В затянувшихся в Евросоюзе на годы дебатах о том, как остановить потоки беженцев и навести порядок в миграционной политике, поставлена жирная точка – увлечение мультикультурализмом закончилось. 14 мая члены Евросовета окончательно утвердили принятый ранее Европарламентом пакет постановлений, так называемый Пакт о миграции и предоставлении убежища, предусматривающий значительное ужесточение Общеевропейского законодательства о предоставлении убежища (GEAS). Новые правила вступят в силу после их публикации в Официальном журнале ЕС. Затем страны Евросоюза будут обязаны в течение двух лет привести в соответствие национальные законодательства. На душе реформаторов миграционной политики долгожданный праздник, ибо они рассчитывают, что теперь на улицах европейских городов поубавится число разноликих персонажей с неспокойного Востока и Африки, упорно рвущихся в ЕС с прицелом на лучшую долю и социальные бонусы. А заодно и со своими культурными и религиозными ценностями, которые в рамках давней европейской идеи мультикультурализма почему-то по сей день никак не могут вдохновить коренных европейцев. Надежды хозяев, что гости смогут когда-то вписаться в европейский менталитет и укрепят трудовые ряды, как показала практика, зачастую так и остаются надеждами. Но и осевшие уже мигранты, в свою очередь, не сдаются, надеясь рано или поздно убедить своих «гостеприимных друзей», что проблемы этого мира лучше всего обсуждать, ссылаясь на декларируемые европейские ценности, а не на недовольство местных граждан.
Но мигрантское культуртрегерство плюс бремя социальных расходов на миллионы прибывших настолько накалили атмосферу в странах ЕС, что их жители потребовали от своих правительств и Брюсселя в приоритетном порядке найти эффективные решения кризиса с беженцами, особенно нелегалами. А масштабы кризиса действительно угрожающе нарастают. Только в 2023 году Европейское агентство по вопросам предоставления убежища зарегистрировало около 1,1 млн. заявлений, это самый высокий показатель с 2016 года. При этом добрая треть соискателей убежища - около 330 тысяч - подали заявления в Германии, которую мигранты считают по-прежнему самой желанной целью. Именно здесь стараются задержаться и большинство украинских беженцев из числа заполонивших ЕС. Во всех землях ФРГ их обосновалось уже около 1,14 млн. Но и эти гости как-то не слишком порадовали хозяев ни желанием вписаться в традиции общества, ни стремлением слезть с шеи немецких налогоплательщиков и самим позаботиться о себе на многочисленных рабочих местах Германии.
В различных массовых опросах европейцы уже давно ставят эту проблему на первое место. А теперь, накануне июньских выборов в Европейский парламент, она стала, как говорят социологи, главным индикатором готовности политиков слышать своих избирателей и действовать согласно их воле.
И вот отныне, как ожидается, страны ЕС будут иметь возможность лучше спасаться от нашествий и тормозить мигрантов ещё на внешних границах Союза. Пакет новых законов GEAS среди прочего предусматривает ускорение процедур в отношении соискателей убежища. Лица, имеющие незначительные шансы получить разрешение остаться в ЕС, будут депортироваться быстрее, а соответствующие решения будут приниматься уже на границе. В итоге особенно должна снизиться нагрузка на Италию и Грецию, куда прибывают по средиземноморскому маршруту самые большие массы беженцев. Один из важнейших механизмов запущенной реформы – соглашения Евросоюза с третьими странами, куда можно перенаправить потоки беженцев и где готовы взяться за их размещение на своей территории в обмен на внушительные финансовые откупные европейцев. Первое похожее соглашение, как известно, ЕС заключил с Турцией ещё в 2016 году, и оно худо-бедно играет по сей день свою демпфирующую роль. Теперь идёт значительное расширение этой практики - так называемого миграционного партнёрства. Третьи страны-партнёры будут принимать и нелегалов, которым уже отказано в приёме в ЕС, но которые пытаются всеми правдами и неправдами «зацепиться» за европейскую жизнь..Ещё до полного официального утверждения реформы руководители ЕС уже с энтузиазмом взялись за дело. В середине марта ЕС заключил подобное соглашение с Египтом. Каир за приём беженцев получит в течение четырех лет 7,4 млрд. евро как в виде кредитов, так и в виде инвестиций в «зеленые» и цифровые технологии. В ответ Египет должен активно бороться с контрабандистами, ввозящими людей в Европу, а также усилить охрану своих границ с Суданом и Ливией. Аналогичное соглашение ранее было подписано и с Тунисом.
Реформа также предусматривает принцип «обязательной солидарности» в распределении прибывающих мигрантов среди стран Евросоюза. Например, в случае чрезмерного их количества в первых странах въезда в ЕС - Италии, Греции, Испании, Кипре, Мальте - просителей убежища будут обязаны принимать по системе квот другие страны Евросоюза. Новый подход также предоставляет правительствам возможные варианты действий – разместить определённое количество просителей убежища у себя или, в случае нежелания их принять, предоставить ЕС финансовую помощь из расчёта 20 тысяч евро за каждого отвергнутого.
Но насколько такие договоренности эффективны, будут ли они реально соблюдаться, достаточно ли гуманны и не нарушают ли права человека? Эти вопросы сегодня вновь задают многие скептики и в прессе, и в гражданском обществе, и в рядах самих политиков. Показательна в этом плане позиция представителя «зеленых» в Европарламенте Эрика Марквардта. Он просто клеймит миграционные соглашения как «недостойную политику чемодана с деньгами», которая делает Европу уязвимой для шантажа со стороны «ненадежных партнеров». «Если не будет контроля над использованием денег диктаторами, не должно быть и денег», - заявил Марквардт о соглашениях с Тунисом и Египтом. Кроме того, по его мнению, миграционные договоренности никак не влияют на улучшение ситуации с правами человека в самих государствах-партнерах.
Лишний повод для сомнений в прочности утвержденного Евросоветом Пакта о миграции на днях дало известие из Нидерландов. Формируемое там правой коалицией во главе с популистом Гертом Вилдерсом правительство будет вводить «самый строгий режим предоставления убежища за всю историю». Как следует из опубликованного 16 мая коалиционного соглашения, речь идет об усилении пограничного контроля, ужесточении правил для соискателей убежища, сокращении трудовой иммиграции и более сложном порядке допуска иностранных студентов к обучению в нидерландских вузах. При этом ведомая Вилдерсом коалиция открыто отвергла новый миграционный курс Брюсселя. «Положение о выходе из европейской политики по предоставлению убежища и в отношении мигрантов будет как можно скорее представлено Европейской комиссии», - отмечается в документе. Словом, новая головная боль для Брюсселя.
Ставится под сомнение скептиками ещё один важный момент в миграционной реформе ЕС. Дело в том, что депортация соискателей убежища, получивших отказ, согласно европейским законам возможна лишь в так называемые «безопасные страны». А вот насколько они реально безопасны для тех или иных категорий беженцев и достаточно ли объективны критерии безопасности, по которым Брюссель такие страны определяет – всё это большие вопросы. Например, 2 мая в Бейруте побывали председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Кипра Никос Христодулидис и подписали крупное соглашение о приёме беженцев с Ливаном. В соответствии с ним Ливан получит от Брюсселя около 1 млрд. евро до 2027 года. Помимо финансовой помощи на беженцев предусмотрен пакет мер по поддержке ливанских органов власти. В частности, речь идёт о поддержке ливанских вооруженных сил и других сил безопасности, предоставлении им различного оборудования и подготовке кадров для пограничного контроля. Также европейская помощь пойдет на укрепление в Ливане системы здравоохранения, образования и социальных служб.
Между тем, Ливан лишь при большом воображении можно отнести к безопасным для беженцев странам. Сегодня государство находится в глубоком экономическом и политическом кризисе. С 2022 года в нём нет президента, глава правительства занимает должность только в качестве исполняющего обязанности. На ситуации в Ливане сказывается и пылающий по соседству израильско-палестинский конфликт в Газе. Уже сейчас радикальные исламисты группировки «Хезболла» де-факто взяли под контроль большую часть страны. Неясно, сможет ли временное правительство на самом деле гарантировать, что соглашение будет соблюдено и что средства ЕС не пропадут. То, что Ливан не является безопасной страной для беженцев, подтверждал, в частности, и глава Сирийской сети по правам человека (SNHR) Фадель Абдул Гани. В интервью лондонской газете The New Arab он рассказывал, что сирийцы нередко подвергаются там дискриминации и эксплуатации. Между тем, с 2011 года, когда в Сирии началась гражданская война, Ливан уже принял оттуда около 1,5 млн беженцев. И это при собственном населении в 5,3 млн человек.
Тем не менее Брюссель решил рискнуть. Главным вдохновителем этого соглашения с Ливаном стал президент Кипра. Остров отделяют от Ливана всего 160 километров, и многие беженцы пытаются добраться туда по морю. Только в 2024 году на остров на лодках прибыло около 4000 нелегальных мигрантов, в основном сирийцев, лагеря беженцев переполнены. Кипрские власти приостановили рассмотрение их прошений о предоставлении убежища. По словам Христодулидиса, принять больше людей Кипр не способен.
Надо сказать, позицию кипрского президента поддержали и в других странах южной Европы. Министры внутренних дел Испании, Греции, Италии, Мальты и Кипра даже сделали совместное заявление, призвав Еврокомиссию «углублять и расширять» договоренности с государствами, из которых в Европу массово прибывают нелегальные мигранты. Некоторые страны ЕС даже требуют от Брюсселя признать безопасной зоной части Сирии, чтобы высылать туда беженцев. Правозащитные организации резко критикуют такой подход. Так, Amnesty International в прошлом подробно документировала, как вернувшихся в Сирию беженцев нередко потом убивали. Кроме того, правозащитные организации в прошлом неоднократно критиковали то, что такие соглашения не препятствуют переправке беженцев в Европу, а, скорее, лишь вынуждают их использовать все более опасные маршруты.
А тем временем Польша призвала партнёров по ЕС к помощи в укреплении своих восточных границ. Премьер Дональд Туск неустанно напоминает, что речь должна идти также и о восточных границах Европейского союза. А потому, помогая Варшаве, «вся Европа должна будет инвестировать в свою безопасность», заявил он, выступая перед пограничниками в деревне Каракуле близ польско-белорусской границы. При этом польский премьер пугает союзников «гибридной войной» со стороны Беларуси, которая якобы продолжает пропускать через свою территорию на польскую границу толпы мигрантов. Предыдущее правительство Польши уже построило на границе с Беларусью забор длиной 180 км и высотой 5,5 метров, оснастив его камерами и сенсорами. Но польский психоз явно возрастает. В апреле бывший заместитель министра обороны страны Вальдемар Скшипчак в интервью изданию Delfi предложил установить на границе с Россией и Беларусью минные поля. Тогда уж точно нелегалам конец. Но заодно, несомненно, и репутации Польши как цивилизованного государства ЕС.
Глядя на своих бывших партнёров по Евросоюзу, их примеру в миграционных делах последовал и Лондон. 23 апреля под давлением правительства Палата лордов приняла ночью (!) скандальный законопроект о депортации в Руанду мигрантов, незаконно пересекающих британскую территорию. Премьер-министр Великобритании Риши Сунак буквально продавил этот законопроект, заявив, что он должен быть принят «безо всяких но и если». Теперь все мигранты-нелегалы будут высылаться коммерческими авиарейсами в Руанду, где смогут запросить убежище. Возврат в Великобританию для них не предусмотрен.
Инициатива о сотрудничестве с Руандой была запущена ещё в 2022 году бывшим премьером Великобритании Борисом Джонсоном. Соглашение предполагало, что Лондон будет отправлять в Руанду нелегальных мигрантов, а Руанда взамен получит британские миллионные инвестиции для развития экономики. Но тогда на Джонсона обрушился шквал критики как дома, так и во всём ЕС. И первый авиарейс, на котором британские власти хотели в июне 2022 года выслать в Африку 30 нелегальных мигрантов, был отменен постановлением Европейского суда по правам человека. Теперь же после брекзита Риши Сунак посчитал, что путь свободен, и пообещал отправить из Великобритании первые рейсы с депортируемыми нелегалами в июле 2024 года.
Таким образом, западные руководители всё чаще демонстрируют готовность без излишних переживаний и церемоний переступать через громко декларируемые ими европейские ценности гуманизма и человеколюбия в угоду прагматическим подходам и своим интересам в выборных коллизиях. Похоже, колониальная мораль вновь просыпается в политических кулуарах Старого Света – Европа для европейцев, для остальных – прочий мир. Динамика процесса вытеснения беженцев из ЕС явно грозит пойти по нарастающей, неизбежно порождая новые линии напряженности и новые международные проблемы в регионах третьего мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs