США и Запад отталкиваются от следующей ситуации: «С прекращением «холодной войны» широко распространилось мнение, что исчезли любые мыслимые причины, способные привести к ядерной войне».[i] При этом никуда не исчезли намерения колонизировать Россию, поставить территорию нашей страны, ее людей, ресурсы на службу интересам Запада.
За отрицанием причин, способных привести к ядерной войне, Запад скрывает страх ядерного удара возмездия. Взывая то к гуманизму, то демонизируя Россию, Запад заявляет, что никто не имеет права в текущих обстоятельствах применять ядерное оружие. Этим он раскрывает, чего опасается больше всего.
Какие выводы можно сделать из сложившейся ситуации?
Есть как минимум два сценария, обсуждаемые экспертами и политиками:
- не надо бояться обсуждать реальную возможность применения тактического ядерного оружия;
- нас провоцируют на применение ядерного оружия, чтобы возложить на нас ответственность за начало ядерной войны.
Важным обстоятельством для оценки приведенных выше мнений является тот факт, что попытки ядерной провокации предпринимаются Украиной под надзором Запада весь период украинского кризиса (ситуация вокруг Запорожской АЭС), а ядерная риторика Зеленского стала одним из оснований начала СВО. При этом два сценария развиваются во взаимодействии.
В рамках первого сценария существуют следующие аргументы, которые формулирует Сергей Караганов[ii]: «Русское бесконечное терпение может кончиться. Применения ядерного оружия не означает ядерную катастрофу. Ядерное оружие может быть применено с целью отрезвления и прекращения войны…. Нужно прекращать эту войну, в том числе и для того, чтобы сохранить как можно больше жизней тех людей, кого Путин назвал «новой элитой», которые должны реализовать задачи и достигать целей, поставленные президентом в послании Федеральному собранию». Аргументы Караганова весьма существенны.
В чем проявляется «конвенциональная наглость» Запада? Последние примеры – парад одобрения применения Киевом западного оружия для ударов по российской территории. Есть оговорки – применение западного оружия для ударов по российской территории «для защиты Харьковской области, по объектам, угрожающим Харьковской области». В этом можно найти даже некую апелляцию к справедливости, намеки на ответственное поведение Запада, которое он пытается переложить на Украину, а там уже в дело вступают жестокие законы войны, которые Запада для себя определил, как «допустимые потери». Эти заявления призваны сформировать через вбросы в информационное пространство «истинную историю мира, основанного на правилах», где по мнению Запада действует принцип – «как сказано, так и было».
При этом, США заявляют о некоем «контроле над эскалацией» конфликта на Украине. Заявляет это отставной генерал Бен Ходжес, а последовательность событий следующая:
- «Президент [США Джо Байден – Д.Б.] недавно дал указание своей команде обеспечить, чтобы Украина могла использовать поставляемое США оружие в целях противодействия огню в Харьковской области, чтобы Украина могла нанести ответный удар российским силам, которые нападают на них или готовятся напасть на них», - говорится в заявлении американского чиновника, опубликованном администрацией. «Наша политика в отношении запрета использования ATACMS или нанесения ударов на большие расстояния внутри России не изменилась».[iii]
- Отставной генерал НАТО Бен Ходжес объяснил запрет Вашингтона наносить ВСУ удары ракетами ATACMS по территории России «чрезмерным страхом» эскалации конфликта. По его словам, для американских властей в приоритете остается «контроль над эскалацией» конфликта на Украине: «Этот шаг демонстрирует «чрезмерный страх» в Вашингтоне, что Россия каким-то образом пойдет на эскалацию конфликта», - цитирует Newsweek военного. После разрешения американских властей наносить ВСУ удары по территории РФ, западные СМИ подчеркнули, что это не коснется ракет ATACMS.[iv]
Страх действительно есть, обратим внимание на то, что разрешили Украине наносить удары своим оружием Великобритания, Франция, поддержал такое решение канцлер ФРГ Олаф Шольц, говоря о необходимости таких действий на Харьковском направлении. Только потом разрешили и США, исключив из разрешения удары вглубь России ракетами ATACMS. Логика иезуитская, так как ATACMS весьма активно пытаются наносить удары по Крыму, Севастополю и Крымскому мосту, правда для Вашингтона все это территория Украины. А вот Харьковское направление – это территория России. В этой связи вопрос – а понимают ли европейцы, в частности, чехи, смысл запрета американцами ударов ATACMS на Харьковском направлении? Ведь по Белгороду давно ведется огонь из чешских РСЗО Vampire, можно сказать, что чешская реактивная артиллерия специализируется на ударах по Белгородской области. Американцы удары дальнобойными ракетами собственного производства не разрешают, таким образом подставляя европейцев и «контролируя эскалацию».
Основание для такого поведения сформулировал профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Тренин:
«Американская убежденность в собственной вседозволенности и европейский «стратегический паразитизм», лишенный чувства самосохранения, образовали опасное сочетание. В такой обстановке возникла идея нанесения стратегического поражения ядерной державе России в конвенциональной опосредованной войне на Украине. Российский ядерный потенциал тем самым как бы выводился за скобки».[v]
На «конвенциональную наглость» мы можем ответить, и отвечаем своим конвенциальным оружием, которое превосходит западное, в частности – сверхзвуковые ракеты. В этом смысле у России остается только одно ограничение – «Кинжалы» пока не охотятся за украинской политической и военной верхушкой, не наносят удары по центрам принятия решений. Российское ракетное оружие «конвенционально намекает» на грядущие проблемы на фоне разваливающейся украинской энергетики, на достижимость, что для «Гераней», что для «Кинжалов» и др. любых объектов на территории всей Украины.
Каково место Украины в этой игре ядерных держав? В самом общем плане – поле боя. Для Запада – Украина и орудие, и жертва. Для России Украина – исторические земли, часть Русского мира, в культурно-историческом, человеческом и политическом измерении. В этом также ответ на вопрос – почему мы до сих пор не применили тактическое ядерное оружие.
Каковы задачи в текущей ситуации? Военно-технические (1) и дипломатические(2):
- Пока продолжать демонстрировать и наращивать наше конвенциальное превосходство – гиперзвуковые ракеты. Цель – доказать невозможность победить ядерную державу даже на уровне конвенционального противостояния.
- Формировать военно-политические союзы, как это сделано на примере Белоруссии и на треке Глобального Юга, чтобы Запад понимал, что он воюет не только с Россией.
Однако эта дискуссия не будет завершена, пока не будет найден новый действенный механизм ядерного сдерживания. Или пока конвенциональный ответ России не будет крайне убедительным, и со значительной долей вероятности произойдет это на украинском театре военных действий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.interfax.ru/russia/964175
[ii]https://www.1tv.ru/shows/big-game/vypuski/bolshaya-igra-chast-3-vypusk-ot-29-02-2024?ysclid=lx0ihamvlj15307889
[iii] https://www.nytimes.com/2024/05/30/us/politics/biden-ukraine-russia-weapons.html
[iv] https://rg.ru/2024/06/04/general-nato-hodzhes-ssha-zapretili-vsu-bit-raketami-atacms-po-rf-iz-za-straha.html
[v] https://www.interfax.ru/russia/964175
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs