Южноафриканская делегация в Международном суде ООН в г.Гааге (Нидерланды)
11 января 2024 г. © GCIS
Разговоры о повышении роли африканских государств в международных делах и нежелании африканцев оставаться лишь сторонними наблюдателями в современной глобальной истории находят всё больше подтверждений на деле. Одним из самых ярких примеров, который не позволит усомниться в данном тезисе, является беспрецедентный шаг Южно-Африканской Республики (ЮАР) обратиться в Международный суд ООН для обвинения Израиля в совершении геноцида против палестинцев в секторе Газа. Южноафриканские политики и дипломаты утверждают, что ЮАР, которая десятилетиями страдала от жестокости режима апартеида, имеет моральный долг встать на защиту угнетенных палестинцев, сталкивающихся с аналогичной судьбой систематической дискриминации, насилия, а теперь и истребления.
Трудно не согласиться с тем, что история Южной Африки дает ей авторитет и уникальное право для того, чтобы бросить вызов обращению еврейского государства с палестинцами, живущими под израильской оккупацией с 1967 года. Такая солидарность с палестинцами не является конъюктурным политическим шагом, а скорее является неотъемлемой составляющей мироощущения южноафриканцев, знающих, как не легко дается свобода. Этот посыл хорошо прослеживается в словах Нельсона Манделы, который в своем выступлении в 1997 г. по случаю Международного дня солидарности с палестинским народом сказал: «Мы слишком хорошо знаем, что наша свобода будет неполной без свободы палестинцев». Именно поэтому отстаиваение их прав со стороны Претории является не сиюминутным желанием, а прагматичной и последовательной политикой, результатами которой стал 84-страничный иск ЮАР против Израиля и инициированное на его основе 29 декабря 2023 г. разбирательства в Международном суде ООН.
11 января 2024 г. состоялся первый день слушаний, в ходе которых команда юристов со стороны ЮАР выступила в суде в Гааге по вопросу применения Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него в секторе Газа, представив аргументы обвинения. Южноафриканская сторона заявила об «актах геноцида», совершенных Израилем против палестинцев, в частности, о массовом убийстве палестинцев, о нанесении им серьезных психических и телесных повреждений, о нападении на систему здравоохранения Газы, что делает жизнь ее населения неустойчивой, а также о введении мер, направленных на предотвращение рождения детей внутри группы. Безусловно, для принятия окончательного решения по таким обвинениям, суду, как показывает практика, могут потребоваться годы. Понимая это, Южная Африка выступила с призывом к Международному суду ООН принять неотложные временные меры, такие как приостановка военной операции Израиля в секторе Газа, прекращение выселения палестинцев из их домов и обеспечение им доступа к еде, воде, здравоохранению и базовой инфраструктуре, а также принятие «всех разумных действий» для предотвращения геноцида.
В свою очередь, адвокаты, представляющие Израиль, выступили в суде 12 января 2024 г., отвергнув обвинения ЮАР как «безосновательные» и «политически мотивированные». В качестве аргументов защиты команда еврейских юристов заявила о том, что Тель-Авив действовал и продолжает действовать исключительно в целях самообороны и делает это в соответствии с нормами международного права. Они утверждают, что военные операции были начаты и ведутся не против палестинского народа, а против группировки ХАМАС, которая совершила смертоносное нападние на израильтян, включая гражданских лиц и военных, 7 октября 2023 г., убив более 1200 человек и захватив около 240 заложников. Израиль заявляет, что принимает меры, чтобы избежать жертв среди мирного населения, и обвиняет ХАМАС в использовании гражданских лиц в качестве живого щита. Однако факты и цифры «говорят» не в пользу Тель-Авива.
На текущий момент неизвестно, чем закончится суд и какое решение примут 17 входящих в его состав судей, однако, как полагают в ЮАР, обоснованный запрет на военные действия в Газе по итогам состоявшихся слушаний может быть вынесен в конце января - начале ферваля 2024 г. Независимо от исхода дела, следует отметить, что постановления Международного суда ООН, хотя и являются юридически обязательными, гарантировать соблюдение собственных требований он не может, поскольку не имеет на это полномочий. Тем не менее, решения суда могут быть использованы, например, Советом Безопасности ООН (ООН). По этому поводу также имеются сомнения в связи с поддержкой, оказываемой Израилю со стороны США, обладающих правом вето для блокирования любых резолюций, нацеленных против их союзника. Именно это мы и наблюдаемё на протяжении последних нескольких месяцев. С 7 октября по 12 января 2024 года состоялось 19 заседаний (СБ ООН), на которых не было согласовано и принято ни одной резолюции, призывающей к безоговорочному прекращению огня и бессмысленного убийства гражданского населения. Первое заседание СБ ООН по этому вопросу состоялось 8 октября 2023 г. К обозначенному дню было убито по меньшей мере 400 палестинцев и не менее 120 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Ко дню проведения последнего заседания СБ ООН, состоявшегося 12 января 2024 г., число погибших палестинцев только официально насчитывалось около 24 тысяч человек, а число лиц, вынужденных покинуть свои дома, составило, по меньшей мере, 1,9 миллионов. И все это происходило при согласии стран Запада с действиями израильского правительства, о чем в своей статье еще в конце 2023 г. заявил генеральный директор МИД ЮАР З.Дангор.
Тем не менее, решения Международного суда ООН имеют серьезный моральный и политический вес и могут привести к существенному усилению давления на виновную сторону, если она решит проигнорировать постановления этой судебной структуры. В любом случае, исход этого разбирательства будет иметь далеко идущие последсвия не только для возможного разрешения палестино-изральского конфликта, но также для роли и значимости международного правосудия, доверие к которому, как к непредвзятой системе, в последнее десятилетие сильно пошатнулось, в особенности среди стран Глобального Юга. Именно поэтому дело ЮАР против Израиля получило небывалую поддержку. Правовая инициатива ЮАР получила официальное одобрение со стороны Турции, Малайзии, Иордании, Боливии, Мальдивских островов, Намибии, Пакистана, Венесуэлы, Колумбии и Бразилии. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Лига арабских государств, а также ряд других объединений заявили о своей поддержке данного иска.
Безусловно, решение ЮАР обратиться в Международный суд ООН сопряжено с рисками и проблемами. Оно может привести к обострению отношений Претории с некоторыми из своих ключевых торговых партнеров, таких как США и ряд стран ЕС, имеющих разные позиции и интересы по этому вопросу, а потому и поддерживающих Тель-Авив. С другой стороны, учитывая общую неспособность институтов глобального управления остановить бессмысленное убийство палестинского народа, западникам будет трудно критиковать ЮАР за то, что она, по примеру государств Запада, смогла использовать созданную ими же либеральную инфраструку в благородных, а не в своих корыстных целях.
Предпринятый Южной Африкой шаг можно смело назвать «дипломатическим наступлением», нацеленным на защиту прав человека и принципов человечности, а также глобальной справедливости. Независимо от результатов дела ЮАР против Израиля, Претория уже смогла повлиять на ход истории, на существующую мировую систему управления и правосудия, а также пробудить человечность у тех стран, которые опасались серьезных последствий со стороны США и ЕС. И, что не менее важно, южноафриканцам удалось продемонстрировать всему миру, что Африка больше не желает оставаться в стороне и что ее вес и роль на мировой геополитической арене как ответственного и влиятельного игрока будет лишь усиливаться.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs