ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Запад призывает «Грузинскую мечту» к нетранспарентности

11:39 16.04.2024 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

15 апреля в парламенте Грузии началось рассмотрение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния». Обсуждение проходит на фоне протестов оппозиционных депутатов в здании законодательного органа. Снаружи протестуют представители неправительственных организаций и гражданского сектора.

В начале апреля парламентское большинство приняло решение повторно вынести на обсуждение упомянутый законопроект об иностранных агентах. Год назад его авторами выступили депутаты открыто антизападной фракции «Сила народа». Она формально отделилась от правящей партии «Грузинская мечта - Демократическая Грузия» (далее – ГМ), которая полностью поддержала проект. Власти подчеркивали, что единственная цель инициативы - обеспечить прозрачность финансирования СМИ и неправительственных организаций.

Документ касается только тех объединений, более 20% дохода которых поступает из-за границы. Согласно законопроекту, такие организации должны будут в январе каждого года представлять Минюсту Грузии декларацию о доходах и расходах или будут оштрафованы на 25 тыс. лари ($ 9,3 тыс.). Если декларация не будет представлена и после штрафа, за каждый месяц просроченной декларации будет взиматься по 20 тыс. лари (более $ 7,4 тыс.). При Минюсте Грузии также будет создан специальный реестр организаций, финансируемых из-за рубежа.

В марте 2023 г. парламент Грузии принял этот закон в первом чтении, что привело к протестам прозападных оппозиционных сил и заставило власти отозвать законопроект на тот момент.

Спустя год правящая партия ГМ чувствует себя более уверенно и рассчитывает довести дело до конца. Исполнительный секретарь ГМ Мамука Мдинарадзе заявил, что текст законопроекта тот же, что и в прошлом году, за исключением термина «агент иностранного влияния». Вместо этого будет использовано понятие «организация, проводящая интересы иностранной силы»[1]. Причем, дефиниция «иностранная сила» скопирована из аналогичного законопроекта (директивы) ЕС.

Почему грузинским властям необходим «Закон о прозрачности иностранного влияния»

Возвращение к вопросу об иностранных агентах премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе аргументировал[2] тем, что зарубежные доноры, несмотря на обещания прозрачности, увеличили в республике тайное финансирование радикальных групп и партий, которые замечены в попытках свержения власти.

Премьер обвинил их в распространении ложной информации о том, что правительству и правительственным учреждениям и без упомянутого закона вполне доступна информация о финансировании НПО. Это не так.

«Мы изъяли информацию о семи отличающихся экстремизмом НПО, которые, как выяснилось, с 2012 года декларировали максимум 18% расходуемых ими средств и не раскрывали цель и источники полученного иностранного финансирования… Большая часть их расходов вообще не отображается в Министерстве финансов», – сказал Кобахидзе.

Таким образом, по словам грузинского премьера, в целом для общественности финансирование НПО совершенно непрозрачно, а непосредственно государственным учреждениям доступно максимум 18% информации. Главное - общество не располагает информацией о том, кто и на какие цели финансирует НПО и СМИ.

Кобахидзе раскритиковал прозападные НПО, связанные с политическими партиями-оппонентами, которые, по его словам, «цензурируют» материалы относительно законопроекта, распространяемые «Грузинской мечтой» в социальных сетях, а именно в Facebook,.

Следует напомнить, что опасения правительства Грузии по поводу бесконтрольной деятельности прозападных НПО имеют реальную основу. Осенью 2023 г. грузинские власти предотвратили попытку запустить украинский сценарий и повторить киевский «Евромайдан» 2013-2014 гг. Его целью было создание условий, чтобы Грузия не отклонялась от пути евроатлантической интеграции и не вышла из зоны влияния США.

Министерство госбезопасности Грузии выдвинуло обвинение в подготовке путча в адрес USAID (США)[3]. По приглашению этой организации в Тбилиси прибыли специалисты по обучению деструктивным и противозаконным действиям, которые разработали западные спецслужбы.

По информации сайта телеканала Al Jazeera[4] со ссылкой на данные грузинских спецслужб, группа оппозиционеров, которую координировали и финансировали «иностранные государства», планировала по известному сценарию разбить палаточный городок в центре Тбилиси, возвести баррикады и захватить правительственные здания, а затем взорвать в этом палаточном городке бомбу, чтобы жертвы среди мирного населения вызвали волнения в столице, которые, в свою очередь, привели бы к началу гражданской войны.

Реакция Запада и оппозиции на законопроект

Против решения ГМ повторно вынести в парламент «Закон о прозрачности иностранного влияния» вполне предсказуемо выступили все западные партнеры Грузии, тут же назвав его пророссийским. 

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг предостерег, что принятие этого закона помешает интеграции Грузии с НАТО[5]. Посол ЕС в Грузии Павел Герчинский заявил, что законопроект о прозрачности иностранного влияния не соответствует ценностям Европы[6], несмотря на то, что Европарламент разработал собственную директиву об иноагентах «Пакет защиты демократии» (гораздо более жесткую, чем грузинский законопроект). Согласно этой директиве все представители интересов государств, не входящих в Евросоюз, должны будут регистрироваться в Реестре транспарентности ЕС с указанием всех полученных от иностранного государства выплат[7].

Посол США в Грузии Робин Данниган также предсказуемо негативно прокомментировала грузинский проект об иноагентах, заявив, что «этот законопроект не похож на американское законодательство»[8]. Она имела в виду «Закон о регистрации иностранных агентов» (FARA), который по ее же словам, конкретно требует, чтобы организации и частные лица были зарегистрированы, если они получают даже минимальные деньги за лоббирование иностранных правительств и их интересов,

Собственно на это же нацелен и грузинский законопроект, который предполагает регистрацию неправительственных организаций и СМИ, «проводящих интересы иностранной силы», и обязывает их ежегодно заполнять декларации. Причем грузинский вариант закона намного либеральнее FARA, так как в первую очередь не предполагает никакого уголовного наказания за его нарушение. В качестве подтверждения депутаты от «Силы народа» полностью перевели FARA на грузинский язык и предложили критикам правительства сравнить тексты. Интересно, какая будет и будет ли реакция на это простое предложение?

Инициаторы грузинского законопроекта подчеркивают: «В отличие от американского законодательства, которое и в этом плане не совместимо со стандартами прав человека, наш законопроект устанавливает четкие и не поддающиеся манипулированию критерии идентификации агента иностранного влияния»[9]. По американскому законодательству, агенты иностранного влияния обязаны не только подавать общую финансовую декларацию, но и декларировать любой контракт, сделку или даже устное общение. Кроме того, уклонение от обязанности декларировать финансы, определено как уголовное преступление и наказывается штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет, в то время как согласно грузинскому законопроекту соответствующее правонарушение квалифицируется только как административное.

Решительно не согласны представители парламентского большинства со сравнением грузинского варианта закона с российским, называя это «постыдной спекуляцией». Сходство вариантов заключается лишь в обеспечении прозрачности деятельности организаций, зарегистрированных в качестве иностранных агентов. Однако грузинский законопроект, в отличие от российского, не устанавливает для них строгие ограничения.

В ответ на призывы Запада отозвать законопроект грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе отметил: «Мы вновь слышим только самую общую формулировку без каких-либо уточнений, что закон якобы повредит демократии в Грузии. Конкретных аргументов ни раньше не было, ни сейчас нет»[10].

Поскольку у противников закона о прозрачности зарубежного финансирования в Грузии нет никаких аргументов, они просто стремятся «заблокировать аргументы властей» любыми способами. Так оппозиционеры, после заявлений западных дипломатов, не вдаваясь в детали, стали, срывать вывешенные в Тбилиси плакаты с разъяснениями о том, что нормативный акт близок к аналогичным западным. Вместо них они вывесили баннеры, на которых написано, что закон якобы является «русским»[11].

Исполнительный секретарь правящей партии, депутат Мамука Мдинарадзе, даже заявил, что ГМ готова отменить законопроект об иностранных агентах, если будет обнаружен хотя бы один пункт, отсутствующий в аналогичных законах западных стран, но присутствующий в российском.

Стараясь избежать прошлогодней уличной конфронтации, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе накануне рассмотрения законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» в парламенте предложил послам США, Евросоюза и стран-членов ЕС провести публичную дискуссию по этому документу[12].

По его словам, в последние дни грузинские власти услышали много критических замечаний, лишенных аргументов и обоснований, от нескольких послов касательно упомянутого законопроекта. При этом Кобахидзе не смог избежать сарказма, отметив, что западные дипломаты стараются дублировать функции грузинских законодателей и «диктовать главнейшему органу представительной демократии - избранному грузинским народом парламенту, какой закон принимать, а какой нет».

Грузинский премьер посетовал, что иностранные дипломаты периодически просят его обсудить законопроект об иноагентах в закрытом формате. Однако, по его мнению, «непрозрачная политическая дискуссия вокруг законопроекта наносит ущерб доверию грузинского общества к нашим странам-партнерам». В этой связи он предложил провести предметную дискуссию между властями Грузии и послами в условиях прямой трансляции, тогда «у грузинского общества сформируется гораздо более четкое представление о сути законопроекта и необходимости его принятия в целях защиты государственного суверенитета».

Послы пока сохраняют молчание.

Почему Запад препятствует принятию закона об иноагентах

Получается так, что практикуя в своем внутреннем законодательстве жесткий контроль над иностранным влиянием, часто не совместимый со стандартами в области прав человека, Запад старается лишить такой возможности тех, на кого он сам хотел бы оказывать влияние.

Напомним, что принятый на Украине в январе 2014 г. по аналогии с FARA закон об общественных организациях, которые «принимают участие в политической деятельности» и получают иностранное финансирование, стал запланированным детонатором перехода к радикальным действиям на киевском майдане, переросшим в вооруженный антиконституционный переворот при одобрении западных спонсоров.

Подобный сценарий не исключен и для Грузии, если «Закон о прозрачности иностранного влияния» будет принят, поскольку Запад всеми силами будет стараться оставить в прежнем виде анонимность своего финансирования агентов влияния.

Другими словами, дело совсем не в содержании документа, а в стремлении Запада продолжить бесконтрольное вмешательство во внутренние дела Грузии. Реальные западные хозяева НПО и СМИ, действующих на территории Грузии, уже давно не скрывают, что те являются их приоритетным инструментом и проводником их интересов.

Деятельность прозападных некоммерческих организаций, как правило, подается под видом гуманитарных миссий, на деле же она часто направлена на получение политических дивидендов путем системной медийной работы по формированию «правильного» общественного мнения.

Северо-атлантическим кураторам необходимо сохранить финансирование подконтрольных организаций нетранспарентным, чтобы не утратить господства в информационном поле. Судя по всему, западные спонсоры верны заветам рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии Пауля Йозефа Геббельса, который утверждал: «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней». Но в Грузии этот фашистский тезис пока не работает.

Большинство НПО с западным (непрозрачным) финансированием выполняют на постсоветском пространстве функции посредника между спонсорами (заказчиками) и исполнителями (национальными партиями). По сути дела, НПО — это инструмент шантажа и коррумпирования национальных элит в любой стране их пребывания, а также манипулирования общественным сознанием вплоть до прямого вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Например, бывший помощник госсекретаря США Виктория Нуланд в эксклюзивном интервью телеканалу CNN озвучила[13] сумму в $5 млрд, которую США потратили на эти цели на Украине.

* * *

Принятие в Грузии закона об иноагентах позволит в долгосрочной перспективе обеспечить социальную стабильность, мир и порядок в республике. Позиция ГМ на этом фоне выглядит прагматичной и взвешенной. Прозрачность иностранного финансирования предохранит Грузию от украинского сценария и позволит ее гражданам знать, кто стоит за деятельностью того или иного НПО или СМИ, различать случаи положительного и отрицательного влияния на Грузию и, исходя из этого, формировать собственное отношение к политическим и социальным процессам в стране. Это значит, что западные спонсоры в значительной степени утратят способность манипулировать гражданским обществом.

По словам известного грузинского политолога Бесо Барбакадзе: «Закон (об иноагентах) обнажит скрытую суть Запада и продемонстрирует его истинное лицо. После чего официально выяснится, что никакой нам Запад не стратегический партнер, он лишь старается укоренить здесь у нас понятия и принципы, которые неприемлемы для грузин»[14].

Грузия заняла нейтральную позицию в отношении украинского кризиса — отказалась присоединяться к антироссийским санкциям и открытию так называемого «второго фронта», начала процесс грузино-российского сближения, ставя экономические интересы на первый план и оставляя за скобками даже острую проблему статуса Абхазии и Южной Осетии.

Конечно, «Грузинская мечта» не является пророссийской, она просто начала возрождать грузинские суверенитет и идентичность. Правящая партия стала рационально прагматичной, почувствовала выгоду от торгово-экономического сотрудничества с Россией, чего ей не смогли предложить западные партнеры. Большая часть населения осознает, насколько сильно грузинская экономика связана с Россией - не по сфабрикованным отчетам западных НПО, а на деле.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20479477?ysclid=luvqe8vifx958585648

[2] https://www.gov.ge/index.php?lang_id=GEO&sec_id=596&info_id=88076

[3] https://eadaily.com/ru/news/2023/10/03/metody-samanty-gruzinskie-specsluzhby-razoblachili-serbskih-podryvnikov-iz-usaid

[4] https://www.aljazeera.net/politics/2023/11/21/جورجيا-بين-خيبة-الأمل-من-الانضمام

[5] https://sputnik-georgia.ru/20240405/oon-i-sovet-evropy-protiv-prinyatiya-zakona-ob-inoagentakh-v-gruzii-287187328.html

[6] https://vestikavkaza.ru/news/pocemu-zapad-protiv-zakona-ob-inoagentah-v-gruzii.html

[7] https://www.politico.eu/article/eu-ursula-von-der-leyen-ngo-qatargate-foreign-agents-law-disturbs-ngos/

[8] https://eadaily.com/ru/news/2024/04/11/posol-ssha-v-gruzii-prokommentirovala-zakonoproekt-ob-inoagentah

[9] https://sputnik-georgia.ru/20230220/chem-zakonoproekt-ob-inoagentakh-otlichaetsya-ot-zakona-v-ssha-i-rf--otvet-deputatov-275037573.html

[10] https://vestikavkaza.ru/news/pocemu-zapad-protiv-zakona-ob-inoagentah-v-gruzii.html

[11] https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/04/10/22753783.shtml?ysclid=luu49uxz43454480107

[12] https://www.interfax.ru/world/955818

[13] https://www.forbes.ru/news/255505-nuland-podtverdila-vydelenie-ssha-ukraine-5-mlrd-s-1991-goda?ysclid=lv0qwnbkl1429166072

[14] https://eadaily.com/ru/news/2024/04/10/vyvesti-novyy-tip-gruzina-pochemu-zapad-vstal-protiv-zakona-ob-inoagentah

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати