкиан, или, скорее, Хаменеи.[3]

Президент Пезешкиан не скрывал, что заручился поддержкой верховного лидера. На заседании меджлиса он сообщил, что все министры были одобрены Хаменеи. При этом он резко заметил: «Не заставляйте меня говорить то, чего я не должен говорить. Просто проголосуйте и позвольте нам сформировать кабинет министров!» Пезешкиан далее сообщил, что, когда министр культуры Аббас Салехи первоначально отказался войти в состав кабинета, аятолла Хаменеи лично позвонил Салехи и предложил ему принять эту должность.

Пезешкиан подтвердил также, что с организациями безопасности, включая КСИР и Министерство разведки, «были проведены всесторонние консультации, и только после получения их согласия был представлен [Хаменеи] окончательный список».[4]

Иранские политологи и журналисты, причём стоящие порой на противоположных политических позициях, также полагают, что в формировании кабмина Пезешкиана главную роль играл аятолла Хаменеи.[5]

Более того, наблюдатели отмечали, что президент Пезешкиан, публично раскрыв, что верховный лидер лично подбирал министров кабинета, возложил на Хаменеи ответственность за будущие успехи или неудачи нового правительства. При этом, как считают многие в ИРИ, это был тонкий, хорошо спланированный политический ход Пезешкиана, не в последнюю очередь направленный против оппонентов из когорты фундаменталистов.

Причина и цель участия Хаменеи в формировании кабмина Пезешкиана

Из этой ситуации рождается законный вопрос, зачем и почему верховный лидер активно участвовал в формировании правительства Пезешкиана и сделал всё, чтобы его состав полностью был утверждён меджлисом? Почему аятолла Хаменеи не пошёл знакомым, проторенным путём, проверенным им при поддержке президента Эбрахима Раиси?

Ответ на этот вопрос широко обсуждается в СМИ и аналитических опусах. Утверждается, что в мае 2024 г. после гибели президента Раиси перед верховным лидером Хаменеи встала проблема новых выборов и нового президента. Разведка проинформировала аятоллу Хаменеи, что большое число иранцев, недовольных экономическими трудностями и отсутствием социальных свобод, могут бойкотировать голосование, и явка составит всего около 13%.

Именно тогда Хаменеи решил тонко и тщательно спланировать выборы, подготовив почву для того, чтобы малоизвестный, но пользующийся доверием умеренный политик Масуд Пезешкиан, стал президентом. Над этим работала в закрытом режиме узкая группа советников Хаменеи.

Целью Хаменеи было сохранить Исламскую Республику в сложнейшей обстановке на фоне внутренних проблем и возросшей напряженности с Западом и Израилем из-за Газы, усугубленной участием союзников Тегерана - Хезболлы в Ливане и хуситов в Йемене.

Аятолла Хаменеи считал, что Масуд Пезешкиан мог бы апеллировать к различным слоям общества, но не бросал бы вызов правящей шиитской теократии, мог бы способствовать единству среди власть имущих, преодолеть разрыв между истеблишментом и народом и обеспечить беспрепятственный процесс выбора следующего верховного лидера.

Комментируя выдвижение Пезешкиана, реформист Саид Лайлаз, видный иранский экономист, бывший советник президента Мохаммада Хатами, сказал: «Это был безупречный план верховного лидера. Этот план гарантировал выживание Исламской Республики… Пезешкиан избежит любого кризиса внутри страны, будь то по национальным или социальным проблемам. Это позволит высшим лидерам принять решение о преемственности и спланировать его в спокойной атмосфере».[6]

Итак, 21 августа план аятоллы Хаменеи осуществился: законно избранный президент Пезешкиан под руководством верховного лидера сформировал коалиционное правительство, получившее вотум доверия в парламенте и высших военных кругах.

Важным для президента Пезешкиана и его правительства стало решение высшего иранского военного командования поддержать новую администрацию президента и выразить готовность к сотрудничеству.

Командующий армией ИРИ двухзвёздный генерал-майор Абдул Рахим Мусави направил отдельные послания всем 19 недавно утвержденным министрам правительства, где подчеркнул готовность армии укреплять двусторонние взаимодействия в различных областях и использовать имеющиеся возможности для поддержки планов правительства.

Командующий КСИР двухзвёздный генерал-майор Хосейн Салами также направил президенту Пезешкиану послание, в котором подтвердил готовность КСИР сотрудничать с новой администрацией.[7]

Задачи администрации президента Масуда Пезешкиана

Внутренняя политика. Новый президент ИРИ Масуд Пезешкиан вступил в должность в трудный для Ирана период. В стране плотно переплелись экономические, социальные и политические проблемы. К этому следует добавить этнические и экологические. Причём каждая из вышеприведённых проблем включает много конкретных вопросов, воздействующих друг на друга. Например, инфляция, как экономическая категория, оказывает своё негативное воздействие на все существующие проблемы. Но это общеизвестно.

Распутать и решить каждую из них – задача чрезвычайной сложности. Не случайно, ходжат-оль-эслам Мохаммад Хасан Абутораби-Фард, бывший первый заместитель спикера меджлиса, а ныне временный имам пятничного намаза в Тегеране, сделал заявление: «Исламская Республика превратилась в клубок нерешенных проблем и, если мы пренебрежём реформами сегодня, завтра действительно может быть слишком поздно».

Масуд Пезешкиан получил непростое наследство. За 1000 дней своего пребывания на посту президента погибший Эбрахим Раиси не только не смог добиться социально-экономического прогресса, но и в значительной степени обострил ситуацию практически во всех областях.

Формат статьи не даёт возможности подробно разбирать каждый пункт из множества проблем – это дело многих диссертаций. Мы же просто перечислим некоторые из актуальных вопросов, стоящих перед администрацией Пезешкиана, в разных сферах.

Это: зависимость ИРИ от экспорта нефти; огосударствление объектов экономики, подрывающий рост и расширение частного сектора; неэффективное управление экономикой, связанное с ежегодной эмиграцией квалифицированных специалистов; дефицит электроэнергии, дефицит водных ресурсов, финансово-экономические санкции США, в той или иной степени влияющие на указанные проблемы, а также в первую очередь на банковскую систему ИРИ, оторванную от SWIFT; дефицит иностранной валюты; падение курса риала (в период 2012–2018 гг. один доллар на черном рынке в ИРИ стоил от 30 до 40 тыс. риалов и уже 597 тыс. в 2024); инфляция (около 45%); рост цен; сокращение государственных субсидий, задержки выплат пенсий, зарплат и социальных пособий; рост безработицы (особенно среди молодых людей); социальное недовольство, порождаемое низким уровнем жизни, правами женщин в обществе и др.

Надо отметить, что о большинстве из этих в основном сугубо внутренних проблемах говорил президент Пезешкиан и заверял о готовности приложить все усилия, чтобы сделать всё возможное для их решения. Причём по многим из них М. Пезешкиан выступал очень резко, порой вразрез с линией фундаменталистов (по социальным вопросам и правам женщин).

Внешняя политика. Президент Пезешкиан пообещал проводить прагматичную внешнюю политику, направленную на ослабление напряженности вокруг Ирана.

В свою очередь новый министр иностранных дел, профессиональный дипломат и один из архитекторов Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД – ядерной сделки) Аббас Арагчи в своих выступлениях и интервью после назначения на должность представил общую картину будущей внешней политики ИРИ. Намекая на предстоящий дипломатический сдвиг, он заявлял, что новые аспекты во внешней политике ИРИ отразят тонкий баланс между преемственностью и трансформацией.

При этом министр Арагчи расставил приоритеты иранской внешней политики. Это: Китай, Россия, Африка, Латинская Америка и Восточная Азия, где Япония для А. Арагчи занимает ключевую позицию. Что касается сохраняющейся напряженности в отношениях с Западом, то, по мнению министра, это не должно быть вечно и обременять иранскую нацию.

Европа может стать приоритетом, если изменит свое «враждебное поведение». Над изменением «европейского поведения» Аббас Арагчи начал работать сразу после назначения. Провёл серию телефонных разговоров с главами МИД основных европейских стран, а также с главой внешнеполитического ведомства Европейского Союза Жозепом Боррелем. Иранский министр выразил готовность на развитие отношений с ЕС, на основе взаимного уважения. В свою очередь, г-н Боррель выразил надежду, что политический диалог и консультации между ИРИ и ЕС будут расширяться при администрации президента Пезешкиана.[8]

Отношения Ирана с США, как заявил министр, будут основываться исключительно на «управлении напряженностью». Этот термин в интерпретации Аббаса Арагчи означает, что новое правительство будет прилагать усилия в отношениях с Америкой с целью смягчения экономического давления и ослабления санкций.

В этой связи совершенно не случайным предстаёт призыв к новому президенту не последнего человека в иранской политико-экономической иерархии, председателя Фонда национального развития ИРИ Мехди Газанфари восстановить консульские услуги США на месте бывшего американского посольства в Тегеране. Это беспрецедентное событие в Иране.[9]

В этой же канве удивительных фактов в деятельности правительства в последние дни следует рассматривать и неожиданное поздравление иранского МИДа Украины с Днем независимости, несмотря на плохие двусторонние отношения.[10]

Следует отметить, что иранский МИД под руководством Арагчи начал активно действовать сразу и без раскачки, о чём свидетельствует всё вышеизложенное. Причём действовать по-новому, чётко и как бы по написанному заранее сценарию. Ещё один пример. Глава МИД ИРИ дал свое первое интервью после утверждения на пост японскому изданию Kyodo News.[11] В нём Арагчи, который с 2007 по 2011 год был послом Ирана в Японии, предложил японцам стать лидерами в заходе на иранские рынки, опередив в этом и европейцев, и американцев. Это хитрый ход, сделанный ещё до начала диалогов с ЕС и США. При этом Токио может стать модератором в экономическом диалоге Запада с Ираном и, возможно, своеобразным теневым трамплином для западного бизнеса в ИРИ, что само по себе весьма выгодно Тегерану.

В рамках новой внешней политики ИРИ можно рассматривать и реакцию администрации Пезешкиана на убийство спецслужбами Израиля лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране. Естественно, этот террористический акт подвергся гневному осуждению со стороны правительства ИРИ, и глава МИД Арагчи заявлял, что ответные меры остаются правом ИРИ. Более того, он неоднократно провозглашал солидарность с народом Палестины и поддержку борющимися с Израилем группировками «Оси сопротивления». Но Тегеран пока воздерживается от военного удара по Израилю. Как заявил советник по информационным вопросам предвыборной кампании Пезешкиана Алиасгар Шафиан, реакция Тегерана не будет похожа на иранскую многочасовую ракетно-дроновую атаку, которая была осуществлена в апреле. Убийство Хании – это спецоперация и ответ будет аналогичного характера и на аналогичном уровне.[12] Пока не ясно, каков будет иранский ответ, но ясно в Тегеране пока не хотят войны с Израилем. Правительство Пезешкиана ищет пути к договорённостям с Европой и, не исключено, что и с США. В этих условиях начинать войну с Израилем – это, ко всем прочим ужасам войны, перечеркнуть эти планы и, что важно, планы на смягчение или снятие санкций.

Тем временем Тегеран, похоже, намерен донести, что эта сдержанность является не признаком слабости, а скорее преднамеренным проявлением стратегической гибкости — или, возможно, даже актом рассчитанного великодушия. В конце концов, Арагчи давал ясно понять, что любое решение воздержаться от действий является преднамеренным, а не из-за отсутствия решимости.

В Тегеране и в иранском МИДе прекрасно понимают, что снятие или ослабление санкций неразрывно связано с решением ядерной проблемы, а это вопрос отношений с США. Министр Арагчи справедливо заявил, что СВПД в его нынешнем виде не может быть возрожден, и этот документ должен быть переосмыслен, части его должны быть изменены и должны быть сформированы новые переговоры.

Пожалуй, весь этот комплекс будет для МИД ИРИ и его главы центром иранской внешней политики. Недаром Аббас Арагчи заявил: «Во время встречи с членами парламента Верховный лидер подчеркнул, что санкции могут быть сняты благородными средствами, и инициировать и возглавлять эти усилия - обязанность Министерства иностранных дел… И если появится возможность отменить санкции, мы не будем колебаться ни часа; наша приверженность снятию этих санкций — будь то путем переговоров или любыми другими благородными средствами — будет непоколебимой и настойчивой».[13]

Резюме

Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно констатировать, что перед президентом Пезешкианом и его правительством стоят три взаимосвязанных комплекса проблем: внешнеполитические, экономические и проблемы социальной напряженности.

Структурная экономическая реформа, которая так необходима Ирану, может столкнуться с сопротивлением многих в стране. Поэтому, на чём настаивают иранские политологи, Масуду Пезешкиану, в первую очередь, следует добиться доверия народа правительству и государству. Для этого сосредоточиться на вопросах повышения жизненного уровня населения, на пересмотре некоторых мер во внутренней политике путём смягчения давления на социальную и культурную сферы жизни иранцев.

Аятолла Хаменеи дал понять, что готов оказать поддержку Пезешкиану. На июльской встрече с депутатами меджлиса он указал: «Настоятельная рекомендация, которую я здесь отметил, заключается в том, что с новой администрацией должно быть конструктивное сотрудничество. Каждый должен содействовать избранному президенту выполнять его обязанности перед страной. Если мы сможем работать таким образом, чтобы помочь президенту добиться успеха, этот успех принадлежит всем нам. Если он добьется успеха в управлении делами страны, в улучшении экономики страны, в международных делах страны и в культурных вопросах страны, тогда мы все добьемся успеха Его победа - это победа каждого. Мы действительно должны твердо верить в это».[14]

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1]    Mehr. 22.08.2024. Manifest of national unity, convergence in Iranian parliament. https://en.mehrnews.com/news/220005/Manifest-of-national-unity-convergence-in-Iranian-parliament.

[2]    Mona Hojat Ansari. National Accord on full display. Tehran Times. 21.08.2024. https://www.tehrantimes.com/news/502784/National-Accord-on-full-display

[3]     Iran International. 22.08.2024. Iran president slammed for making Khamenei a likely target of criticism. https://www.iranintl.com/en/202408222866

[4]     Iranwire. 21.08.2024. Iran’s Parliament Approves All 19 of Pezeshkian’s Cabinet Picks. https://iranwire.com/en/news/133095-irans-parliament-approves-all-19-of-pezeshkians-cabinet-picks/

[5]     Соцсеть твиттер «Х». 21.08.2024. https://x.com/darushmemar/status/1826209429802373364

[6]     Parisa Hafezi. How Iran's Khamenei elevated a little-known moderate to the presidency. Reuters. 18.07.2024. https://www.reuters.com/world/middle-east/how-irans-khamenei-elevated-little-known-moderate-presidency-2024-07-18/

[7]    Iranwire. 22.08.2024. Iranian Army and IRGC Back Pezeshkian’s Administration. https://iranwire.com/en/news/133129-iranian-army-and-irgc-back-pezeshkians-administration/

[8]     Iran.ru.23.08.2024. Министр иностранных дел Арагчи: Развитие отношений между Ираном и ЕС требует устранения неправильной политики. https://www.iran.ru/news/politics/126233/Ministr_inostrannyh_del_Aragchi_Razvitie_otnosheniy_mezhdu_Iranom_i_ES_trebuet_ustraneniya_nepravilnoy_politiki

[9]     Iran International. 23.08.2024.Iranian official urges resumption of US consular services in Tehran. https://www.iranintl.com/en/202408233499

[10]   Соцсеть твиттер «Х». 24.08.2024. https://x.com/irimfa_en/status/1827259327490805776?s=12

[11]   Kyodo News. 22.08.2024. Mohammad Gharebagh. Iran to boost ties with Japan to address regional crisis: Araghchi. https://english.kyodonews.net/news/2024/08/ce1cd6f8dc5f-iran-to-boost-ties-with-japan-to-address-regional-crisis-araghchi.html?phrase=Iran&words=Iran,Iran%27s

[12]   Susannah George, Suzan Haidamous, Mustafa Salim. Fearing war, unsettled at home, Iran weighs retaliation against Israel. Washington Post. 12.08.2024. https://www.washingtonpost.com/world/2024/08/12/iran-israel-attack-haniyeh-assassination/

[13]   Niloufar Goudarzi. Iran hints at a foreign policy facelift. Iran International. 24.08.2024. https://www.iranintl.com/en/202408244476

[14] Верховный лидер аятолла Хаменеи. Байанат дар дидаре раис ва намайедегане маджлесе даваздаhом. перс.яз. (Речь Хаменеи на встрече лидера с депутатами меджлиса 12-го созыва). Сайт Кhamenei. 31 числа месяца Тир 1403 г. (21.07.2024). https://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=57106

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати