В литовской столице 22 марта торжественно открыли скульптурную композицию, изображающую главаря польского мятежа 1863 г. Константина Калиновского, сложившего руки в молитвенном жесте в момент присяги Богу и Речи Посполитой, а также его соратников – Зигмунта Сераковского и Титуса Далевского. Рядом с ними - благословляющий их монах-францисканец (1).
Композицию воздвигли на средства Польского национального фонда (Polska Fundacja Narodowa). На её открытии присутствовали представители беглой белорусской оппозиции с бело-красно-белыми флагами Белорусской Народной Республики (БНР), учреждённой немецкими оккупантами в 1918 и 1941 гг. Сама композиция, по замыслу её творцов, должна символизировать единство поляков, литовцев и белорусов против «русского империализма», поскольку лидеры мятежа 1863 г. были поляками, проживали в Литве и Белоруссии, где и были казнены по приговору за мятеж.
Творческая задумка памятника сильно напоминает политический заказ. Варшава и Вильнюс попытались увязать в один историко-идеологический ряд мятеж 1863 г., БНР, неудачную попытку госпереворота в Минске в 2020 г. и текущие отношения Белоруссии с ЕС. Вышло весьма надуманно, а помимо этого еще и окрашенным в неонацистские тона, поскольку БНР было марионеточным прогерманским псевдогосударством на службе гитлеровского режима, её сторонники совершили на территории Советского Союза военные преступления в годы Великой Отечественной войны. Здесь возникает простой вопрос о том, как антироссийские польские восстания XVIII-XIX вв. сочетаются с нацистской идеологией ХХ века? Но кого это интересует, когда поставлена задача объединить под антироссийским предлогом все эти исторические составляющие. И теперь Вильнюс будет иметь счастье «наслаждаться» этой идеологической «вставной челюстью».
Если современная белорусская оппозиция черпает из этого вдохновение для построения некой прозападной и антироссийской Белоруссии, значит, эта оппозиция сама неизбежно начинает исповедовать неонацистские взгляды. Если Варшава и Вильнюс поддерживают эти взгляды и финансируют белорусскую оппозицию, значит, Варшава и Вильнюс также занимаются пропагандой неонацистской идеологии. Кроме того, тот факт, что такая политика Польши и Литвы получает духовное окормление со стороны Польской Католической Церкви и Католической Церкви Литвы, вызывает вопросы и подводит к мысли, что нацизм и неонацизм для Европы – не случайное отклонение, а естественный этап европейской истории, обусловленный политической ее культурой и вплетённый в её мировоззренческую модель до сих пор.
Но вернемся к главному «герою» этой скульптурной мистификации. Биография Калиновского и его соратников раскрывает множество нелицеприятных фактов о мятеже 1863 г.
Во-первых, польская пропаганда силится представить его белорусом Кастусём Калиновским, хотя польским историкам хорошо известно его настоящее имя – Винценты Константы Калиновски. Имя явно не белорусское и не православное. Тем провокационней выглядят попытки шляхтича Калиновского выдать себя за белорусского мужика, наряжаясь в убогую сельскую одежду и разговаривая на белорусском наречии с целью заманить в свою банду белорусских поселян.
Во-вторых, Калиновский опирался на польскую аристократию (графа Витгенштейна, князей Огинского и Чарторыйского) и отстаивал её интересы, поэтому никак не мог быть искренним борцом за права белорусских крестьян.
В-третьих, главари польских восстаний присваивали себе титул диктатора. Звучит не демократично, а Варшава всегда настаивает, что польские мятежи против России носили демократический характер, поскольку сам по себе польский национальный характер соответствует современному демократизму, отчего поляки и Польша должны считаться основоположниками западной демократии как таковой. Финансируемый Польшей и Великобританией телеканал «Белсат», вещающий на Белоруссию, убеждает аудиторию, что диктатор в 1863 г. – это синоним слова «президент» в 2024. Не убедительно.
В-четвёртых, банда Калиновского убивала белорусских крестьян, не желавших присоединяться к польскому бунту, применяла насилие к православным священникам, оскверняла православные храмы. Это и послужило главной причиной казни Калиновского.
Для событийной полноты вышеупомянутая композиция в Вильнюсе должна включать скульптуру повешенного белоруса как символа истинного отношения Калиновского со товарищи к белорусскому народу. (2). Калиновский издавал газетку «Мужицкая правда» латинским шрифтом на белорусском языке. В ней он убеждал белорусов, что они «поляки из веков вечных», живут на польской земле и «едят хлеб польский». Так что ничего белорусского в Калиновском и его политических взглядах не было, белорусы были ему нужны как расходный материал. А композиция в Вильнюсе – очередная пропагандистская фальшивка, никак не соответствующая историческим фактам. (3)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
1) https://kresy24.pl/niezwykla-uroczystosc-w-wilnie-znow-polaczyla-polakow-i-bialorusinow-wido/
2) https://moskvam.ru/publications/publication_3078.html
3) https://webkamerton.ru/2013/09/kult-kalinovskogo-kak-dolgoigrayushhij-agitproekt-v-belorussii
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs