В минувшие июльские недели в Германии, расслабленной жарой и массовыми отпусками, плавно и без лишнего шума стартовал новый политический процесс – лидеры разных партий как бы невзначай, но довольно дружно заговорили о будущем федеральном канцлерстве. Свои прикидки на этот счёт они выражали по большей части довольно обтекаемо, но вполне доходчиво. Фигура действующего канцлера Олафа Шольца (СДПГ) при этом никого не смущала, в том числе, и его партнёров по правящей «светофорной» коалиции. Все известные рейтинги немецких политических партий уже давно и устойчиво свидетельствуют – социал-демократам нужно совершить чудо, чтобы на предстоящих осенью 2025 года парламентских выборах получить столько депутатских мандатов, чтобы вновь иметь право на пост для своего канцлера.
Так, в недавнем массовом опросе немцев (15-19 июля), проведенном по заказу еженедельника Bild am Sonntag эрфуртским социологическим институтом INSA, рейтинг СДПГ не превысил 15%. Это ровно вдвое меньше, чем у главной оппозиционной силы – консервативного союза ХДС/ХСС (30%) и даже меньше, чем у подвергаемой остракизму всеми партиями правопопулистской «Альтернативы для Германии» (17%). Что касается второй коалиционной силы кабмина Шольца - партии «Союз 90/Зелёные», то она получила симпатии 11% из опрошенных. Либералы из СвДП стабильно имеют 5%. То есть все три ныне правящие партии лишь вместе с трудом выходят на тот уровень популярности, который сегодня есть у консерваторов. Если эти тренды сохранятся к осени 2025-го, то, скорее всего, канцлер должен быть от ХДС/ХСС. Но пока приходится говорить именно «скорее всего», поскольку сегодняшняя политическая действительность в ФРГ нередко преподносит сюрпризы. Все эксперты единодушно сходятся во мнении, что в будущем формирование федерального правительства силами одной партии-победительницы, как это бывало в прошлом, становится практически нереальным. Политический спектр страны в последние годы стал заметно более дифференцированным, и формирование федеральных органов власти и управления в дальнейшем будет возможным лишь на коалиционной основе. А это неизбежно повышает самооценку даже небольших парламентских партий. Те же «зелёные», несмотря на неудачи последнего времени, никогда и нигде не заявляли, что утратили интерес к руководству федеральным кабмином. Но жизнь научила их быть более гибкими в демонстрации своих намерений.
Первой на эту тему решила публично высказаться и расставить точки над «i» министр иностранных дел ФРГ и лидер «зелёных» Анналена Бербок. Во время недавнего саммита НАТО в Вашингтоне она довольно неожиданно не только для немецкого политбомонда, но и для своих однопартийцев вдруг заявила в интервью CNN, что не намерена вступать в какую-либо борьбу за выдвижение на пост канцлера Германии от своей партии на выборах в бундестаг в будущем году. По словам министра, она видит свою задачу в продолжении деятельности на дипломатическом поприще в столь сложное для международного сообщества время неразрешенных кризисов и войн.
Этот жест в политическом мире оценили. Фактически Бербок дала понять, что она открывает возможность вести борьбу за канцлерский пост от лагеря «зелёных» другому лидеру партии и своему коллеге, нынешнему вице-канцлеру и министру экономики в коалиционном правительстве Германии Роберту Хабеку. «Перетягивание каната «зелёных» вокруг кандидатуры канцлера прояснилось. Это создает доверие среди избирателей», — сказал еженедельнику Bild am Sonntag руководитель института INSA Герман Бинкерт. «Роберт Хабек теперь может открыто бороться за высшую кандидатуру; разрушительная борьба за власть предотвращена». Действительно, Хабек – политик энергичный, предприимчивый, умеющий уверенно держаться в публичном поле и ещё в прошлом не скрывавший своих канцлерских амбиций. И при этом не боящийся непопулярных, но, как утверждается, необходимых решений, из-за чего снискал неприязнь у многих немецких бюргеров. Например, ему до сих пор не могут простить продавленный им через бундестаг так называемый «закон об отоплении», заставляющий многих жителей раскошелиться на модернизацию своих отопительных систем ради реализации программной повестки «зелёных», добивающихся сокращения выбросов парниковых газов жилым фондом Германии. Тем не менее, по мнению экспертов, Хабек был эффективен в поддержке бизнеса в период ковидной пандемии, а также в решении ряда энергетических проблем германской индустрии. Но как министру, ему так и не удаётся пока найти действенные стимулы для вывода из затянувшейся рецессии национальной экономики, за что он постоянно находится под огнём критики со стороны как оппозиции, так и бизнеса. По данным INSA, Роберта Хабека в качестве канцлера готовы были бы поддержать лишь 16 процентов респондентов. Для сравнения, за канцлера Олафа Шольца высказались 17 процентов.
Понимая, что с таким рейтингом говорить сейчас о канцлерстве неразумно, Хабек ведёт себя осторожно и временно решил «подвесить» ситуацию. В интервью деловой газете Wirtschaftswoche он заявил, что пока не принял решение, будет ли выдвигать свою кандидатуру на пост канцлера: «Я буду принимать все решения взвешенно. Всё должно совпасть». Но пока предполагается, что именно Хабек будет баллотироваться от «зелёных». Впрочем, напоминает Tagesspiegel, некоторые немецкие эксперты, вообще сомневаются, стоит ли «зелёным» выдвигать своего кандидата в канцлеры.
Однако основные ожидания относительно нового федерального канцлера в 2025 году большинство немецких избирателей и политиков связывают всё-таки с лидерами консервативной оппозиции. И именно им - первоочередное внимание немецких медиа. Все они активно растиражировали содержание двух воскресных «летних интервью», которые крупнейшие каналы немецкого ТВ ARD и ZDF традиционно берут у ведущих политиков страны с началом сезона отпусков. Оба интервью были в немецком эфире 14 июля: одно на ARD - с лидером Христианско-демократического союза (ХДС) и главой фракции этой партии в бундестаге Фридрихом Мерцем, другое на ZDF – с премьером Баварии и главой Христианско-социального союза (ХСС) Маркусом Зёдером. Хотя в «летних интервью» тема будущего канцлерства детально не обсуждалась, на основе высказываний обоих политиков относительно ситуации в Германии и в Европе складывалась достаточно ясная картина их подходов к возможному руководству страной.
С точки зрения их содержания Мерц и Зёдер не сильно расходятся друг с другом. Мерц, например, рассматривает ХДС и ХСС как «скалу силы» против наступления ультраправой «Альтернативы для Германии». Зёдер тоже считает: «Если и существует гражданская сила, которая всё ещё может привлечь избирателей АдГ, то это мы». Он особо акцентировал болезненную для немцев тему мигрантов, требуя более жёстких подходов к ней, чем сейчас демонстрирует официальный Берлин. Избирателей АдГ следует привлекать, в частности, посредством «чётких концепций миграционной политики». А «светофорное» правительство Шольца, мол, в настоящее время переживает «самую глубокую потерю доверия за всю историю». По мнению баварца, «страна срочно нуждается в реальном изменении политики». Это, в том числе, должно касаться и выплат украинским беженцам, которые, на взгляд Зёдера, необходимо упорядочить и во многих случаях сократить.
Мерц много говорил о вопросах безопасности и обороны. В том числе он оправдывал и свой эффектный июньский полёт над Балтийским морем на истребителе люфтваффе Eurofighter на месте второго пилота. Будучи пилотом-любителем, Мерц даже поуправлял истребителем сам под контролем командира, а во время полета был преодолен звуковой барьер. Депутаты бундестага от «зелёных» обвинили лидера ХДС в неоправданной растрате бюджетных средств: полёт, мол обошёлся казне в 111 тысяч евро. Мерц парировал – как член комитета бундестага по обороне он «очень хотел убедиться в боеспособности люфтваффе в один из самых критических, чувствительных моментов сегодня в конфликте с Россией». Вот такая саморекламная кампания. При этом Мерц не увидел проблемы с финансовой стороной своей акции, поскольку это вроде бы был плановый патрульный полёт, затраты на который были бы неизменными и без его присутствия на борту. Политик пообещал также и впредь принимать приглашения от бундесвера. От немецких самолётов беседа с ARD перешла к поставкам западных истребителей Украине. И Мерц высказался за их ускорение: «Мы должны помочь Украине, по крайней мере, восстановить суверенитет над собственным воздушным пространством", - пафосно заявил он. Кроме того, лидер ХДС поддержал решение разместить в стране американское гиперзвуковое оружие и ракеты средней дальности и не преминул при этом бросить упрёк кабмину Шольца за то, что он плохо подготовил немцев к такому событию. "Это фундаментальное изменение стратегической военной ситуации в Европе и в Германии, и вы не можете просто сделать это с помощью пресс-релиза", - наступательно заявил он. Из этих заявлений вырисовывается довольно агрессивный профиль потенциального претендента на пост будущего канцлера.
Не вдаваясь в другие подробности, отметим, что оба оппозиционных лидера старались публично продемонстрировать общественности свою активную настроенность на перемены, решимость и готовность к действию и крайне критичное отношение к политическим шагам правящей «светофорной» коалиции по ключевым проблемам, волнующим граждан. Что касается вопроса о канцлерстве, его пока оставили открытым. Оба политика заявили в интервью, что хотят прояснить эту тему «за закрытыми дверьми». Так, на провоцирующий вопрос корреспондента ARD Мерцу, хорош ли Зёдер как кандидат в канцлеры, тот с наигранной улыбкой ответил, что Зёдер - прекрасный руководитель Баварии, с которым «мы вместе тесно и дружески сотрудничаем, и этот вопрос тоже будем решать вместе». Сам же Зёдер подтвердил свою прежнюю позицию: он не хочет принимать решение по вопросу канцлерства до осени 2024 года, когда пройдут региональные выборы в трёх землях Восточной Германии.
Тем не менее, социологи института INSA решили всё-таки прояснить мнения немцев насчёт перспектив политиков оказаться в канцлерском кресле. И тут оказалось, что признанный в среде консерваторов как главный претендент на пост главы федерального правительства Фридрих Мерц, несколько проигрывает в популярности баварскому коллеге. По данным INSA, если бы Мерц баллотировался на канцлера, его поддержали бы 31 процент опрошенных. А вот за кандидатуру Зёдера проголосовали 37 процентов. В политической борьбе, где ценен каждый голос, разрыв не столь уж мал. Однако, по сведениям Bild, в высших кругах ХДС говорят, что Мерц не уступит место кандидата от партии на пост канцлера. Помимо всего, у Мерца обозначилась весомая поддержка со стороны лидеров бизнеса. Именно его они хотят видеть во главе будущего федерального правительства. Это выяснилось по итогам исследования «Элитная панель», которое провели социологи из Института демоскопии в Алленсбахе. Они недавно опросили около 500 высокопоставленных представителей немецкого делового мира и ведущих политиков, и те назвали наиболее предпочтительной фигурой на посту канцлера лидера ХДС. За него высказалось 73% членов правлений наиболее крупных немецких компаний (это на 20% больше, чем в прошлогоднем опросе). В Алленсбахе считают, что немецкое бизнес-сообщество сплотилось вокруг консерваторов.
По данным аналитиков, недовольство предпринимателей связано с тем, что в Германии всё сложнее вести бизнес. Так, только 27% респондентов считают Германию хорошим местом для бизнеса. Особенно часто деловые люди критиковали энергетическую политику правительства (привет Хабеку!), чрезмерное регулирование бизнеса и слишком слабую поддержку со стороны государства. Некоторым компаниям даже приходится из-за этого переводить часть своих предприятий за границу. Четыре из пяти опрошенных представителей бизнеса вообще сомневаются, что политики имеют реалистичное представление о потребностях экономики, и только 9% из них удовлетворены работой кабмина Шольца.
Хотя в разговорах о возможных кандидатах в канцлеры от консерваторов чаще всего упоминают Мерца и Зёдера, но было бы несправедливым забыть ещё об одной авторитетной фигуре - премьер-министре Северного Рейна-Вестфалии Хендрике Вюсте. Этот политик пользуется большой популярностью среди христианских демократов и составлял реальную конкуренцию Фридриху Мерцу до переизбрания того на съезде ХДС официальным лидером партии. Тем не менее, Вюст до сих пор не признал Мерца главным претендентом на пост канцлера, заявив, что оставляет этот вопрос открытым. Он ставит его в зависимость от того, у кого в Союзе больше шансов на победу. «Успех среди максимально широких групп населения — это то, что делает ХДС и ХСС сильными как народные партии», — сказал Вюст журналу Stern. «То, что в Союзе есть несколько подходящих личностей, является признаком силы». Политик отказался досрочно прояснить этот вопрос и тоже напомнил, что, по договоренности, вопрос о кандидате на пост канцлера будет прояснен после сентябрьских восточногерманских выборов.
Ну, а что же сам канцлер Шольц? А он, как всегда, демонстрирует «невозмутимость и оптимизм». В аналогичном «летнем интервью» ARD чуть ранее он заявил о своём «очень твердом» убеждении, что является наиболее подходящим кандидатом на пост канцлера, и готов в будущем году побороться за своё переизбрание. Официально кандидат от СДПГ на пост канцлера не будет выбран до лета 2025 года. Однако председатель СДПГ Ларс Клингбайль уже подтвердил, что Шольц снова будет баллотироваться от социал-демократов: «Олаф Шольц — канцлер, и он им останется. И он снова будет нашим кандидатом», — сказал Клингбайль газете Rheinische Post.
На фоне всех этих разговоров и зондажной «прокачки» общественного мнения о своих канцлерских амбициях публично заговорили даже в «Альтернативе для Германии». Похоже, после всех сотрясавших партию скандалов «альтернативщики» уже оправились и сосредоточились на подготовке к своей ожидаемой в сентябре триумфальной победе в Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге, где у правопопулистов очень сильна поддержка электората. В прошлом на фоне росших рейтингов АдГ поговаривали о возможном выдвижении на пост главы федерального правительства сопредседателя партии Алис Вайдель. После июньского съезда «Альтернативы» в Эссене другой сопредседатель АдГ Тино Хрупалла вернулся к этой теме. «Алис Вайдель была бы очень хорошим кандидатом на пост канцлера, и я бы ее тоже поддержал», — сказал Хрупалла в «летнем интервью» ARD. Он предположил, что внутри партии на этот счёт никакой борьбы и споров не будет. Голосование по данному вопросу будет проводиться на партийной конференции в марте 2025 года.
Как бы то ни было, все расклады германских политиков относительно канцлерства обретут более конкретную конфигурацию не ранее сентября. Но в той политической колоде, которая разыгрывается на наших глазах сегодня, пока не просматривается таких потенциальных харизматичных лидеров Германии, от которых можно было бы ожидать реально значимых перемен в развитии страны и общества, способных вывести её вновь на былой уровень «локомотива» Европы. Наиболее вероятная консервативная повестка для будущего федерального правительства ФРГ, уже сегодня выстраиваемая в вопросах внешней политики по лекалам «холодной войны», не предвещает также пока каких-либо позитивных сдвигов для оздоровления германо-российских отношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs