ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Новые сценарии военного союза США-Японии

10:48 06.04.2024 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

Японо-американский альянс, несмотря на внешние атрибуты военной мощи, эксперты, тем не менее, зачастую рассматривали как «военный союз для мирного времени». Подобное определение было связано со слабыми возможностями союзников по координации совместных действий в случае возникновения кризисной ситуации. В период холодной войны сама идея альянса подвергалась критике со стороны японской оппозиции, имевшей заметное влияние. После её завершения японцы опасались резких перемен, да и сами американцы тогда решили «не трогать то, что и так работает», заявляя, что «количество компенсирует проблемы качества».

Однако сегодня к сторонам вдруг пришло неожиданное понимание, что они «не смогут рассчитывать на эффективную взаимную поддержку», поскольку внятная система антикризисной координации между командованием американского контингента в Японии и руководством японских Сил самообороны отсутствует. Что за этим стоит?

Как оказалось, статус командующего американскими силами в Японии соответствует званию генерал-лейтенанта (трёхзвёздный генерал), что не даёт ему широких полномочий для самостоятельных действий. Совместные операции «братьев по оружию» должны согласовываться с Индо-Тихоокеанским командованием США, расположенном на Гавайях, на расстоянии порядка 6200 км от Токио, в другом часовом поясе[1]. Эта проблема стала очевидной в ходе совместной спасательной операции «Томодати» (Друзья) по ликвидации последствий природно-техногенной катастрофы 11 марта 2011 года, важную роль в которой сыграли американские морские пехотинцы, занимавшиеся разборами завалов на критически важных объектах инфраструктуры. К слову, в Южной Корее войска союзников могут начать совместно действовать буквально «сегодня вечером» под единым командованием четырёхзвездного генерала США (четырёхзвездный генерал - самое высокое звание в вооружённых силах США).

При этом именно Япония имеет решающее значение в военной стратегии США в Азии, на её территории размещены 54 000 американских военнослужащих, сотни самолетов, она обеспечивает базирование авианосной ударной группы. Что касается самой Японии, то там спешно планируют к марту 2025 года создать Командование совместными операциями (Joint Operations Command) для улучшения координации между сухопутными, воздушными и морскими Силами самообороны. Возможности созданного в 2006 году Объединённого штаба Сил самообороны теперь признаны недостаточными из-за совмещения «под одной крышей» функций стратегического командования и оперативного руководства.

Все это по замыслу должно создать предпосылки к улучшению координации между военными и посодействовать выстраиванию военного треугольника США-Япония-Южная Корея. В свою очередь, США могли бы повысить статус командующего американскими войсками в Японии. Токио уже давно призывает США предоставить командующему войсками США в Японии больше полномочий. Зачем? Ответ такой: «Это послало бы мощный сигнал Китаю и Северной Корее, и с точки зрения сдерживания имеет смысл дать понять, что США укрепляют командную структуру в Японии», - сказал изданию Financial Times Рёити Орики, бывший начальник Объединённого штаба Сил Самообороны[2].

Вместе с тем, выясняется, что подход Вашингтона к такому военному альянсу имеет более инерционный характер, чем могли ожидать в Токио. Это может быть связано с рисками возникновения конфликта интересов внутри американской военной бюрократии и на Капитолийском холме. Как сообщают источники, есть мнение, что стоит оставить пока всё как есть.

Одна из моделей, которую может рассматривать администрация Джо Байдена, предполагает создание новой объединенной оперативной группы при Тихоокеанском флоте США, который структурно входит в Индо-Тихоокеанское командование на Гавайях. В этом случае, командующий флотом будет проводить в Японии больше времени, в его интересах там будет создана более широкая командная инфраструктура, а в будущем был бы не исключён и «переезд» объединённой оперативной группы в Японию. С такой идеей ранее выступал глава Индо-Тихоокеанского командования четырёхзвёздный адмирал Джон Аквилино[3]. Но до последнего времени это всё были, скорее, разговоры.

Вместе с тем, в преддверии саммита Джо Байдена и Фумио Кисиды, который состоится 10 апреля в Вашингтоне, в СМИ появилась информация о том, что лидеры США и Японии не только произнесут дежурные фразы «о нерушимости альянса», но и сделают резонансные заявления, например о возможности наиболее масштабного за последние десятилетия изменения структуры американского военного командования в Восточной Азии, которое будет синхронизировано с японскими планами по централизации командования Сил самообороны Японии. Один из источников «Reuters» сообщает, что США могут всё же назначить командующего, статус которого соответствовал бы статусу его японского коллеги из объединённого оперативного командования Сил самообороны, что предполагает звание четырёхзвёздного генерала. В Вашингтоне и Токио воздерживаются от пояснений, но из состоявшегося 25 марта брифинга, который проводил генеральный секретарь правительства Японии Ёсимаса Хаяси, следует, что в рамках подготовки саммита имеют место дискуссии об усилении кооперации в оборонной сфере с США и Южной Кореей[4].

11 апреля в Вашингтоне состоится уже трёхсторонний саммит с участием лидеров США, Японии, Филиппин. В качестве одной из целей встречи заявлена расширение трехстороннего сотрудничества военной сфере. Все выглядит так, что речь идёт о создании ещё одного треугольника на антипекинской основе. Так что апрельская повестка Вашингтона по Индо-Тихоокеанскому треку будет весьма насыщенной[5].

В любом случае, и в Вашингтоне, и в Токио заметно сильное желание укрепить свои связи для сдерживания Китая. Однако, если Япония ранее в целом очень сдержанно относилась к принятию на себя дополнительных обязательств в рамках альянса, то сегодня Фумио Кисида явно заинтересован в том, чтобы Вашингтон «подтягивал» свою региональную стратегию до уровня, предполагающего более эффективную координацию с Японией.

Становится очевидно, что у Токио появляются новые амбиции в военной сфере, обусловленные новой Стратегией национальной безопасности и ростом финансирования оборонных расходов в два процента от ВВП. При этом в Токио нашли объяснение своей активности на этом направлении, объясняя свои планы, в частности, ростом «серьёзной озабоченности» относительно растущей военной мощи Китая, «представляющей угрозу для Японии и мирового сообщества»[6]. Но так ли это?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] США и Япония готовят апдейт своему военному альянсу (kommersant.ru)

[2] US and Japan plan biggest upgrade to security pact in over 60 years (ft.com)

[3] США и Япония готовят апдейт своему военному альянсу (kommersant.ru)

[4] US eyes change to military command in Japan as China threat looms, sources say | Reuters

[5] США созывают первый трехсторонний саммит с Японией и Филиппинами (kommersant.ru)

[6] Japan says China's rapidly rising military power 'serious concern' | Reuters

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати