ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Палестино-израильский конфликт: новый поворот - старый тупик

12:17 15.05.2024 • Андрей Кадомцев, политолог

7 мая исполнилось 7 месяцев с момента, когда члены радикальной палестинкой группировки ХАМАС подвергли территорию Израиля атаке, масштабы которой мировые СМИ единодушно назвали «беспрецедентными». В начале октября прошлого года палестинские радикалы атаковали еврейское государство с нескольких направлений. Погибли 1200 граждан Израиля, ранения получили 5400 человек, а порядка 250 оказались в заложниках. В ответ израильская армия начала широкомасштабную военную операцию на территории сектора Газа. В результате ударов ЦАХАЛ, с палестинской стороны, по данным Министерства здравоохранения Газы, погибли «более 34 тысяч человек». Это неподтвержденные данные, но число погибших огромно.

Позиция правительства Нетаньяху состоит в том, что боевые действия будут продолжаться, пока ХАМАС не будет «уничтожен полностью». В марте военный кабинет Израиля утвердил план военной операции в Рафахе, самом южном городе Газы. На фоне усугублявшейся гуманитарной катастрофы, резко усилилось международное дипломатическое давление, в том числе, со стороны США и других западных стран. Тем не менее, 7 мая канцелярия израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху сообщила, что ЦАХАЛ «продолжит операцию в Рафахе на юге сектора Газа, несмотря на то, что ХАМАС принял предложение Египта и Катара о прекращении огня и перемирии».

В тот же день армия Израиля заняла КПП Рафах – единственный наземный пункт пропуска, который связывает Газу с Египтом в обход Израиля, с палестинской стороны. В некоторые районы Рафаха вошли израильские танки. Израильский премьер назвал две основные цели операции: «возвращение похищенных израильтян и уничтожение ХАМАС». Нетаньяху также охарактеризовал условия, которые ХАМАС выдвигает для достижения соглашения о прекращении огня, как «неприемлемые», поскольку они «угрожают безопасности наших граждан и будущему нашего государства». В тот же день, израильский министр обороны Галант заявил, что «военная операция в городе Рафах … не прекратится до уничтожения батальонов ХАМАС в этом районе или до начала освобождения израильтян-заложников».[i]

9 мая израильский военный кабинет поддержал расширение военных действий в Рафахе. По сообщению РБК, власти Израиля утверждают, что операция будет «ограниченной» по масштабам, хотя ее зона и «будет расширена». 14 мая СМИ сообщили о продвижении израильских танков в восточных кварталах Рафаха. А также о многочисленных ударах израильской авиации и беспилотников по целям в различных районах сектора Газа. При всем том, кабинет Нетаньяху заявил о намерении прислать израильских представителей в Каир для продолжения переговоров с посредниками, пытающимися найти компромиссное решение, приемлемое и для израильтян, и для ХАМАС.

Еще в первых числах мая, ХАМАС согласился на прекращение огня на условиях, предложенных Катаром и Египтом. Первый этап соглашения предполагает возвращение Израилю 33 заложников, как живых, так и тел погибших, «в обмен на освобождение сотен палестинских заключенных и частичный вывод ЦАХАЛ из сектора Газа». На втором этапе, предлагается освободить всех оставшихся живых заложников «в обмен на заключенных и заключение соглашения о перемирии». В ходе третьего этапа должны быть переданы все тела заложников, остающиеся в руках палестинцев, снимается блокада сектора Газа и восстанавливается контроль палестинцев над территорией. Главное разногласие между сторонами: ХАМАС хочет, чтобы соглашение привело к постоянному прекращению огня. Израиль согласен только на временное.

Власти Израиля настаивают, что операция в Рафахе продиктована военной необходимостью, поскольку, по их словам, там «находятся четыре батальона ХАМАС», а также тем, что там «прячутся члены руководства группировки» и удерживаются многие заложники. Международное сообщество, в свою очередь, призывает Израиль не вводить войска в города Рафах, поскольку, по данным CNN, после семи месяцев войны туда бежали «больше миллиона палестинцев». Опасения новой гуманитарной катастрофы очень велики. 10 мая представители ООН предупредили, что поставки помощи в сектор Газа могут прекратиться уже через несколько дней.

Вербальное давление на Израиль усиливают даже США. Изначально, Байден решительно встал на сторону Израиля. Однако в марте нынешнего года Вашингтон отказался наложить вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, призывающую к длительному прекращению огня в Газе. Интересы предвыборной кампании заставляют Байдена уделять больше внимания требованиям американских избирателей-мусульман. Кроме того, значительная часть американской молодежи также выступает в поддержку палестинцев, что показали студенческие волнения, охватившие в последние недели целый ряд ведущих университетов США. Призывы занять более жесткую позицию в отношении действий Израиля звучат и от представителей левого крыла Демократической партии.

В начале мая американские СМИ сообщили, что Белый дом пригрозил Нетаньяху остановить поставки «некоторых видов оружия, если израильские войска … зайдут в густонаселенные районы города [Рафах]». 9 мая Пентагон сообщил о решении «приостановить поставку Израилю одной партии вооружений». В ответ израильский премьер заявил, что готов продолжать военные действия без помощи Америки, и даже «сражаться ногтями». Правда, сейчас Байден обещает наложить вето на приостановку поставок вооружений Израилю.

Главная внутриполитическая цель Нетаньяху - обеспечить единство своей правящей коалиции и тем самым избежать выборов в ближайшей перспективе. Для этого ему жизненно необходима поддержка крайне правых членов кабинета, которые не только выступают против прекращения огня с ХАМАС, но и отвергают идею передачи власти в Газе Палестинкой национальной администрации. Даже несмотря на поддержку такого сценария Вашингтоном.

По данным The Economist, большинство израильтян поддерживают соглашение с ХАМАС. Опрос, проведенный в начале мая аналитическим центром Israel Democracy Institute, показал, что 62 процентов израильтян (включая 56 процентов евреев-израильтян) считают, что сделка с заложниками должна быть приоритетнее наступления на Рафах. Однако среди «правых» евреев цифры иные: 55 процентов считают, что Рафах важнее. Именно эти люди составляют основной электорат Нетаньяху. Таким образом, израильский премьер не может пойти на соглашение с ХАМАС и сохранить свою правящую коалицию. На него давит и руководство его собственной партии «Ликуд», настаивающее на отказе от перемирия и ударе по Рафаху. Яир Лапид, лидер оппозиции, заявил, что поддержит Нетаньяху, если премьер-министру понадобится помощь в сделке по заложникам, но его поддержка будет недолгой. За этим последуют досрочные выборы.

В начале апреля влиятельный американский ресурс foreignaffairs.com констатировал, что израильская военная кампания буксует. Убит лишь один из трех лидеров ХАМАС в секторе Газа. Хотя организационная структура ХАМАС сильно пострадала, и группировка, возможно, не сможет сражаться крупными соединениями, она далеко не разгромлена. В распоряжении ХАМАС по-прежнему находятся тысячи бойцов. Но самая большая неудача Израиля связана с заложниками. Освобождение 112 заложников и спасение еще нескольких оставили 130 в руках ХАМАС. Уничтожение ХАМАС также означает уничтожение структур политической власти в Газе. Если не найти им эффективную замену, то окончательно разгромить ХАМАС не удастся. Поскольку большинство палестинцев считают атаку 7 октября оправданной; так думают, в частности, 71 процент жителей Газы.[ii]

Идея привлечь к управлению Газой ПНА упирается в проблему легитимности последней. С тех пор, как истекли полномочия Махмуда Аббаса, выборы нового президента Палестины откладываются с 2014 года. Мешают острые противоречия с тем же ХАМАС и Исламским джихадом, а также неопределенность с возможностью для жителей Восточного Иерусалима участвовать в голосовании. При всем том, действия ХАМАС против Израиля в несколько раз повысили его популярность среди жителей Газы и Западного берега. Перемены в руководстве ПНА и «продолжение вооружённой борьбы» поддерживают более 60 процентов палестинцев. Однако поскольку ХАМАС отказывает еврейскому государству в праве на существование, Запад рассматривает его как террористическое и нелегитимное. Наконец, руководство ПНА и само не горит желанием взять управление сектором Газа в свои руки, опасаясь, что будет восприниматься как пособник «израильских оккупантов».[iii]

Если в результате израильской атаки на Рафах ХАМАС откажется от своего предложения о прекращении огня, Нетаньяху может заявить, что вел переговоры из лучших побуждений, но был вынужден отклонить соглашение вследствие его многочисленных изъянов. Едва ли не самый важный аспект заключается в том, что лейтмотивом политики Нетаньяху всегда являлось неприятие самой идеи суверенитета Палестины. В январе он раскритиковал призывы США к созданию палестинского государства. Такая позиция устраивает ультраправых Израиля, но она раздражает арабские государства, которые, при определенной неприязни к ХАМАС, должны прислушаться к требованиям большинства жителей своих стран, выступающих в поддержку прав палестинцев. Она не устраивает и многих западных лидеров, которые десятилетиями поддерживали решение палестинской проблемы на основе двух государств. За такой формат разрешения арабо-израильского конфликта исторически выступает и Москва.

В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина во Францию, Пекин и Париж вновь «высказались за создание независимого палестинского государства в границах 1967 года».[iv] Немецкий канцлер Олаф Шольц, в интервью RND назвал израильское наступление на Рафах «безответственным шагом». 12 мая американский госсекретарь Блинкен оценил цели военной операции Израиля в Рафахе как «недостижимые». Днем ранее, президент Байден заявил, что соглашение о прекращении огня в Газе может быть достигнуто «хоть завтра», при условии, что ХАМАС освободит заложников.

На фоне зашедших в тупик переговоров, осудить действия Израиля удается лишь на дипломатическом уровне. 10 мая Генассамблея ООН проголосовала за право Палестины стать полноправным членом Объединенных Наций. Идею поддержали 143 государства, против выступили девять, включая США и Израиль, «воздержались» - 25. Таким образом, позиция США по этому конфликту выглядит двусмысленной и непонятной. Призыв адресован Совету безопасности, который один может принять решение о членстве. Вашингтон еще в апреле наложил вето на проект резолюции СБ о приеме Палестины. Москва, напротив, выступила в поддержку полноправного членства Палестины в ООН. Об этом 10 мая заявил Василий Небензя, отметивший, что поддержка палестинцев - «моральный долг каждого». Теперь Палестина, имеющая с 2012 года статус государства-наблюдателя, не являющегося членом, получает дополнительные права, включая кресло в зале заседаний ГА. Израиль, в свою очередь, поспешил заявить, что принятие резолюции «ничего не изменит на земле» Газы.

По мнению критиков, подход правительства Нетаньяху к проблеме Газы носит саморазрушительный характер для Израиля. Во-первых, не предлагая реальной политической альтернативы ХАМАС, Израиль будет вынужден снова и снова вести бои в уже формально «зачищенных» районах. Во-вторых, непримиримый подход Нетаньяху привел к драматическим изменениям в отношении мировой общественности к Израилю: вероятно, никогда прежде «антиизраильские — и даже антисемитские — настроения в мире не были столь популярными, а симпатии к палестинцам — столь единодушными». В третьих, произошла актуализация повестки создания независимого палестинского государства, про которую «мало кто вспоминал последние лет тридцать».

По мнению некоторых экспертов, линия на тактическое «управление конфликтом» есть сознательный выбор израильского премьера, долгосрочной целью которого всегда была полная ликвидация даже намеков на палестинскую государственность. Ситуацию осложняет объективная политическая слабость Нетаньяху, который наверняка потеряет власть, если согласиться на какие-либо уступки палестинцам. На данный момент, похоже, премьер-министр Израиля пытается «пересидеть» противников военного решения проблем Газы. Их разобщенность, вызванная множеством внутренних и внешних обстоятельств, как и бессилие международных институтов, включая ООН, оставляют, к большому сожалению, мало надежд на способность международного сообщества кардинально изменить динамику событий в секторе Газа в обозримом будущем.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/663a4b159a7947447996c179

[ii] https://www.foreignaffairs.com/middle-east/hamas-israel-stuck-gaza

[iii] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/palestinskaya-gosudarstvennost-posle-7-oktyabrya-shansy-na-uspekh/

[iv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20728445

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати