Институт актуальных международных проблем (ИАМП) Дипломатической академии МИД России провел конференцию в формате «круглого стола» на тему «НАТО как инструмент кризисного развития в отношениях Запада с Россией». Основными докладчиками выступили и.о. директора ДОС (Департамент общеевропейского сотрудничества) МИД России И.Н. Капырин, директор ИАМП А.К. Крамаренко, директор ИМИ МГИМО М.А. Сучков (по видеосвязи), главный редактор журнала «Национальная оборона» И.Ю. Коротченко, главный научный сотрудник ИСКРАН В.С. Васильев, зав. Центром глобальных исследований и международных отношений ИАМП, проф. Академии военных наук, консультант ПИР-Центра В.Б. Козюлин, советник ИАМП В.Н. Добровольский, ведущий аналитик РИСИ С.М. Ермаков, ведущий научный сотрудник ИЕ РАН, проф. ВШЭ Т.В. Зверева, ведущий научный сотрудник ИАМП Ю.Я. Белобров И др. В дискуссии приняли участие эксперты профильных институтов.
Для обсуждения были предложены такие вопросы, как – эволюция НАТО и наследие Холодной войны: институциональная и идеологическая преемственность; - Североатлантический альянс в контексте кризиса процессов глобализации; - Роль НАТО в Украинском конфликте и угроза европейской безопасности; - Перспективы конфронтации НАТО с Россией и странами Глобального Юга, варианты развития событий. В своем докладе И.Н. Капырин сразу закрыл вопрос о самороспуске НАТО, отметив, что вопрос этот риторический, поскольку такая структура самостоятельно не распадается. Ранее докладчик сделал существенную ремарку по поводу того, что после Холодной войны Североатлантический альянс быстро оброс политическими функциями. Для того, чтобы продолжать свое существование, НАТО должен выйти за пределы своей зоны ответственности. Так под предлогом борьбы с терроризмом альянс вторгался в Югославию, Ливию, Афганистан и другие страны. После этого была сделана ставка на распространение НАТО на Восток. Главной целью данной стратегии была Россия. И ныне мы видим, как идея сдерживания России во всех сферах – на земле, на воде, в воздушном пространстве, в космосе и киберпространстве - претворяется альянсом. Натоцентричные подходы реализуются в АТР.
И.Ю. Коротченко в своем выступлении подчеркнул, насколько агрессивно консолидированы западные элиты в своем отношении к России. В этой связи он предупредил, что в ближайшие 15 лет мы (Россия) будем иметь эту агрессию, основанную на натовских принципах. В чем состоит реальная угроза для России со стороны альянса? – По словам И.Ю. Коротченко, крылатые ракеты – и есть реальная угроза для нашей страны. Вместе с тем натовские страны будут переходить на призывные армии, - к этому их подвиг опыт, «сын ошибок трудных». Что имеет сегодня Россия для отражения угроз? – Коротченко, помимо прочего, отметил – это «главный результат СВО – обученная, оснащенная армия, готовая к военным действиям». И.Ю. Коротченко полагает, что необходимо закрепить в государственных документах, что «в случае агрессивного нападения НАТО, Россия должна оставлять за собой право тактического ядерного удара».
В.С. Васильев считает, что краеугольным в отношении НАТО должно быть четкое понимание его целей и задач: нанести стратегическое поражение России. И в этой связи встает самая главная проблема, которую обозначил В.С. Васильев – «определение целей нашего отношения к НАТО, не общие слова и фразы, а конкретные, артикулированные, четкая система операционных целей».
Участникам круглого стола была предложена в качестве важного подспорья в разработке данной проблематики статья Начальника Главного управления Генштаба РФ Игоря Костюкова «Деятельность НАТО как главный источник военных угроз России», подготовленная для журнала «Военная мысль». По мнению И. Костюкова, главной военной угрозой, исходящей от НАТО в отношении России, является оказание всесторонней помощи ВСУ для затягивания конфликта и нанесения максимального ущерба России. Страны НАТО и их партнеры уже израсходовали на эти цели более 132 млрд долларов, из которых 63 млрд долларов – США. «Приоритетом являются поставки ВСУ вооружения и военной техники, - пишет И. Костюков. - С февраля 2022 года Киеву переданы около 800 танков, боле 3,5 тысяч боевых бронированных машин, около 1,5 тысяч артиллерийских орудий, около 270 реактивных систем залпового огня, более 250 зенитных ракетных комплексов, 7,7 тысяч ПЗРК, до 290 тысяч противотанковых средств, 130 самолетов и вертолетов, свыше 30 тысяч беспилотных летательных аппаратов различного назначения». В статье также отмечается, что «последовательно повышая ставки в конфликте на Украине, с мая 2023 года Великобритания и Франция передали Киеву авиационные управляемые ракеты Storm Shadow/ SCALP-EG с дальностью пуска до 650 км. В свою очередь Вашингтон поставил ВСУ оперативно-тактические ракеты ANACMS – до 300 км».
Отметим, что все, вынесенные в повестку дискуссии вопросы, были обсуждены участниками круглого стола.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs