ГЛАВНАЯ > История без купюр

Канцлер Горчаков: Россия сосредотачивается

17:48 15.06.2024 • Петр Журавлев, журналист-международник

21 августа 1856 года министр иностранных дел Российской империи Александр Михайлович Горчаков направил всем посольствам России циркуляр, в котором определил новые задачи внешней политики страны после завершения Крымской войны. В нем были слова, которые цитировала вся Европа: «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается», — писал Горчаков. Другими словами, Россия воздерживается от активного вмешательства в европейские дела. Она наводит порядок в собственном доме, оправляется от потерь и понесенных жертв. Это одна сторона новой политики. А другая состояла в том, что Россия больше не намерена жертвовать своими интересами в угоду кому-либо и считает себя совершенно свободной в выборе своих будущих друзей.

Для своей эпохи он прожил очень долгую жизнь, а длительность его карьеры была поистине беспрецедентной — 65 лет дипломатической службы.  Из этих шести с лишком десятилетий 26 лет он возглавлял российский МИД. Именно он умело играл на противоречиях европейских держав, даже когда они на фоне Крымского конфликта пели в едином русофобском хоре, — признаем, такой опыт и сегодня актуален для России.

«Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе — фортуны блеск холодный, Не изменил души твоей свободной: Все тот же ты для чести и друзей», - именно так великий русский поэт Александр Пушкин писал о своем однокашнике и друге по Царскосельскому лицею Горчакове.

Александр Горчаков окончил лицей одним из лучших учеников и сразу начал дипломатическую карьеру. Все его друзья, включая Пушкина, считали, что он самой судьбой приспособлен к этой стезе, как ее понимали в XIX веке — когда дипломатия была состязанием утонченной аристократии при монарших дворах.

Блестящее образование, недюжинный интеллект, холодный аналитический ум, отточенные манеры светского льва (не зря Горчаков еще с лицея носил прозвище "Франт") — все это делало его настоящим дипломатом. Добавим сюда свободное владение английским, немецким и французским языками, а также незаурядные амбиции молодого человека.

В области международных отношений издавна есть такое понятие, как diplomate de carriere, карьерный дипломат — тот, кто посвятил дипломатии всю жизнь, пройдя все ее ступеньки. И молодой аристократ Горчаков был карьерным дипломатом во всех смыслах. Его даже можно было бы назвать карьеристом, если б жажда успеха и признания в нем не сочеталась с преданностью стране и службе. Позднее уже постаревший Горчаков не без самоиронии рассказывал, как в юности «был настолько честолюбив, что носил яд в кармане на случай, если его обойдут местом…». Но местом его не обошли.

С 1820 года 22-летний князь Горчаков в качестве одного из помощников министра иностранных дел Российской империи участвовал в череде международных конгрессов.

Затем — одна из ключевых должностей посольства в Лондоне. После британской столицы — секретарь посольства в Вене. Британская и Австрийская империи в те десятилетия — две самых мощных державы Запада. То есть карьерный дипломат Горчаков работал на самом важнейшем, самом остром участке международных отношений.

Но при всем своем несомненном карьеризме и служебном рвении он остается человеком чести. И ради чести, как ее понимали лучшие аристократы той эпохи, Горчаков не раз был готов пожертвовать блестящей карьерой. Так, на исходе 1825 года, сразу после восстания декабристов, Горчаков пытался помочь своему лицейскому однокашнику Ивану Пущину, которому грозила смертная казнь. Вполне осознавая последствия, молодой дипломат готовил побег своему другу — убеждениям декабристов Горчаков был не близок, но бросить товарища в беде ему не дозволяли те самые понятия о чести.

Начало Крымской войны князь Горчаков встречает исполняющим обязанности российского посла в Вене. Он с самого начала предвидел риски того конфликта, считая, что страх перед влиянием России способен объединить против нашей страны даже конкурирующие державы Европы.

Австрийская империя тогда всерьез рассматривала вариант вступления в открытую войну против нашей страны, но все же удержалась на грани враждебного нейтралитета — в чем есть немалая заслуга и тонкого дипломата Горчакова. Не зря сразу по окончании труднейшего конфликта он становится главой Министерства иностранных дел.

И вот здесь начинается то, что многократно описано в десятках, если не сотнях исторических книг. Не станем пересказывать их — деяния Горчакова на посту министра хорошо известны и навсегда вошли в историю. Лондонская конвенция, Берлинский конгресс, та сама знаменитая фраза – «Россия не сердится, Россия сосредотачивается» — все это этапы большой дипломатии Горчакова. Играя на противоречиях западных держав, он без выстрелов преодолел негативные последствия Крымской войны.

Горчакову необходимо было любой ценой изменить условия политической комбинации, сложившейся по итогам Крымской войны. К этому периоду его деятельности относится знаменитое высказывание о том, что российская дипломатия планирует вернуть контроль над Чёрным морем и Бессарабией без денег и не пролив ни капли русской крови, а также слова: «Россия не сердится, Россия сосредотачивается».

Правда, историки признают, что на первых порах Горчаков допустил ошибку, посчитав, что французский император Наполеон III поддержит Россию. Однако тот давал лишь туманные обещания, решая в первую очередь собственные внешнеполитические проблемы. В ходе Польского восстания 1863 года Франция вместе с Великобританией и Австрией в очередной раз заняла жёсткую антироссийскую позицию. Единственной европейской державой, выступившей на стороне Санкт-Петербурга, стала Пруссия.

После Австро-прусско-итальянской войны, приведшей к усилению Пруссии, её отношения с Францией резко ухудшились. Для французов единая Германия представляла опасность, и новая война была практически неизбежна. Россия в этом противостоянии сделала ставку на Пруссию, хотя отечественные дипломаты не исключали, что Париж с Веной одержат верх, а потом выступят против русских. Однако проигравшей оказалась Франция.

«Александр II и Горчаков решили, что и победившей Германии, и разбитой Франции нет больше никакого дела до демилитаризации Чёрного моря, а Англия сама не решится на активные действия. И Россия объявила, что больше не будет выполнять требования Парижского конгресса», — рассказал RT кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко.

Горчаков своё обещание сдержал. Россия действительно отменила действие решений Парижского конгресса бескровно и без затрат. По словам Олега Айрапетова, это был «пик карьеры министра Горчакова».

Дипломату за его достижения был пожалован титул светлости, а также высочайший гражданский чин Российской империи — канцлера.

Горчаков после Берлинского конгресса сохранял почетный титул государственного канцлера и стал последним обладателем этого титула.

По материалам ТАСС, RT, МИД России, журнала «Международная жизнь»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати