ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

45 лет исламской революции в Иране

10:09 09.02.2024 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

2024 год по христианскому летоисчислению – юбилейный для Исламской Республики Иран. 45 лет назад 11 февраля 1979 г. в Иране победила исламская революция. Последний шахиншах Персидской империи Мохаммад Реза Пехлеви был свергнут. 2500-летняя персидская монархия прекратила свое существование.

Исламская революция в Иране явилась, несомненно, важным событием XX века, оказавшим влияние на развитие политических процессов в регионе и в мусульманском мире, да и на мировые политические процессы в целом.

Политологи, историки, востоковеды за эти 45 лет написали сотни книг и диссертаций, тысячи статей про исламскую революцию в Иране, ища ответы на многие вопросы, в том числе, где находились истоки этой революции, в чём её причины.

Представляемый материал не предполагает открытие чего-то нового в истории этого глобального события. Автор предлагает очень краткое изложение материала, основывая на собственных взглядах на тему, не претендуя на истину в последней инстанции.

Где исторические истоки исламской революции в Иране? Тридцать пятый и последний персидский шах двадцатидвухлетний Мохаммад Реза Пехлеви пришел к власти в 1941 г. после того, как его отец Реза Пехлеви отрёкся от престола на фоне ввода в страну советских и британских войск.

В первые годы правления молодому неопытному монарху было сложно проводить свою собственную политику, лавировать среди приближенных между различными группировками во дворце, между местными элитами и различными политическими группировками, активизировавшими свою деятельность в Иране после Второй мировой войны. Причём идеология этих групп и партий была самой разнообразной: от коммунистов, буржуазных либеральных демократов до правоконсервативных монархистов и радикальных исламистов.

В начале 50-х гг. социал-демократический Национальный фронт под руководством Мохаммада Мосаддыка, который впоследствии стал премьер-министром, приступил к претворению в жизнь идеи национализации «Англо-Иранской нефтяной компании» (ныне - «Бритиш Петролеум Компани»). Ситуация для шахского режима становилась всё сложнее. В стране нарастала волна недовольства, и под давлением оппозиции шах покинул страну.

Однако 19 августа 1953 г. ЦРУ США, спецслужбы Великобритании и их агентура путём антиправительственного переворота свергли законно избранного и даже законно назначенного шахом Пехлеви премьер-министра Мохаммада Мосаддыка. Активная политика Мосаддыка, осуществляемая в национальных интересах Ирана, в интересах суверенитета и независимости страны, поставила вопрос о существовании монархии. Тогда до перехода от монархической формы правления к республиканской оставался один шаг. И этот шаг в направлении демократического, светского развития Ирана не позволили сделать США и Великобритания. Они фактически поставил крест на демократических преобразованиях в Иране, вернув шаха в Иран, подтолкнув его на путь репрессий и тем самым породив условия для исламской революции 1979 г., которая, по мнению некоторых историков, стала запоздалым ответом на переворот 1953 года.

Другой вопрос: в чем причина этой, по мнению многих разведок мира, неожиданной революции 1979 г. в шахском Иране, который отличался в 70-годы ХХ века внешней стабильностью и процветанием? Действительно, политическая оппозиция разгромлена, экономика страны уверенно развивалась на нефтедолларах, реформы «Белой революции шаха и народа» претворялись в жизнь, устремляя страну в капиталистический прозападный рай, где ее столица Тегеран всё явственнее становилась «Парижем Востока».

Однако под покровом рекламно-пропагандистского флёра к этому времени в Иране сложилась довольно опасная для шахского режима ситуация.

И была ли революция 1979 г. столь неожиданной?

После госпереворота 1953 г. Мохаммад Реза Пехлеви укрепил свою власть, создал тайную полицию САВАК, вступил в прозападный Багдадский пакт (после 1958 г. – СЕНТО), установил тесные отношения с Соединенными Штатами в политике, экономике, военной сфере, культуре. Получая огромные кредиты из США, он предоставил американскому бизнесу преференции в сфере добычи нефти на территории Ирана, пригласил многочисленных военных советников из Америки, открыл страну для западных культурных веяний.

В январе 1963 года Мохаммад Реза Пехлеви объявил о начале «Белой революции шаха и народа». Кстати, «Белая революция», - то есть антифеодальные буржуазные реформы сверху, - несмотря на ее объективную прогрессивность, сыграла важную роль в создании революционной обстановки в Иране.

Главная задача шахских реформ – провести масштабную модернизацию жизни, подорвать экономическое могущество феодалов, исламского духовенства и нанести удар по самим основам патриархального быта в Иране. Была осуществлена конфискация земельных владений родовой аристократии и даже «вакуфов» — земельной собственности мечетей, а точнее, духовных лиц, что должно было покончить с феодальными пережитками и ограничить влияние шиитского духовенства. Другая задача – интеграция в мировую капиталистическую систему.

26 января 1963 года шах провел референдум о реформах и получил абсолютную поддержку участников. Референдум стал предлогом для правительства предпринять более жесткие практические действия против противников «Белой революции», опять же, в первую очередь, духовенства. Аятолла Хомейни, ставший к этому времени духовным лидером иранских шиитов, выступил против шахских реформ и назвал шаха «жалким ничтожеством». 5 июня он был арестован. В ответ во многих крупных городах прошли массовые демонстрации протеста. Полицейские убили и ранили нескольких человек. Это вторая (после 1953 г.) мощная волна протеста против шахского режима Мохаммада Пехлеви получила название «Движение 15 Хордада (5 июня)». В ноябре аятолла Хомейни был изгнан из Ирана в Турцию.

Однако реформы «Белой революции» успешно продолжались и к середине 70-х годов привели страну к неплохим результатам. Были созданы современные отрасли промышленности, в том числе военно-промышленный комплекс и основы ядерной энергетики; сформирована система социального страхования; значительно расширены права женщин; создана государственная сеть бесплатного светского образования и т.д.

По темпам роста ВВП Иран превосходил в те годы и Японию, и Южную Корею. ВВП на душу населения с 1963 по 1978 увеличился в 15 раз со 100 долл./год до 1521 долл.

Однако уже к середине семидесятых оптимизм сменился разочарованием. Шах не смог разумно распорядиться огромным потоком нефтедолларов. Так, если в 1970 г. Иран имел около $ 1 млрд. доходов от продажи нефти, то в 1977 г. – по разным данным, - $ 21 - 24 млрд. (по сегодняшнему курсу это порядка $ 120 - 125 млрд.). Иранская экономика была не в состоянии абсорбировать эти огромные деньги.

Шах и его приближенные инвестировали «избытки» долларов в крупнейшие транснациональные компании. Закупали новейшее вооружение и боевую технику. Фантастические прибыли от нефти оседали в карманах семьи самого шаха и его приближенных. Коррупция по всех стратах иранского общества зашкаливала.

Традиционный базар (то есть национальная торгово-ростовщическая буржуазия) был отстранен от принятия экономических и политических решений. В результате аграрных реформ в города устремились миллионы малограмотных крестьян со своими традиционной исламской психологией и устоями. Многие из них не смогли приспособиться к требованиям города и капиталистической системы. Именно они потом составили основу исламских революционных комитетов и Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Доходы от нефти вызывали безудержный рост цен на все и вся, но надежного экономического механизма перераспределения сверхприбылей в обществе попросту не было. Хотя за годы «Белой революции» общий жизненный уровень у всех слоев населения вырос, расслоение общества достигло опасных пределов. Экономический и социальный кризис назрел.

В традиционно исламской стране идеологической основой стал так называемый пехлевизм, в котором приоритетное место занял доисламский персидский национализм. Шах, будучи правоверным мусульманином, конечно, не отрицал шиитский ислам, но включал его в персидский «позитивный национализм». Он писал: «у шиитов всего мира есть опора, и эта опора – шахиншах».

При этом М.Р.Пехлеви активно боролся с консервативным духовенством, которое он называл «черной реакцией» и обвинял в антинациональной деятельности и сравнивал с «красной реакцией», с коммунизмом. Шах в рамках «Белой революции» учредил в 1971 г. «Корпуса веры» («Сепах-е дин»), в задачи которого входила борьба с оппозиционно настроенным духовенством. Членов корпуса называли «муллами модернизации», их готовили по специальным программам в Тегеранском и Мешхедском университетах.

В то же время государственная пропаганда возвеличивала доисламский период в иранской истории, превознося правителей древней Персии из династии Ахеменидов – Кира Великого, Дария, Ксеркса и сасанидских шахов. Арабское завоевание, принесшее в Персию ислам, характеризовались в целом как негативный процесс, направленный против древней иранской цивилизации.

Апофеозом шахской пропаганды стало грандиозное празднование 2500-летия Персидской империи, организованное осенью 1971 г. возле руин древнего города Персеполиса (900 км к югу от Тегерана) – столицы Империи Ахеменидов при Кире Великом (VI век до н.э.). Посреди безлюдной пустыни был возведен самый настоящий оазис с парками, фонтанами и дворцами. Масштаб и роскошь комплекса, построенного исключительно ради одного торжественного приема, поражали. По приглашению шаха в Иран прибыли главы 66 государств (от СССР – Н.В.Подгорный, председатель Президиума Верховного Совета СССР, член Политбюро ЦК КПСС). Короли и императоры, султаны и шейхи, президенты и премьер-министры со всех континентов разместились в роскошных номерах; их угощали дорогими винами и изысканными блюдами, приготовленными лучшими поварами со всего мира. Для каждого из лидеров был приготовлен подарок – ковер ручной работы с изображением высокопоставленного гостя. Всего приглашённых гостей из разных стран мира было около 600 человек.

На следующий день состоялся большой костюмированный военный парад армий иранских империй различных эпох, охватывающий два с половиной тысячелетия.

Пропагандистское празднование обошлось в сотни миллионов долларов, в то время как многие в стране жили в нищете. Это стало причиной недовольства иранцев. Кроме того, их оскорбило также неприкрытое высокомерие шаха, который даже не пригласил на торжество никого из своих подданных.

В 1976 году шах заменил традиционное иранское мусульманское летоисчисление хиджры новым, от предполагаемого воцарения древнеперсидского Кира Великого. 1355 г хиджры (1976 г.) стал 2535 г. имперского календаря. Подавляющее большинство жителей Ирана восприняло реформу как оскорбление, что добавило недовольства. Режим шаха и до этих событий имел достаточно противников, но это мероприятие усилило неприязнь к монархии Пехлеви.

Шах предпринимал шаги для нейтрализации недовольства. Еще в 1975 году он основал партию «Растахиз» (Возрождение) и отменил многопартийную систему, провозгласив, что народ Ирана должен сплотиться в одной партии с теми, кто поддерживает монархию, конституцию и «Белую революцию». Те же, кто не хочет вступать в новую партию, не поддерживая ее ценности, тем место в тюрьме или изгнании из страны, потому что эти люди «не иранцы, люди без нации, деятельность их незаконна и подлежит преследованию».

К середине 70-х годов целый комплекс проблем, начиная от несправедливого распределения нефтяных доходов, колоссального расслоения общества, повсеместной коррупции, наплыва малообразованных сельских жителей в города, отсутствия социальных лифтов, до непродуманной вестернизации, ущемления традиционно-религиозных обычаев, стало причинами всё усиливающегося недовольства. К этому следует добавить и свирепую деятельность шахской охранки САВАК, которая вычистила политическую площадку Ирана от оппозиционеров всех направлений.

Такая ситуация привела к тому, что практически все слои населения Ирана, за небольшим исключением, были недовольны этой политикой (правда, по совершенно разным причинам). В стране нарастало протестное движение.

Пятнадцатилетний период с 1963г. по 1978г., названный историками «промежуточным периодом недовольного спокойствия» подходил к своему завершению. Назревали судьбоносные события. Нужна была искра, от которой возгорелась бы пламя революции. И эта искра возникла в статье, опубликованной 7 января 1978 г. в контролируемой государством газете «Эттелаат». Статья была полна оскорбительных выпадов в адрес аятоллы Хомейни, который, находясь в Ираке, продолжал выступать с гневными антишахскими проповедями, и записанные на магнитофонные кассеты речи мятежного аятоллы ходили по рукам.

Эффект от антихомейнистской статьи оказался обратным. Уже 9 января в городе Кум начались массовые акции протеста против травли аятоллы Хомейни. Полиция расстреляла демонстрантов. В результате - сотни убитых.

Дальше события развивались подобно снежному кому. Через сорок дней, когда закончился траур по погибшим на митинге в Куме, страну вновь потрясла волна протестов уже во многих городах страны. Шахские «силовики» вновь применяли оружие для разгона митингов – опять жертвы, но через сорок дней страну вновь охватывали протесты в уже большем количестве населенных пунктов. Началась цепная реакция. Весь 1978 г. Иран был охвачен антишахскими выступлениями.

С сентября 1978 г. участились забастовки рабочих и служащих нефтяной и других отраслей промышленности, транспорта, почты, телеграфа, банков, ряда правительственных учреждений, а также выступления студентов. В Иране заметно возросло влияние аятоллы Хомейни, который из-за рубежа призвал к решительной борьбе с «деспотическим и вероотступническим» прозападным режимом Пехлеви.

Антизападные мотивы в речах Хомейни чрезвычайно волновали США. Американская разведка, прозевав революционную ситуацию в Иране, пыталась определить дальнейшие планы исламских революционеров. В конце 1978 г. представители Госдепартамента США провели четыре или пять секретных встреч с аятоллой Хомейни в городке Нофль-ле-Шато (25 км от Парижа), где последние четыре месяца перед триумфальным возвращением в Тегеран проживал в изгнании будущий лидер Ирана. Соратник Хомейни Мохсен Сазегар утверждал, что главные вопросы, интересующие американцев, были: захватят ли власть коммунисты, будет ли следующий режим антизападным. Хомейни заверил собеседников из госдепа, что ни один из этих сценариев не вписывается в планы революционеров. Но оказалось, что аятолла, опасаясь повторения августа 1953 г., водит за нос американцев.

Ровно через год, когда Хомейни пришел к власти, толпа разгневанных «студентов» штурмовала посольство США в Тегеране и взяла в заложники 66 сотрудников диппредставительства с требованием выдать бежавшего в Штаты шаха. Верховный лидер назвал эту акцию «второй революцией», а посольство – «шпионским гнездом». После этого вопрос ирано-американских отношений и в целом западничества в Иране был решен на долгие десятилетия.

Что касается второй супердержавы мира – СССР, то здесь встретили антишахское движение в Иране как антиимпериалистическую, антиамериканскую революцию, предполагавшую быстрый переход освобождающихся от империалистической зависимости народов к построению социализма. При этом, поддерживая революционный порыв Хомейни и его сторонников, без понимания и знания его исламской сути, Москва надеялась на ведущую роль промосковской коммунистической Народной партии Ирана «Туде» в союзе с хомейнистами. Однако вскоре лидер исламской революции аятолла Хомейни разгромил «Туде».

Но вернёмся в Иран осени 1978 г. В сентябре 1978 г. шах предпринимал попытки спасти режим. 8 сентября он вводит в стране военное положение. Это не остановило протестующих. В тот же день на улицы Тегерана выходят тысячи и тысячи иранцев. На тегеранской площади Жале (ныне площадь Шахидов – погибших за веру), войска вновь открыли огонь по демонстрантам. Опять погибли сотни человек. Теперь демонстрации проходили в Иране почти каждый день.

Шах в растерянности. В декабре он поручает сформировать новое правительство Шахпуру Бахтияру — представителю «умеренной оппозиции». Новое правительство, сформированное из «технократов», было готово выполнить едва ли не все требования оппозиции: вывести Иран из блока СЕНТО, разорвать контракты на покупку оружия у США, прекратить поставки нефти Израилю и так далее. К лету 1979 года Мохаммед Реза Пехлеви пообещал даже «свободные выборы».

Но было поздно. Штормовую волну революции уже было не остановить.

В течение 1978 года усиливалась роль организованной оппозиции. В страну возвращались политические эмигранты – представители различных партий, организаций и группировок, покинувшие Иран из-за репрессий САВАК. Они активно включались в антишахскую борьбу.

Движение оппозиции против шаха было чрезвычайно разномастное, как лоскутное одеяло. В нем с различной степенью масштабности и влияния принимали участие и маоисты, и просоветские коммунисты, и либеральная буржуазия, и «базар», и религиозные группировки – от промарксистских федаинов и моджахедов иранского народа до исламистских радикалов. Конечно, борясь с шахом, каждый из них преследовал свои цели, видел будущее Ирана через призму своей собственной идеологии и, по большому счету, не мог рассчитывать на солидарность и поддержку коллег по борьбе и, тем более на союз с ними.

Это хорошо понимал аятолла Хомейни – один из главных шиитских обличителей шаха, лидер исламской революции и будущий создатель Исламской Республики Иран, а также его соратники, в число которых влились не только клерикалы. Обладая мощным идеологическим, финансовым и пропагандистским потенциалом и практически не контролируемой со стороны шаха и его охранки САВАК сетью мечетей, группе Хомейни удалось направить их против общего врага - Мохаммада Резы Пехлеви, его двора, его семьи, его министров, его окружения, в том числе компрадорской буржуазии.

Таким образом, возглавив антимонархическое движение, шиитское духовенство во главе с аятоллой Хомейни пришло к победе. 16 января профессиональный пилот Мохаммад Реза Пехлеви, как утверждает легенда, в качестве командира корабля, поднял свой Boeing 707 над Тегераном, сделал прощальный круг и направил лайнер в Египет. На борту находилась его семья, узкий круг доверенных лиц из числа охраны и слуг.

Власть перешла к премьер-министру Шахпуру Бахтияру, но не надолго.

1 февраля 1979 г. в тегеранском аэропорту Мехрабад приземлился Boeing -747 компании Air France, доставивший из Парижа специальным чартерным рейсом аятоллу Хомейни после 15 лет эмиграции. Миллионы иранцев встречали его - весь Тегеран был заполнен людьми. Представители различных партий и организаций, приверженцы разных политических взглядов, зачастую противоположных, от самых радикальных исламистов до коммунистов, по-разному смотрящих на будущее Ирана, встречали его как лидера революции.

Сразу же по прибытию в Иран аятолла Хомейни потребовал отставки действующих управленцев. 10 февраля на сторону Хомейни официально перешла армия. На следующий день 11 февраля пало правительство Бахтияра — премьер-министр бежал во Францию. Исламская революция победила.

1 апреля 1979 прошел референдум, результатом которого стало провозглашение Исламской Республики Иран. 2500-летняя персидская монархия прекратила своё существование.

В декабре того же года принята конституция ИРИ, которая законодательно закрепила верховенство исламских принципов на основе учения, которое долгие годы разрабатывал аятолла Хомейни, то есть – на основе хомейнизма или по-другому - неошиизма.

С 1980 года начинается бурный процесс формирования и институализации органов новой теократической власти в стране. В этом плане Хомейни был новатором, исламским новатором. Он на практике осуществил свою идею, заложенную в его учение - «велайят-е факих».

Этот принцип и был положен в основу конституции Исламской Республики Иран. Как в любой республиканской государственной системе, конституцией ИРИ провозглашается разделение законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной ветвей власти. Однако над ними стоит выбранный узким кругом исламских клерикалов-экспертов из среды высшего шиитского духовенства верховный руководитель страны. Ему принадлежит вся полнота власти в Иране - духовной, государственной, политической и военной. В качестве духовного лидера нации его называют Факих - глава шиитской общины; в качестве общегосударственного политического вождя - Рахбар - руководитель страны; в качестве военного лидера - Верховный главнокомандующий всеми вооруженными силами ИРИ. И таким верховным лидером, конечно, стал аятолла Хомейни.

Учение Хомейни явилось формообразующим фактором государственных и общественных органов и организаций. Лозунг «Наша религия – это наша идеология, наша идеология – это наша политика» был воплощен в жизнь.

Вначале верховный лидер использовал сочувствующие революции силы в своих интересах. В своеобразной ситуации антишахской борьбы Хомейни оказался талантливым политиком, который был способен успешно играть с левыми и правыми, балансируя между ними, вознося то одних, то других.

Но начиная с лета 1980 г. до, пожалуй, 1984 г. аятолла Хомейни убрал со своего пути «попутчиков революции». То есть те силы, которые его поддержали, но были ему чужды. Это касалось всех тех, кто не соглашался с новой идеологией, которую он внедрял, начиная с «коллег» - шиитских клерикалов, выступающих против хомейнистского принципа «велайят-е факих», до иранских коммунистов из Народной партия Ирана – «Туде».

Начало было положено 14 июня 1980 года, когда аятолла Хомейни издал указ об «исламской культурной революции». Этим указом была инициирована кампания преследования инакомыслящих. Последним «попутчиком» исламской революции, по которому ударил Хомейни, была партия «Туде», которая поддерживала борьбу Хомейни против шаха. Ещё в январе 1979 года генеральный секретарь партии «Туде» Нуруддин Кианури положительно отозвался о Хомейни, заявив, что «научный социализм и ислам не противоречат друг другу» и что «коммунисты и Хомейни могут идти вместе почти до конца». Однако эти заявления не остановили новое руководство страны. Более 5000 членов партии и ее сторонников были арестованы. По всей стране были проведены крупные, шумные судебные процессы над левыми. Во время телешоу лидеры партии «Туде» под давлением признались, что они агенты Москвы и работали под руководством Кремля. Подавление оппозиции сопровождалось политикой исламизации всех сфер жизни: политической, экономической, социальной, культурной, правовой, военной. К концу 1983 года исламская революция победила окончательно и бесповоротно.

За 45 лет исламская революция демонстрировала неукоснительную приверженность к консервативным заветам аятоллы Хомейни, скончавшегося в 1989 г., но всё же при этом постоянно эволюционировала. И это понятно: пройдя большой путь через военные, политические, экономические и социальные испытания, она отвечала на вызовы современности и менялась. Однако главное - исламская революция и созданная ею Исламская Республика Иран за годы своего существования доказала свою жизнеспособность и готовность реагировать на эти вызовы.

Резюме

Исламская революция 45 лет назад впервые в истории соединила исламское правление с общедемократическими институтами в Исламской Республике Иран.

Исламская революция превратила Иран из союзника США, Израиля и в целом Запада в одного из главных их врагов. Она изменила роль и место Ирана в мировой и региональной политике, тем самым сменив сущность и содержание этой политики, что в итоге трансформировало весь Ближний Восток.

Исламская революция в Иране, идеи Хомейни во многом побудили политиков ряда исламских стран использовать политический ислам в своих собственных целях. Хомейнизм вдохновил многие религиозные движения в мусульманском мире, таких как исламистские партии в Египте, Тунисе, Палестине, Ливане, Сирии, Ираке, Йемене, других странах. Однако эти движения не всегда имели успех в достижении своих целей, и привели некоторые из них к насилию и терроризму.

Исламская революция в Иране сформировала идейно-политическую основу альянса шиитских группировок на Ближнем Востоке в противостоянии с Израилем, США, Западом.

Исламская революция не исчерпала себя и продолжает развиваться до сегодняшнего дня, как в рамках Ирана, так и в глобально-региональном масштабе. Так, несмотря на значительные изменения в жизни иранцев и политической системе страны, многие проблемы, такие как экономические трудности, политические и даже религиозные вызовы, ограничения свободы слова и собраний, остаются актуальными. При этом Иран продолжает занимать важное место в регионе и мировой политике, и его влияние на региональные и международные отношения сохраняется. Следующие главы истории исламской революции в Иране будут определяться тем, как она будет справляться с вызовами и реализовывать свои возможности в будущем.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати