В Китае не любят вести торговые войны. В Евросоюзе их вроде бы не любят тоже. Да и какие экспортно-ориентированные экономики могут их любить! Тем не менее, и те, и другие оказались на грани, когда торговой войны почти не избежать. И предвещающие её «боестолкновения» уже начались. И первыми потеряли выдержку и решили ступить на тропу войны в Европе. Тем более что к концу 2023 года дефицит ЕС в торговле с КНР составил почти 400 миллиардов евро. В штаб-квартире ЕС посчитали, что китайцы в последнее время нарушают правила честной конкуренции, заваливая европейский рынок товарами, производство которых в Китае, по мнению Брюсселя, субсидируется государством. И в итоге европейские производители, аналогичной поддержки не имеющие, в борьбе за сбыт своей продукции на фоне китайских цен имеют бледный вид.
Прежде всего, речь идёт о китайских автомобилях, напористо теснящих на улицах городов стран ЕС привычные модели именитых европейских автограндов. По данным немецкого правительственного внешнеторгового агентства Germany Trade & Invest (GTAI), в прошлом году Китай впервые обогнал Японию по числу экспортированных автомобилей и стал крупнейшим автоэкспортёром в мире. В 2023 году Китай продал за рубеж 4,9 миллиона автомобилей, что на 58% больше, чем в 2022 году. Китайская ассоциация автопроизводителей прогнозирует, что экспорт в 2024 году вырастет еще на 12% - до 5,5 млн. автомобилей. А хиты последних лет – электромобили - вообще чаще всего родом из Поднебесной. Яркие по дизайну, юркие и комфортные и при этом весьма доступные для среднеевропейского кошелька они быстро завоевали популярность – сегодня их можно встретить повсюду: в частных владениях, в такси, фирмах автопроката и каршеринга, курьерских и почтовых службах. Эксперты GTAI констатируют: «Китайские производители электромобилей готовятся к масштабной экспансии и все более настойчиво рвутся на международный рынок». Статистика подтверждает - экспорт электромобилей Made in China, включая подключаемые гибриды, в прошлом году увеличился на 78% до 1,2 млн. единиц.
Торговля Китая с ЕС осуществляется главным образом через контейнерные терминалы европейских морских портов. Чутко уловив ветры во многом политизированной «зелёной» повестки и запросы потребителей на экономичные авто, китайские концерны резко наращивают свой экспорт в Евросоюз, причём настолько основательно взявшись за дело, что даже развернули для этого строительство собственного специального флота гигантских автовозов. Ведь возможностей обслуживающих их сегодня судов 40 автоперевозчиков уже недостаточно. Автоконцерны не сомневаются – огромные вложения быстро окупятся. Так, крупнейший экспортёр электромобилей из КНР компания BYD планирует спустить на воду в ближайшие два года восемь своих судов-автовозов, каждое из которых может за раз доставлять в Европу от 7000 до 7600 автомобилей. Это лишь один из показателей решимости Китая продолжать наращивать экспорт электромобилей, который за первые четыре месяца этого года вырос на четверть и составил, по данным маркетинговой фирмы Schmidt Automotive Research, почти 120 000 автомобилей.
И вот в Брюсселе, где уже давно испытывают тревогу по поводу торговой экспансии Китая и откровенно исповедуют стратегию его сдерживания, решили притормозить конкурентов, резко повысив ввозные пошлины на те самые электромобили. Из всех вышеприведенных цифр можно наглядно представить, сколь значимая доля китайского экспорта, а также вложения в его инфраструктуру оказались под ударом. Предварительные пошлины, объявленные в июне Европейской комиссией, необычайно высоки – на ряд моделей до 38,1 процента. Официально они должны вступить в силу с 5 июля. ЕС пока взимает пошлину в размере 10 процентов на любой автомобиль иностранного производства, что ниже 15-процентной ставки в Китае. Теперь, когда добавятся новые европошлины, то на самом высоком уровне они будут приближаться к 50 процентам.
Новые пошлины можно считать самым жестким сигналом Брюсселя Пекину за всё время споров относительно субсидируемого экспорта и своеобразным приглашением к переговорам – мол, ещё не поздно всё исправить, поскольку окончательное утверждение решений Еврокомиссии намечено на осень. «Наша цель — вовлечь Китай и заставить Пекин скорректировать курс, решить проблемы в их корне», — заявила лидерам «Большой семёрки» глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на недавнем саммите G7 в Италии. И главное слово здесь – «заставить». «Поезд отношений между ЕС и Китаем медленно сходит с рельсов. Объявив о высоких пошлинах на китайские электромобили, Брюссель призвал Пекин провести давно назревший ремонт путей, чтобы предотвратить массовую аварию», - образно оценил ситуацию журналист одного из приближенных к ЕС изданий.
Разумеется, реакция КНР была раздражённой и резкой. Там считают многие субсидии, якобы обнаруженные ЕС в ходе расследования, «фейковыми или неправдивыми». Как следует из письма Китайской торговой палаты в Брюссель, она испытала «шок, серьезное разочарование и глубокое недовольство этой протекционистской мерой» и осудила расследование по борьбе с субсидиями как «охоту на ведьм». Пекин уже пригрозил подать иск во Всемирную торговую организацию и принять в ответ меры против европейской свинины и премиальных автомобилей с мощными двигателями. В частности, китайцы не без оснований заключили, что европейцы сами не без греха, и объявили о проведении антидемпингового расследования в отношении поставщиков свинины – в основном из Испании, Франции, Дании и Нидерландов. Ответ Пекина может быть болезненным, если учесть, что лишь в 2023 году Китай импортировал свинины и различной продукции из неё на 6 млрд. долларов, и более половины этих поставок были из стран ЕС. В ответ, как сообщает рупор деловых кругов ФРГ газета Handelsblatt, «ЕС оставляет за собой право на судебный иск. Представители Еврокомиссии заявили, что будут очень внимательно следить за китайской процедурой в координации с промышленностью и государствами-членами. И при необходимости они также вмешаются, чтобы убедиться, что расследование полностью соответствует всем правилам ВТО».
Что касается дорогих авто, то под угрозой ответных мер, прежде всего, оказались немецкие автоконцерны. Заговорили в Пекине и о контрмерах в отношении европейских авиастроителей, фермеров и производителей спиртных напитков. Так, в ответ на расследование ЕС, которое поддержал Париж, Пекин провёл собственное расследование по поводу европейских ликёров и коньяков. Этот шаг был явно нацелен на французские бренды элитных коньяков. Китай является вторым по величине экспортным рынком для французского коньячного сектора после Соединенных Штатов. И сейчас среди его производителей паника, поскольку они ощущают себя невинными заложниками затеваемой ЕС торговой войны.
Удар по европейскому сельскому хозяйству тоже обещает быть очень чувствительным, поскольку Китай является третьим по величине рынком агропродовольственного экспорта из Евросоюза, что составляет 6,4 процента от общего объема этого сегмента торговли ЕС. В области авиастроения, скорее всего, пострадал бы концерн Airbus, который является крупнейшим поставщиком авиалайнеров на китайский рынок. В прошлом Пекин уже угрожал отыграться на Airbus, заявляя, что не будет покупать его самолеты, если китайские авиакомпании будут подпадать под ограничительные налоги ЕС на выбросы углерода.
Так что, похоже, время для переговоров явно назрело. И здесь кстати оказался запланированный ранее визит в Южную Корею и Китай с большой делегацией бизнесменов вице-канцлера и министра экономики ФРГ Роберта Хабека, которому и пришлось стать первым переговорщиком от Евросоюза по поводу разгорающегося торгового конфликта. В Пекин Хабек прибыл 22 июня с задачей убедить китайцев скорректировать свою экспортную модель, чтобы соответствовать требованиям ЕС. Всю сложность его визита легче понять, если вспомнить, что всего два месяца назад Китай посещал лично канцлер ФРГ Олаф Шольц, который также открыто высказывал в своих беседах с пекинскими руководителями озабоченность сбалансированностью взаимной торговли, подчеркивая подозрения в субсидировании китайского экспорта, но не слишком преуспел в каких-либо договоренностях. Напомним, что тогда немецкая пресса иронизировала над тем, что все усилия Шольца вылились лишь в подписание декларации сторон о намерениях и согласование новых правил поставок в Китай немецких мясных продуктов и свежих яблок. А в ответ на претензии ЕС по поводу субсидируемого экспорта китайский премьер Ли Цян лишь отмахнулся, мол, промышленные субсидии — обычная практика повсюду и назидательно напомнил канцлеру про классическую теорию спроса и предложения.
На этот раз Роберт Хабек тоже пытался опираться на теорию спроса и предложения. Встретившись с представителями китайского правительства, он акцентировал готовность ЕС обсудить с Китаем тарифы на импорт электромобилей, убеждая, что Германия не заинтересована в эскалации спора. По откликам прессы, разговор был жёстким. Министр торговли КНР Ван Вэньтао заявил о попытке подавить промышленное развитие Китая. Говорил о неприкрытом протекционизме ЕС и недобросовестной конкуренции, о препятствовании глобальному переходу к «зеленой» и низкоуглеродной экономике. Немец же всеми силами старался убедить пекинских собеседников, что предлагаемые Брюсселем меры являются «не наказанием, а компенсацией» за преимущества, предоставленные Пекином своим автоэкспортёрам. Предлагаемые тарифы ЕС призваны уравнять правила игры с Китаем, сказал Хабек Чжэн Шаньцзе, председателю Национальной комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC). То, что в итоге китайцы согласились пока воздержаться от ответных контрмер и продолжить переговоры с Брюсселем, в западных СМИ подается как «обнадёживающий успех» трёхдневного визита Хабека. При этом 22 июня министр Вэньтао и комиссар по торговле Еврокомиссии Домбровскис провели видеоразговор и договорились начать консультации по расследованию ЕС.
Но во всей этой истории, так или иначе, напрашивается вопрос: почему вдруг именно сейчас в Брюсселе столь агрессивно повели атаку на Китай? Ведь его субсидированный экспорт идёт в Европу не один год. Только ли вопрос в экономике, или за ним выглядывают «политические уши»? То, что политическая составляющая есть, признают на условиях анонимности некоторые брюссельские дипломаты. Но предпочитают скорее говорить в этом плане о маневрах Урсулы фон дер Ляйен, ищущей поддержки своего переизбрании на новый срок главой Еврокомиссии, или об определенных лоббистских интересах в ЕС в борьбе за выгодные портфели будущих еврокомиссаров. Но есть и те, кто стандартно и опасливо напоминает о растущем влиянии Китая в мире в стратегическом союзничестве с Россией.
Отметим, что самым откровенным на этот счёт оказался лично Роберт Хабек. Вице-канцлер Германии в дни визита в КНР публично назвал позицию Пекина в конфликте России с Украиной главной причиной ухудшения экономических отношений с ЕС и Германией, повторив угрозы об экономических последствиях поддержки Пекином военных усилий Москвы, объяснив это тем, что «интересы безопасности Германии и Европы уже напрямую затронуты этим конфликтом».
Но ещё конкретнее и откровеннее решил высказаться за всю Европу генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Недавно он заявил, что Китай не может продолжать поддерживать нормальные отношения одновременно и со странами Европы, и с Россией. «Таким образом, на определенном этапе это должно иметь последствия для Китая», — добавил генсек НАТО и предложил Пекину ни больше, не меньше – «определиться». В свете этих высказываний уже скорее фарисейством отдают слова Хабека про «компенсации, а не наказание», а действия Брюсселя во многом выглядят как не просто коммерческий спор, но политический шантаж строптивого восточного партнёра.
Но такого рода давление на Пекин с антироссийским душком может дорого обойтись Европе. Нынешний торговый конфликт – это как раз тот случай, когда вряд ли политика сможет оседлать экономику. Уж больно масштабные интересы европейского бизнеса на кону. «Справедливая и, прежде всего, свободная мировая торговля очень важна, она стимулирует инновации и рост. Что мы не можем использовать в качестве страны-экспортера, так это усиление торговых барьеров», — заявил генеральный директор Mercedes-Benz Ола Кэллениус (Ola Källenius). «Мы должны работать над снижением торговых барьеров». Деловые люди голосуют инвестициями и по-прежнему готовы их доверить китайскому рынку. Например, в прошлом году прямые инвестиции Германии в Китай выросли до рекордных 11,9 миллиардов евро (12,9 миллиардов долларов), показывая, что немецкий бизнес продолжает вкладывать деньги в страну, которую Берлин называет системным конкурентом.
На протяжении десятилетий Европа твердо придерживалась убеждения, что технологическое превосходство всегда будет гарантировать, что она сможет быть на шаг впереди Китая. Китай же догнал европейские фирмы, а затем начал превосходить их с точки зрения продаж и технологического совершенства в широком спектре: от солнечных батарей до потребительских дронов, а теперь и электромобилей. На этом фоне трезвомыслящие европейские политики и бизнесмены всё отчётливее понимают – время конфликтов должно уйти в прошлое, пришло время договариваться. И уж тем более без дурно пахнущего политического шантажа, который Китай исторически никогда не принимал.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs