Новость о том, что 13 июня США и Япония заключили на полях саммита G7 в Борго Эньяция (Италия) договоры о гарантиях безопасности с Киевом, вызвала некоторый резонанс в мировых СМИ. Впрочем, эта тема была достаточна быстро вытеснена из глобальной информационной повестки после состоявшегося 14 июня выступления Владимира Путина в МИДе России, где Президентом были озвучены инициативы по скорейшему урегулированию военного конфликта вокруг Украины.
Что касается вышеупомянутых соглашений, то сразу следует отметить степень синхронизации действий американской и японской дипломатии, причём по вопросу, не имеющему прямого отношения к традиционно приоритетной для двух союзников азиатско-тихоокеанской проблематике. И если подписание пакта между Киевом и Вашингтоном, имеющего, по словам Владимира Зеленского, «беспрецедентный характер», выглядит вполне закономерным шагом, поскольку Вашингтон является главным «модератором» военной поддержки Киева, то «японский кейс» имеет заметную специфику и требует более подробного анализа.
Соглашение о поддержке Украины и сотрудничестве между Украиной и правительством Японии (далее - Соглашение)[1] вступило в силу с момента подписания, имеет десятилетний срок действия. Его содержание, которое согласовывалось в течение девяти месяцев переговоров между Токио и Киевом, не предлагает чего-либо принципиально нового по сравнению с тем, что японцы ранее делали для киевского режима или сделать обещали. Идея заключения Соглашения формально обусловлена и решением стран-участниц G7 заключить двусторонние рамочные договоры безопасности с Киевом, о чём они договорились в ходе состоявшегося летом прошлого года саммита НАТО в Вильнюсе, на котором присутствовал и японский лидер. Помимо G7, подобные соглашения уже заключили с Украиной также страны НАТО, не входящие этот клуб. По состоянию до 13 июня договоры с Киевом заключили в общей сложности 15 стран.
Токио в тексте Соглашения подтвердил продолжение военной поддержки Киева за счёт поставок так называемого «нелетального оборонного оборудования»: военных автомобилей, беспилотников, защитного снаряжения, оборудования для разминирования. Впрочем, в СМИ ранее появлялась информация, что Япония рассматривает возможность передачи Киеву военных систем связи, а также о планах включить Киев в число реципиентов новой программы «Официальная помощь в целях безопасности», которая запущена в 2023 году и ориентирована на дружественные Японии государства Глобального Юга[2]. Включен в Соглашение и пункт о содействии в лечении раненых военнослужащих ВСУ.
Ещё одним инструментом поддержки Киева объявлены взносы во Всеобъемлющий пакет помощи НАТО. Японцы обещают и поддержку в такой области, как кибербезопасность, где, впрочем, сами не особо сильны. Уточняется, что реализация пункта о сотрудничестве в сфере разведывательной деятельности потребует заключения дополнительного соглашения по защите информации. Также не обошлось без упоминания в Соглашении важности обеспечения свободы навигации, обещаний поддержки в сфере ядерной безопасности и пр.
Как и в других соглашениях о гарантиях безопасности, в договоре Украины с Японией есть раздел про некий сценарий «нападения России на Украину в будущем». В Токио хватило здравомыслия не включить в документ вариант, при котором Силы самообороны отправятся воевать на стороне Киева. Но, как и в других аналогичных соглашениях, предполагается, что в течение 24 часов после атаки партнёры Киева проводят консультации о том, как будут ему помогать, также предполагается введение санкций.
Несмотря на присутствие военно-технической составляющей в японских обещаниях помощи Киеву, наибольший акцент в Токио, как и ранее, делают на финансово-экономическом и технологическом направлениях. В последнее время Япония старается не отстать от своих «старших» - за период СВО ее финансовая поддержка Киева уже достигла 12 миллиардов долларов, подписано более 70 двусторонних соглашений, в том числе, более 50 на двусторонней «конференции по восстановлению Украины», состоявшейся в феврале этого года. При этом основной упор сделан на возможный вклад Японии в реконструкцию именно тех территорий, которую могут остаться в составе Украины после завершения конфликта, хотя в тексте Соглашения в качестве «фигуры речи» и упоминается о границах Украины, «которые были международно признаны после 1991 года, включая территориальные воды». Так что подвижки относительно реализма происходящего, судя по всему, в Токио начали происходить.
В вышедшем в марте материале австралийского мозгового центра «Институт Лоуи» затрагиваются причины заинтересованности Токио в поддержке Киева. Авторы публикации подчеркивают долгосрочный и довольно эгоистичный характер экономических интересов Токио в отношении Украины, а также значительную роль, отводимую в их продвижении частному сектору. Правительство начинает нацеливать его на такие отрасли украинской экономики, как аграрный сектор, металлургия, строительство, биотехнологии, энергетическая инфраструктура и др.[3] Эти и другие направления упомянуты и в Соглашении. Продолжая эту мысль, можно предположить, что через Украину японцы надеются компенсировать снижение своего инфраструктурного и других видов экономического присутствия на евразийском пространстве, возникшее из-за конкуренции с китайским мегапроектом «Пояс и Путь».
Однако, даже при относительно благоприятном сценарии, который мог бы быть просматриваться для Киева при выполнении им недавних мирных инициатив Владимира Путина, долгосрочные планы Токио по расширению своего экономического присутствия на Украине могут закончиться фиаско из-за наличия такого системного для сегодняшней Украины фактора, как коррупция. О понимании Токио серьезности подобных рисков свидетельствует прямое упоминание в тексте Соглашения необходимости проведения Украиной реформы судебной системы, усиления борьбы с коррупцией, отмыванием денежных средств. Это неприятное напоминание для Киева о том, что он должен будет работать над повышением прозрачности бюрократических процедур, внедрением гражданского контроля над деятельностью силовых структур. При этом остается мало иллюзий относительно того, с каким усердием и настроем Киев возьмётся за реализацию этих условий Соглашения. Но что делать… Собираются в Токио посодействовать и усилиям Киева в борьбе с организованной преступностью. Наличие отдельного пункта Соглашения, посвящённого этому вопросу, свидетельствует о масштабах проблемы.
Вместе с тем, в заключение хотелось бы порассуждать о причинах выбора Японией времени для подписания Соглашения. Это связано скорее даже не с намерением наполнить невнятную повестку встречи G7. Скорее всего, США и Киев планировали в преддверии состоявшейся 15-16 июня конференции по Украине в Швейцарии использовать положительный имидж Японии среди ряда государств Глобального Юга для привлечения на свою сторону таких региональных держав, как например, Индия, Индонезия, Таиланд. Однако это не сработало. Не пошло на пользу японскому имиджу и обнародованное Фумио Кисидой в ходе итальянского саммита G7 заявление о том, что его кабинетом рассматриваются дополнительные меры против организаций из третьих стран, которые обходят антироссийские санкции. Новые ограничения могут отразиться на бизнесе компаний из Индии, Китая, Казахстана. Компании из ОАЭ и Узбекистана уже попадали под санкции в декабре прошлого года[4]. Так с Глобальным Югом дела вести, пожалуй, не стоило бы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] 100684186.pdf (mofa.go.jp)
[2] Japan prepares fresh defense and infrastructure aid for Ukraine - Nikkei Asia
[3] Послание, которое посылает Япония, поддерживая Украину | Институт Лоуи (lowyinstitute.org)
[4] Japan locks in support for Ukraine with nonbinding security agreement - The Japan Times
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs