Москва. Музей Декоративно-прикладного искусства, он же «Дом Остермана». Выставка «Русский балет. Рудольф Нуреев. Октава судьбы». По сути это впечатления от приезда Рудольфа Нуреева в Советский Союз, тогда ещё Ленинград, в 1989 году. Нас встречают фотографии известного мастера Валентина Барановского. Его фотоархив уникален, в его работах отражено буквально всё, что происходило в петербургском балете в последние десятилетия. Известные фото Рудольфа Нуреева в Ленинграде. Свободного, независимого, гордого и в то же время – растерянного от встречи с Ленинградом после долгой разлуки.
Родное хореографическое училище им. А.Я. Вагановой, а ныне Академия Русского балета им. А.Я Вагановой – здесь он прошел все азы мастерства, здесь преподавала Вера Сергеевна Костровицкая, Учитель Нуреева. «Я лично считаю её, - писал в своей автобиографии Р. Нуреев, - лучшим педагогом в России сегодня… Костровицкая подразумевала, что мне придется трудиться, трудиться и трудиться – больше, чем кому бы то ни было в училище, - чтобы превратить мой экспрессивный природный дар в прочный и постоянный, твердо контролируемый разумом». В экспозиции есть портрет В.С. Костровицкой, где она выписана решительной, бескомпромиссной, строгой, знающей свое дело хранительницы вагановских традиций.
Соломон Гершов, «Вера Сергеевна Костровицкая, балерина, педагог. Портрет»
Вообще у каждого художника – свой Нуреев. У Виталия Грифина танцовщик в какой-то задумчивости смотрит вдаль, как будто вспоминает отдельные моменты своей жизни. Можно спорить, а характерно ли для Нуреева обращение к воспоминаниям и не хотел ли он многое забыть и вычеркнуть из прошлого. Это предстоит решить посетителям выставки.
Виталий Грифин «Рудольф Нуреев»
На фото Барановского, где Нуреев изображен в стремительном движении на сцену в балете «Сильфида», он вовсе не обращен в прошлое. Он живет сегодня, сейчас.
Фото В. Барановского «Р. Нуреев перед выходом на сцену»
Смею предположить, что романтичное полотно Веры Гвильдис «Рудольф Нуреев – руки-крылья» будет более близко поклонникам таланта Рудольфа Нуреева, которые видят в нем образец современного танцовщика.
Вера Гвильдис «Рудольф Нуреев. Руки – крылья»
А Анастасия Вострецова точно передает нам характер Нуреева-отшельника в балетном костюме.
Анастасия Вострецова «Рудольф Нуреев в гримерной»
Эти портреты пастелью танцовщика из далекого 1989 года, из Ленинграда, тогда ещё молодого художника Василия Братанюка. Его Нуреев – колючий, непримиримый, одинаково требовательный к себе и к своим коллегам по сцене, уверенный в себе. Молодой Василий Братанюк, абитуриент Санкт-Петербургской Академии сделал в тот самый приезд Нуреева множество его зарисовок, которые сразу же разошлись по частным коллекциям.
Василий Братанюк «Р. Нуреев и Ж. Аюпова», 1989
Это тот самый набросок Рудольфа Нуреева с балериной Жанной Аюповой. Сколько здесь пластики. Сколько движения. Нуреев, под впечатлением от увиденного, написал прямо на полотне: « …от ленинградцев истинное удовлетворение. Нет нигде в мире столько фанатов, любви к искусству». И широко расписался – Рудольф Нуреев.
…Рудольф Нуреев и балерина Марго Фонтейн. Практически статика. Но сколько чувства! И мы в восторге замираем перед этой парой.
Василий Братанюк «Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн», 1991
Фонтейн, пожалуй, была единственной женщиной, перед которой он преклонялся. Именно Марго Фонтейн преподнесла миру Рудольфа Нуреева.
Выставочный проект посвящен, как выдающемуся танцовщику, советским примам-балеринам, так и великой Ленинградской балетной школе.
Василий Братанюк, Портрет Галины Улановой, народной артистки СССР, самой титулованной артистки балета, 1983
Виталий Графов, Портрет Майи Плисецкой, 2020
Безусловно, украшением экспозиции стали картины известного петербургского художника Василия Братанюка, занявшие практически два зала. Он еще с Академии художеств разрабатывает балетную тему. Великая Галина Уланова, Майя Плисецкая, Габриэла Комлева, юные выпускницы Вагановского хореографического училища.
Василий Братанюк «Народная артистка СССР Г.Т. Комлева в балете «Эсмиральда», 2007 и в балете «Баядерка», 1991 г.
Интересный факт: знаменитая Габриэла Комлева училась в одном балетном классе с Р. Нуреевым.
Целая серия образов юных дарований….
В. Братанюк «Юлия Махалина, солистка Мариинского театра», 2005; В. Братанюк, «Первый спектакль, Оля Павлова»
Василий Братанюк, «Ж. Аюпова, И. Чистякова, Н. Колмановская»
Впечатляют изображения фигур. Свет, падающий на них. Такое ощущение, что краска положена там, где она должна быть. Фигуры в движении или полном смирении в ожидании чуда на сцене.
Василий Братанюк, «Рассвет в ожидании танца», народная артистка СССР Г.Т. Комлева
Портрет Примы-балерины Государственного академического Большого и Мариинского театров, народной артистки России Светланы Захаровой – мы лишь угадываем её в образе, лишь фрагментарно обозначен балетный костюм. Художнику более важен свет, исходящий от облика выдающейся балерины современности.
Василий Братанюк, Портрет Примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой
Экспозицию, которую с тонким вкусом собрал куратор и организатор выставки, известный искусствовед и коллекционер, президент «Фонда Русского балета» Юрий Мальцев, дополняют скульптурные работы из бронзы, создающие образы Петра Чайковского, Мариуса Петипа, Рудольфа Нуреева и Галины Улановой, а также - горельефы, личные вещи, сценические костюмы выдающихся артистов балета.
Скульптор Андрей Коробцов «Мариус Петипа»; Юрий Фирсов «Рудольф Нуреев»
П.И. Чайковский
Костюм Р. Нуреева из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
«Октава судьбы» - много это или мало? Судить заинтересованному посетителю выставки.
Выставка продлится до 14 июля с.г.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs