ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина-НАТО - «беззубая декларация» гарантий безопасности

17:23 05.01.2024 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Под самое католическое Рождество Киев получил неприятный новогодний сюрприз от Евросоюза, сразу шесть стран Североатлантического альянса, включая Венгрию, Словакию, Польшу, Австрию, Хорватию и Мальту не стали подписывать согласованную ранее «Декларацию о долгосрочных гарантиях безопасности для Украины» (Declaration on Long-term Security Guarantees for Ukraine).

Напомню, что еще в июле на полях саммита НАТО в Вильнюсе страны, входящие в G7, предложили в качестве моральной компенсации Украине за отказ от немедленного членства в альянсе Декларацию об их обязательствах по отношению к Незалежной. Обязательства предусматривали предварительные гарантии безопасности в рамках двусторонних договоренностей на период до будущего вступления Украины в альянс, а также сотрудничество сторон в сфере обороны в течение 10 лет. Соглашения в рамках «Декларации о гарантиях» стран-членов НАТО и Украины касались возможности предоставления Киеву современной военной техники, включая средства ПВО, артиллерию, дальнобойное вооружение и бронетехнику, а также обеспечение развития ВПК, обучение украинских военнослужащих и передачу разведывательной информации. Отдельным пунктом Декларации значилась готовность стран G7 оставить заблокированными российские активы до тех пор, пока Россия «не заплатит за ущерб, нанесенный Украине.

Кроме этого лидеры стран-членов НАТО приняли долгосрочную программу поддержки Украины, предусматривающую: 500 млн. долларов в год для модернизации украинской армии и ее полного перехода на стандарты НАТО, прежде всего, в сфере коммуникаций, правил использования связи, ПВО и штабной культуры, а также поддержали запуск Совета «Украина-НАТО», которая должна стать платформой для консультаций в кризисных ситуациях и решения задач на пути вступления Незалежной в альянс. Киев, в свою очередь, обязался провести реформы в области госуправления, а также борьбы с коррупцией и усиления гражданского контроля за военной сферой.[1]

 

Правда, все это мелочи для Киева, главная задача была иная. Тогда, в июле, Зеленский на предложения, прозвучавшие в Вильнюсе отреагировал сдержанно, отметив, что гарантии безопасности, которые предложили страны «семерки» не могут заменить членство Украины в НАТО. При этом глава президентского офиса Андрей Ермак попытался скрасить президентский афронт,  назвав «Декларацию» — важной победой Украины на пути в НАТО.  Однако Зеленский не согласился с мнением своего помощника и заявил, что он был готов к тому, чтобы уже в столице Литвы получить официальное приглашение в альянс. Но «союзники» решили иначе.  Даже Джо Байден тогда заявил, что, «по его мнению, Украина сейчас не готова к членству в НАТО, поэтому «призывать к голосованию за ее вступление в альянс преждевременно». Генсек НАТО Йенс Столтенберг был более формален, подчеркнув, что только 24 страны из 31 официально поддержали требование Киева на членство в НАТО. Поэтому, по словам главного натовского чиновника, Украина не сможет получить приглашение на вступление в НАТО на саммите в Вильнюсе, но может это сделать тогда, когда «согласятся все союзники и будут выполнены все необходимые условия».

Одновременно Столтенберг объявил, что Киеву не придется реализовывать «План действий по членству в НАТО (ПДЧ)», т.е. тот стандартный набор военных, а также политических реформ, обязательный для всех вступающих в альянс государств. Это означает, что, когда Украину все таки пригласят вступить альянс, Брюссель рекомендует странам-членам НАТО сразу перейти к ратификации в национальных парламентах Соглашения о ее присоединении. Но это, что называется, в теории, на практике, Киев вынужден довольствоваться «Декларацией о гарантиях безопасности», которую эксперты окрестили «беззубой».

Работа над предоставлением странами-членами НАТО гарантий безопасности Украине была запущена в свое время усилиями консалтинговой фирмы Rasmussen Global, основанной бывшим генсеком НАТО Андерсом фог Расмуссеном, которая в сентябре презентовала Проект под названием «Киевский договор по безопасности», получивший наименование «План Расмуссена», который по замыслу авторов должен был стать основой Соглашения по предоставлению гарантий безопасности Украине в рамках вильнюсской Декларации. Кстати, в нем нет ни одного слова про нейтральный статус Украины, зато указано обязательство стран-гарантов о предоставлении финансовой и военной помощи Киеву.

По имеющейся информации, в рамках достигнутых в Вильнюсе договоренностей и основываясь на «Плане Расмуссена», перед самым Новым годом, 22 декабря глава президентского офиса Ермак провел совещание с представителями 31 страны-членами альянса и Евросоюза относительно предоставления Украине гарантий безопасности. Однако, по словам Ермака, только 15 стран выразили в настоящее время готовность начать консультации по двусторонним соглашениям. Он также отметил, что параллельно идут консультации с США и Германией, правда, американцы не форсируют процесс, а с немцами на 21 декабря проведен уже пятый раунд безрезультатных переговоров. По информации экспертов, с которыми мне удалось пообщаться, процесс предоставления гарантий Киеву явно затягивается, поскольку речь, уже в который раз идет «лишь об обмене взглядами на приоритеты гарантий безопасности, которые требует Киев».

К настоящему времени свои проекты Соглашений передали Киеву только четыре страны: Франция, Италия, Германия и Великобритания и то только после того, как 22 ноября руководство Евросоюза предоставило странам-участницам проект Плана долгосрочных обязательств перед Украиной. Документ обсудили послы стран ЕС, а в декабре его рассмотрели лидеры стран Евросоюза, при этом шесть лидеров стран-членов ЕС - Словакии, Венгрии Австрии, Польши, Хорватии и Мальты - не согласились с такой постановкой задачи и отказались даже обсуждать «украинские гарантии».

Так 22 декабря словацкий премьер-министр Роберт Фицо, который заявил, что конфликт России и Украины не сможет разрешиться военным путем, поэтому ставка западных стран на снабжение Киева оружием и деньгами обречена на провал. В силу этого Словакия прекращает государственную помощь Украине оружием.

Его поддержал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который принципиально настроен против принятия Украины в НАТО, и по сути, выступает против предоставления гарантий безопасности Незалежной. Кстати, претензии Будапешта к Киеву были Орбаном неоднократно озвучены а в интервью радиостанции MR1-Kossuth глава венгерского правительства заявил, что «война на Украине - это не наша война, поэтому ни о какой военной помощи Киеву речь идти не может».

Позиция Австрии, пытающейся сохранять видимость нейтралитета в целом тоже понятна, по-видимому, в Вене не простили Киеву включение австрийского Raiffeisen Bank в дискриминационный список «Миротвореца» за то, что тот остался работать в России.

Общеизвестен и подход президента Хорватии Зорана Милановича, который неоднократно критиковал подходы ЕС к поддержке Киева.

Крошечная Мальта ни словом, ни делом помочь Киеву, естественно, не может, что и так лишает смысла ее пребывание в числе гарантов украинской безопасности.

Вот с Польшей ситуация иная. Отказ Варшавы гарантировать безопасность Украины, включая ее территориальную целостность, подтверждает нацеленность поляков под шумок отгрызть «исконно польские земли» на западе Незалежной. О том, что новое руководство Польши во главе с Дональдом Туском отказалось поддержать гарантии безопасности Киеву, говорит, скорее всего, не о том, что Польша «встала в позу к Брюсселю», а о том, что у Туска, есть свое понимание выстраивания отношений с Зеленским. Польша, конечно, является одним из ключевых игроков конфликта на Украине, однако новый премьер, по-видимому имеет свои интересы и не очень желает становиться стороной конфликта, несмотря на то, что польская территория является главной перевалочной базой для доставки военной техники Запада и боеприпасов на Украину, отправляя своих наемников воевать против России.

Что касается позиции нашей страны, то, по словам российского президента, «любая страна имеет право на то, чтобы обеспечить свою безопасность, и, конечно, она вправе выбирать тот способ достижения этой цели, который считает для себя наиболее правильным». Однако есть одно ограничение, и оно связано с тем, что, достигая безопасности одной страны, не должны создаваться угрозы для другой страны. Поэтому, Украина может получить гарантии безопасности, но только если при этом будет обеспечена безопасность России.

Что можно констатировать в этой связи в итоге?

Отказ от предоставления гарантий безопасности Незалежной шести стран-членов НАТО подтверждает факт «эффекта усталости» от конфликта на Украине. На Западе явно начали понимать, что юридически обязывающие гарантии безопасности, которые требует Зеленский, включая территориальную целостность Украины в ее прежних границах просто нереальны. Признание обязывающих гарантий означало бы для «стран-гарантов» потенциальное втягивание их в военный конфликт с Россией, что для «подписантов» является неприемлемым. При этом сама Декларация G7 фактически является разменной монетой вместо гарантий и предложения вступления Украины в НАТО. Нельзя же было ничего не предложить!

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Дальнейшая поддержка Украины и гарантии безопасности. Что вошло в декларацию стран G7 12.07.2023 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18259161

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати