Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в своем Telegram-канале заявила, что руководству Евросоюза предстоит решить еще множество проблем перед созданием собственной армии.
«Армия ЕС? Может, начать с разработки собственной вакцины от ковида? Или научиться гуманно, в соответствии со своими международными обязательствами охранять границы Евросоюза? Решить вопрос с беженцами и мигрантами? А уже потом создавать армию», - отметила она, комментируя заявление министра иностранных дел Италии Антонио Таяни о необходимости формирования вооруженных сил Европейского союза. «Кстати, а за что же тогда каждая страна НАТО (читай, ЕС) должна платить в «общую кассу» (а, по сути, Вашингтону) колоссальные суммы, которые, как заявлялось, идут на обеспечение их безопасности?», - добавила Захарова.
Ранее в журнале «Международная жизнь» был опубликован материал, посвященный проблемам стратегической автономии ЕС. «Блок, состоящий из 27 членов, всегда испытывал трудности с выработкой последовательной внешней политики, учитывая разнообразие национальных интересов. В этой ситуации остается, как и прежде, уповать лишь на экономическое влияние, связанное с размерами общего рынка. Однако, во-первых, как показала сдержанная реакция ЕС на многочисленные торговые ограничения, введенные Вашингтоном в годы правления Трампа, даже в экономической сфере суверенитет Европы оказывается ограниченным. На поверку «экономическая зависимость Европы от США значительно выше, чем зависимость Америки от Евросоюза, а потому уязвимость Брюсселя перед лицом экономического давления со стороны Вашингтона остается очень высокой». Во-вторых, в последние пару лет, на фоне выросших цен на энергоносители и подскочившей инфляции, экономическая составляющая ЕС на глазах ослабевает, а способность проецировать военную силу, несмотря на рост глобальной нестабильности, Сообщество так и не обрело.
Понимая это, ЕС пытается найти модель своего «усиления», прибегая к разработке «стратегически ориентированной внешней политики», которая позволила бы «обрести чувство инициативы и действия». Впервые за десятилетие ряд представителей руководства ЕС заявляет о намерении принять в ряды Сообщества до 9 государств к 2030 году. В этой связи процесс принятия внешнеполитических решений планируется реформировать – по меньшей мере, отказавшись от принципа консенсуса при принятии решений в максимально возможном числе случаев. Звучат и предложения о формировании механизма «Европейского Совета Безопасности». Тем не менее, практика показывает, что государства-члены по-прежнему далеки от общего видения стратегической автономии ЕС, своего места и участия в гипотетическом «Союзе обороны», а также роли институтов ЕС в вопросах внешней политики.
Politico заканчивает свой материал многозначительной фразой: «Европе никто не звонит», подвергая почти окончательному сомнению геополитическое будущее «Единой Европы», - говорилось в статье.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs