Недавние события, связанные с реализуемой Россией политикой в области ядерного сдерживания, вызвали широкий резонанс в стране и за рубежом. Диапазон реакции - от воинственного и агрессивного до эсхатологического и апокалиптического. Официальные установки были обнародованы 19 ноября 2024 года в обновленных Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания1 (далее - Основы).
Среди причин изменения подходов нашей страны к ядерному сдерживанию - состоявшийся подрыв стратегической стабильности, провокации и ядерный шантаж Украины, поощрение Западом безответственного и авантюристического поведения ее руководства. Все это происходит в условиях развития международных отношений по конфронтационному сценарию, балансированию на грани крупномасштабной войны. Выход нового доктринального документа - серьезный повод осмыслить различные аспекты российского ядерного сдерживания.
Новации в официальных установках
Надо отдать должное авторам Основ: оба документа, как 2020 года, так и 2024-го, отличаются емкостью, четкостью формулировок и компактностью, что облегчает их понимание и анализ. Вообще, компактность и емкость - редкие свойства для российских доктринальных документов. Для понимания смысла изменений 2024 года следует сравнить два документа.
В них те же разделы: помимо общих положений, дано понимание сущности ядерного сдерживания, определены условия перехода России к применению ядерного оружия, изложены задачи и функции уполномоченных институтов по реализации государственной политики в области ядерного сдерживания.
Общих положений изменения практически не коснулись. Тем не менее стоит обратить внимание на характеристику нормативно-правовой базы Основ: в 2024 году из приводимого перечня документов и норм исчезли международные договоры России в области обороны и контроля над вооружениями. Отсутствует теперь и упоминание об их соблюдении среди принципов ядерного сдерживания во втором разделе Основ. Изменение позиции России объяснимо, если принять во внимание состоявшееся по инициативе США разрушение системы договоров в сфере контроля над вооружениями, вследствие чего была подорвана стратегическая стабильность. Данное обстоятельство констатировано в 2023 году в Концепции внешней политики Российской Федерации (Ст. 11).
Существенные изменения внесены в раздел Основ, посвященный сущности ядерного сдерживания. В документе впервые официально дано определение потенциального противника (Ст. 9), ибо в отношении именно него Россия и осуществляет ядерное сдерживание. Таким противником выступают отдельные государства и военные коалиции (блоки, союзы), рассматривающие Россию в качестве потенциального противника и обладающие ядерным и/или другими видами оружия массового уничтожения либо значительным боевым потенциалом сил общего назначения. Специально дополнено, что ядерное сдерживание осуществляется также в отношении государств, которые предоставляют контролируемую ими территорию, воздушное и/или морское пространство и ресурсы для подготовки и осуществления агрессии против нашей страны.
В Основах 2024 года без обиняков заявлено (Ст. 10), что агрессия любого государства из состава такой коалиции против России и/или ее союзников рассматривается как агрессия коалиции в целом. И пояснено (Ст. 11): агрессия со стороны любого неядерного государства с участием или при поддержке ядерного государства рассматривается как их совместное нападение. Уместно напомнить, что в России ранее установлен перечень недружественных государств, часть из них может оказаться и потенциальным противником.
Существенно расширен в обновленных Основах перечень военных опасностей (Ст. 15), которые способны перерасти в военные угрозы (угрозы агрессии) и для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание. Причем при приведении перечня вооружений потенциального противника в отношении последних многозначительно добавлено: «которые могут быть применены». То есть оценку таких возможностей, на основании которой может быть принято решение о применении ядерного оружия, Россия оставляет за собой.
Реалии таковы, что ядерное оружие России размещено и за ее пределами. Чтобы исключить спекуляции о его юрисдикции, в качестве принципа ядерного сдерживания в документе закреплено положение о централизации управления применением ядерного оружия, в том числе размещенного за пределами территории России.
В «угрожающем» своим названием третьем разделе документа изложены условия, определяющие возможность применения Россией ядерного оружия. Его основная новация - распространение «ядерного зонтика» на Беларусь, участника Союзного государства. Думается, такая декларация должна отрезвить тех, кто планирует агрессию против Беларуси.
О сопряженности официальных установок
В постсоветской России сложилась практика закрепления установок государственной политики в документах стратегического планирования. Эти документы содержат официальные оценки и имеют манифестирующий характер, к ним относятся и Основы. Вместе с тем декларация позиции нашей страны относительно поддержания стратегической стабильности и ядерного сдерживания отражена не только в Основах.
Важные установки изложены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 2 июля 2021 года. При оценке сложившейся в мире обстановки в документе признается (Ст. 17), что «ряд государств называет Россию угрозой и даже военным противником. Увеличивается опасность перерастания вооруженных конфликтов в локальные и региональные войны, в том числе с участием ядерных держав». В Стратегии национальной безопасности констатированы (Ст. 35) продолжение попыток силового давления на Россию, ее союзников и партнеров, наращивание военной инфраструктуры НАТО близ российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против нашей страны крупных военных формирований и ядерного оружия. Среди предусмотренных мер противодействия - поддержание на достаточном уровне российского потенциала ядерного сдерживания.
Документ заслуживает внимания и в том отношении, что одним из стратегических национальных приоритетов в нем определены стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество. При их раскрытии сформулированы цели и задачи внешней политики страны (ст. 94-101).
В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной 31 марта 2023 года, в качестве одного из приоритетных направлений внешней политики определено укрепление международного мира и безопасности. Для этого решается ряд вопросов, связанных с обеспечением стратегической стабильности, устранением предпосылок для развязывания глобальной войны и рисков применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, формированием обновленной архитектуры международной безопасности.
Основы правомерно рассматривать как составную часть нашей военной доктрины, в них конкретизированы ее установки применительно к чрезвычайно важной, но все же частной сфере. Важно обратить внимание, что действующая Военная доктрина России появилась в конце декабря 2014 года, то есть десять лет назад2. В ней в ограниченном виде нашли отражение и вопросы, связанные с ядерным сдерживанием. В документе официально дано понятие неядерного сдерживания. Декларировано в доктрине (Ст. 16) и то, что «ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)».
Между тем в положениях действующей Военной доктрины обнаруживаются некоторые разночтения с тем, что было артикулировано по вопросам ядерного сдерживания как в 2020 году, так и 2024-м. Вообще, поскольку в России в видении подготовки и применения военной силы с 2014 года, и особенно с 2022-го, произошли, скажем мягко, существенные изменения, то появление Основ является еще одним выразительным указанием на то, что пришло время обнародовать и актуализированную Военную доктрину, в которой будут представлены оценки сложившегося статус-кво и заданы необходимые ориентиры.
Размышляя о сопряженности установок вышедших Основ с другими политико-правовыми актами, уместно задаться и вопросом о самом названии документа. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в публичном пространстве Основы часто называют ядерной доктриной. По крайней мере, открытым остается вопрос, почему для названия документа не были использованы понятия «доктрина» или «концепция».
Оценивая назначение документов стратегического планирования России, следует иметь в виду, что они носят декларативный характер и призваны довести официальную позицию до общественности в стране и за рубежом. Приоритетная целевая группа зарубежной аудитории - лица, причастные к выработке и реализации политического курса, принятию решений.
Сдерживание как устрашение?
Поскольку основным адресатом проводимой Россией деятельности по ядерному сдерживанию является потенциальный противник (а также и возможные кандидаты для его пополнения), важно разобраться, какие по смыслу послания ему (им) направляются.
В разных языках для обозначения сдерживания применяются разные понятия. Поскольку значительная часть аудитории дискуссий о ядерном сдерживании англоязычная, то важно разобраться с трактовкой понятия в английском языке. Понятие «сдерживание» (deterrence) в нем понимается как акт или процесс удержания в рамках, который включает в себя: а) подавление криминального поведения за счет страха, особенно страха наказания; б) поддержание военной мощи с целью предотвращения нападения (ядерное сдерживание)3. Американские специалисты проводят различие между сдерживанием, осуществляемым посредством воспрещения и посредством наказания4. На различие в понимании сдерживания как устрашения или принуждения обращают внимание российские военные исследователи5. Двойственность сдерживания (dissuasion) как убеждения и рекомендации воздержаться или же указания на возможность нанесения ответного удара присутствует и во французском языке6.
В немецком языке такого разделения нет, и речь идет только о ядерном устрашении (nukleare Abschreckung). В связи с освещаемой темой внимание привлекает заявление, сделанное 26 ноября немецким генералом Кристианом Бадиа, заместителем главнокомандующего НАТО по трансформации. По его мнению, чем более устрашающе выглядит альянс, тем невероятнее, что он подвергнется нападению. Немцев он призвал больше «говорить об устрашении», ибо: «Я должен быть на позициях устрашения настолько тверд, чтобы мой противник оказался перед дилеммой и воздержался от нападения»7.
Ясно, что и в сознании россиянина слова «сдерживание» и «устрашение» порождают разные образы и чувства. О необходимости ужесточения выстраивания коммуникации с целевой аудиторией за рубежом посредством изменения риторики и тем самым остудить горячие головы и убедить отказаться от агрессивных намерений совсем недавно было предложено сотрудниками НИУ ВШЭ8. Предлагается перейти к устрашению потенциального противника и тем самым предупредить его о реальности применения Россией ядерного оружия. Причем авторы утверждают, что о своих соображениях они уже доложили руководству государства. Ранее, вскоре после начала специальной военной операции, один из авторов книги, Сергей Караганов, стал отстаивать и публично артикулировать свою позицию о необходимости следовать по пути эскалации, поскольку применение ядерного оружия способно уберечь человечество от глобальной катастрофы9. Справедливости ради, надо сказать, что коллеги Сергея Караганова по СВОП и РСМД дистанцировались от его риторики и воздержались от его поддержки10.
Ясно, что зарубежную аудиторию, прежде всего западную, не могло не насторожить то обстоятельство, что Сергей Караганов выступил модератором пленарного заседания Петербургского международного экономического форума, которое прошло 7 июня 2024 года и в работе которого участвовал Президент России. Такой выбор мог быть истолкован по крайней мере как поддержка или одобрение позиции «ястребов», допускающих применение ядерного оружия.
Следует отметить и то, что обсуждение и выход Основ обусловили и изменения в российском научном и общественно-политическом дискурсе, хотя, возможно, лишь временно. Как известно, представители академического и дипломатического сообществ до сих пор предпочитали рассуждать о феномене стратегической стабильности. Военное же сообщество склонно придерживаться проблемного поля ядерного сдерживания. Разница между этими феноменами и понятиями состоит в том, что ядерное сдерживание - в значительной степени категория психологическая11.
Психологические эффекты ядерного сдерживания
Осуществляемое Россией ядерное сдерживание, как совершенно правильно определено в Основах, направлено на обеспечение понимания потенциальным противником неотвратимости возмездия. В используемой формулировке содержится прямое указание на необходимость обеспечить заданное восприятие у определенной целевой группы. Уже поэтому сдерживание по своей сути - феномен политико-психологического свойства.
Как известно, прозвучавшие в 2024 году заявления российского руководства о предстоящей корректировке Основ 2020 года, начавшиеся затем дискуссии, принятие обновленного документа, нанесение удара «Орешником» в неядерном оснащении стали сигналами, вызвавшими нервозную реакцию западного политического и экспертного истеблишмента. Между тем арсенал средств, посредством обращения к которым имеется возможность добиваться у потенциального противника понимания неотвратимости возмездия и управлять его восприятием, не должен ограничиваться перечисленными мерами.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость полноценного осмысления сложного проблемного поля политического поведения обладателей ядерного оружия. Изучение такого поведения имеет выраженное прикладное значение, достижения же отечественного научного сообщества в этой сфере все еще скромны12. Практически не развита в нашей стране и психология международных отношений.
Между тем за рубежом сложилась такая система научного знания, в которой значимое место занимают и вопросы ядерного сдерживания и устрашения. В рамках таких изысканий возникли и развиваются небезынтересные теоретические конструкции. Так, достаточно проработана на Западе - в рамках стратегических исследований - концепция эскалации угроз. Согласно ее постулатам, угроза должна сопровождаться готовностью сделать ее реальной и правдоподобно обеспечить устрашение. Поэтому будет правомерно утверждать, что сдерживание и введение в заблуждение в значительной мере совпадают по заложенному в них ожидаемому результату от направляемых сигналов, которым выступает заданное восприятие целевой группы. На примерах из ракетно-ядерной сферы строятся во многом и зарубежные наработки по моделированию международных конфликтных ситуаций, почти полвека назад переведенные на русский язык13. Уместно напомнить и о том, что активно развивающаяся в настоящее время концепция стратегической культуры изначально возникла в США во второй половине 1970-х годов вследствие выявления различий советской и американской ядерных доктрин.
В сложившихся условиях стоит приветствовать усилия по заполнению образовавшейся лакуны и выход в России труда Роберта Джервиса «Восприятие и неверное восприятие в международной политике»14. Правда, первое издание этой книги состоялось в США в далеком 1976 году, то есть в тот же период, что и указанные выше разработки.
В связи с актуализацией проблематики ядерного сдерживания после начала специальной военной операции западные эксперты, анализируя мотивы, намерения, решения и действия российской стороны, обратились и к нашим теоретическим работам. Насколько известно автору, их внимание привлекла статья военных исследователей «О применении ядерного оружия для деэскалации военных действий», вышедшая еще в 1999 году15. В ней, помимо прочего, вполне доходчиво изложено, что такое одиночный, групповой, сосредоточенный и массированный ядерный удар, в чем смысл демонстрации, устрашения и возмездия.
Подходы к ядерному сдерживанию с течением времени претерпевали в нашей стране изменения. Причем имели место и реализация разоруженческих установок и сдача с трудом достигнутых позиций. Сегодня отстаивание национальных ценностей и интересов России посредством ядерного сдерживания требует профессионализма и компетентности, что предполагает донесение точных смыслов до международных игроков, в особенности до потенциального противника. Такая задача весьма сложна, она может быть решена только на прочной научной основе.
1http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411190001
2https://rg.ru/documents/2014/12/30/doktrina-dok.html
3Detterence. (n.d.) In Merriam-Webster’s collegiate dictionary // URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/deterrence
4Джервис Р. Значение ядерной революции. Управление государством и перспектива Армагеддона. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2024. С. 19-24.
5Аксенов О.Ю., Третьяков Ю.Н. Россия и США: концептуальные подходы к ядерному сдерживанию // Военная мысль. 2020. №9. С. 19.
6La dissuasion nucléaire française // Ministère des Armées // URL: https://www.defense.gouv.fr/dgris/politique-defense/la-dissuasion-nucleaire-francaise; Dissuasion // Dico en ligne Le Robert // URL: https://dictionnaire.lerobert.com/definition/dissuasion
7Nato-General Badia: «Russland führt einen hybriden Krieg gegen den Westen» // Politik - SZ.de
8Тренин Д.В., Авакянц С.И., Караганов С.А. От сдерживания к устрашению. М.: Молодая гвардия, 2024. 152 с.
9https://globalaffairs.ru/articles/tyazhkoe-no-neobhodimoe-reshenie
10https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/pochemu-u-nas-ne-poluchitsya-otrezvit-zapad-s-pomoshchyu-yadernoy-bomby
11Савельев А.Г. Ядерное сдерживание, стратегическая стабильность, противоракетная оборона // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. №5. С. 30-32.
12Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Соснин В.А. Социально-психологические аспекты геополитической стабильности и ядерного сдерживания в ХХI веке. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 122 с.
13Саати Т.Л. Математические модели конфликтных ситуаций. М.: Сов. радио, 1977. 304 с.
14Джервис Р. Восприятие и неверное восприятие в международной политике. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2022. 656 с.
15Левшин В.И., Неделин А.В., Сосновский М.Е. О применении ядерного оружия для деэскалации военных действий // Военная мысль. 1999. №3 (5-6). С. 34-37.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs