ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Политические пертурбации на Южном Кавказе

13:03 27.12.2023 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

В последнее время на фоне бесспорного перелома в боевых действиях на Украине становится все более очевидным стремление коллективного Запада закрепиться на Южном Кавказе. Для этого предпринимаются беспрецедентные усилия по методу «кнута и пряника». В качестве «кнута» Запад угрожает странам региона прервать нормальное сотрудничество, применить санкции и оказывать преференции их противнику. «Пряником» служит режим наибольшего благоприятствования и обещания «обеспечить безопасность». На страны Закавказья подобная тактика с разным эффектом, вызывая пертурбации, действует, поскольку их руководство стремится к  интеграции с Западом.

Азербайджан

Полтора месяца назад США решили использовать «кнут», чтобы (на своих условиях) ускорить подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Дело в том, что Ильхам Алиев добился своих целей на западных переговорных площадках (признание территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, включая Карабах), а потому утратил интерес к западному формату и предложил Армении переговоры уже без посредников в любом взаимоприемлемом месте либо на условной государственной границе[1] без патронажа западных кураторов.

В наказание Вашингтон отменил встречи с официальными лицами из Баку. Как предостерег помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен на слушаниях в комитете Палаты представителей Конгресса США: «Отношения с Азербайджаном не будут нормальными до тех пор, пока мы не увидим прогресса на мирном треке». Читай – без кураторства этого процесса со стороны США. В назидание другим американский сенат также принял тактический законопроект о приостановлении военной помощи Азербайджану на 2024-2025 финансовый год.

Баку дал неожиданно резкий и быстрый ответ[2], обвинив Вашингтон в применении двойных стандартов, а также в подрыве усилий стран региона в области транспортной безопасности и отменил все визиты высокого уровня из США в Азербайджан, что несколько озадачило американский госдеп.

Более того, со стороны Баку последовали и другие ответные меры: была запрещена деятельность USAID в Азербайджане[3], началась кампания по разоблачению «западных агентов» (азербайджанских студентов, которые учились в США)[4]. Одновременно в азербайджанский МИД вызвали послов США, Франции и Германии в знак протеста против «незаконной финансовой поддержки» оппозиционного информагентства «Abzas Media»[5].

Баку, в отличие от Еревана, действует как в своих собственных интересах, так и в интересах своего «старшего брата» - Турции. Перспектива надолго испортить отношения с Азербайджаном стала для Вашингтона слишком очевидной. Поэтому в последнее время США, пытаясь закрепиться на Южном Кавказе, концентрируют свои усилия на Армении, руководство которой, не считаясь с потерями, стремится заработать очки на западном треке. Однако эта закавказская республика не имеет сопоставимого с Азербайджаном влияния и значимости. Если бы Вашингтон продолжал оказывать жесткое давление на Баку, то США рисковали спровоцировать (и не без основания) определенный разворот постсоветской республики в сторону России и утратить рычаги влияния на переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией. Как итог, Вашингтон был вынужден несколько понизить «градус» так называемого «армянского вопроса».

Таким образом, Госдепу пришлось «не солоно хлебавши» вернуться к «стратегии контактов» в отношении Азербайджана (другими словами – пообещать его руководству новые «пряники»), чтобы контролировать создание стратегических торговых коммуникаций Север-Юг и «Срединный коридор» (из Китая в Европу через Среднюю Азию, Азербайджан, Армению и Турцию). Как говорится, «не мытьем, так катаньем».

Не прошло и двух недель, как госсекретарь США Энтони Блинкен позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и, покаянно выслушав от него порицания за допущенные ошибки, униженно попросил разрешения на визит в Баку того самого О'Брайена, грозно обличавшего Азербайджан в Конгрессе США. Алиев согласился, поставив свое условие: Вашингтон должен снять необоснованный запрет на визиты азербайджанских представителей высокого уровня в США[6].

О'Брайен прямо в полете «переобулся», покаялся перед Алиевым и заявил, что США, дескать, приветствуют визиты председателя Центрального банка Азербайджана и министра энергетики, а госсекретарь Блинкен, мол, надеется вскоре принять министров иностранных дел Азербайджана (Д.Байрамова) и Армении (А.Мирзояна) в Вашингтоне для мирных переговоров[7].

При этом следует отметить, что О'Брайен прилетал только в Баку, хотя логичнее было бы затем посетить Ереван, поскольку заранее было известно, что на переговорах будут обсуждаться проблемы нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. Представляется, что «пряники» Азербайджану, предложенные на этот раз Вашингтоном, чтобы вернуть Баку за стол переговоров, пришлись бы не по вкусу Еревану. Однако Госдеп не сомневается в том, что руководство Армении поддержит любое решение Вашингтона.

Надо полагать, О'Брайен привез Алиеву и более серьезные «искупительные дары», о которых можно судить по действиям и высказываниям руководства Азербайджана сразу после визита чиновника Госдепа. Так, Ильхам Алиев на Форуме «Карабах: Возвращение домой спустя 30 лет. Достижения и трудности» назвал свои условия, на которых готов подписать мирный договор с Арменией.

  1. Либо Ереван должен согласиться на симметричные формулировки относительно возвращения армян в Нагорный Карабах, находящийся под контролем Азербайджана, и возвращения азербайджанских беженцев в Армению, либо положения о национальных меньшинствах не должно быть вообще.
  2. Касательно транспортного маршрута через Армению: «У Армении сейчас есть два варианта. Первый - они немедленно должны проложить 42-километровый железнодорожный путь за свой счет или за счет средств европейских фондов. Должен быть легкий доступ из Азербайджана в Нахчыван. Не должно быть каких-либо таможенных препятствий, проверок или процедур на границе. Это наше законное право»[8].

Судя по всему, США готовы согласиться на азербайджанские требования к договору: американцам открывается возможность максимально быстро вернуть переговорный процесс в западный формат, и главное -  не допуская при этом участия в нем России.

В этой связи США, должно быть, сделали президенту Азербайджана такие предложения, от которых он не смог отказаться. Недаром Алиев «внезапно» согласился на скорую встречу Байрамова и Мирзояна в Вашингтоне.

В этом же контексте следует рассматривать неожиданное для всех объявление о досрочных (на 15 месяцев раньше положенного срока) президентских выборах в Азербайджане 7 февраля 2024 г. на официальном сайте главы государства[9]. Оно было обнародовано на следующий день после встречи О’Брайена с Алиевым. По всей вероятности, глава Азербайджана решил капитализировать свои достижения (полного контроля над Нагорным Карабахом) на пике народного одобрения,  получив от Вашингтона гарантии признания итогов предстоящих выборов со стороны, так называемого, «демократического мира». Речь, по всей видимости, шла  и об американской индульгенции для дальнейшего получения уступок со стороны Армении. Представляется также, что решение о досрочных выборах было обусловлено  тем, что  Ильхам Алиев получил, таким образом, возможность использовать их как предлог, чтобы отложить завершающую встречу с Пашиняном для заключения мирного договора.

Кроме того, если бы выборы прошли в 2025 г., избирательная кампания совпала бы по времени с решением вопроса о российских миротворцах в Карабахе (завершении или продлении их мандата) и сильно зависела бы от  него. В то же время в 2024 г. важные выборы пройдут в разных регионах мира: в России весной, а в США осенью будут выбирать президентов. В Евросоюзе летом будут выбирать общеевропейский парламент.

В качестве ответного шага Алиев согласился сразу после визита О’Брайена опубликовать Совместное заявление аппарата премьер-министра Республики Армения и администрации президента Азербайджанской Республики[10]. В Заявлении сообщалось о намерении стран нормализовать отношения и достичь мирного договора на основе суверенитета и территориальной целостности, а также о том, что стороны достигли договоренности «предпринять ощутимые шаги между двумя странами по укреплению взаимного доверия»[11], в частности по обмену военнопленными (32 армянских на двух азербайджанских военнослужащих).

Совместное заявление правительств одобрили все ключевые акторы в регионе (США, ЕС, Турция, Иран), включая Россию[12]. Положение об обмене военнопленными было очень важно для Вашингтона, чтобы в преддверии заключения мирного договора показать, что управляют процессом именно США, а не Россия. Аналогичное положение еще 3 года назад было включено в пункт 8 Трехстороннего заявления лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 г. (далее – Трехстороннее заявление), однако до сих пор ни Азербайджан, ни Армения его не выполняли.

Вместе с тем, Азербайджан, после увещеваний США согласившись на провозглашение мирных деклараций, судя по всему, отнюдь не собирается спешить с заключением окончательного соглашения, так как он рассчитывает добиться от Армении еще больших уступок.

Армения

В отличие от азербайджанского президента, премьеру Армении под занавес политического года нечего предъявить, кроме непопулярных решений и неоправданных потерь.

Теперь армянский премьер изо всех сил торопится прикрыть проблемы своей внешней политики заключением мирного договора, многократно заявляя, что готов его подписать, несмотря на то что условия до конца так и не согласованы. Однако при этом глава правительства республики раз за разом меняет свою точку зрения и позицию, потому что опасается реакции оппозиции, к которой сейчас относится большая часть населения[13].

Представляется, что все годы своего пятилетнего правления, особенно в последнее время, для Никола Пашиняна интересы армян Нагорного Карабаха, не были приоритетом. Зачастую все выглядело так, что он создавал такие ситуации, которые не соответствовали интересам России, но совпадали с западными интересами.

В своем комментарии относительно процесса армяно-азербайджанской нормализации[14] официальный представитель МИД России М.В.Захарова  отметила целый ряд действий армянской стороны, из-за которых так и не удалось выполнить в полной мере комплекс трехсторонних договоренностей от 9 ноября 2020 г., охватывающий все ключевые сферы армяно-азербайджанских отношений: «Пробуксовка реализации упомянутых решений высших руководителей – прямой результат непоследовательности действий Еревана, а не политики Москвы».

Однако армянский премьер продолжает распространять дезинформацию, рассчитанную на внутреннего обывателя. Так в последнем интервью[15] армянский премьер свалил все «с больной головы на здоровую», обвинив Владимира Путина в том, что он в декабре того же года якобы нарушил Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. Он намеренно вырвал из контекста слова российского президента о том, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана, и на этом основании попытался снять свою вину за невыполнение взятых на себя обязательств по Трехстороннему заявлению.

На самом деле, в 2020 году Путин во время пресс-конференции заявлял следующее: «Сама Армения независимость Нагорного Карабаха не признала, и (имея в виду это обстоятельство) Нагорный Карабах с точки зрения международного права - тоже Азербайджан». По поводу будущего непризнанной республики российский президент тогда высказался со всей определенностью: «Сам статус Нагорного Карабаха должен остаться неизменным, то есть должен быть передан на будущее. Должен быть зафиксирован статус-кво в Нагорном Карабахе». На прямой линии и пресс-конференции 14 декабря Президент РФ Владимир Путин еще раз подчеркнул: «Не мы же отказались от Карабаха. Это Армения признала, что Карабах является частью Азербайджана. Сделали это инициативно, на самом деле, и нас особенно не информировали о том, что готовятся к принятию такого решения»[16].

Именно этот постулат был краеугольным камнем всего Трехстороннего заявления. Официально признав Карабах азербайджанским без согласования с главным посредником - Россией, премьер Пашинян кардинальным образом изменил ситуацию в зоне размещения Российского миротворческого контингента, и все последующие трагические события для армян Нагорного Карабаха лежат на совести армянского руководства.

Другим примером откровенной фальсификации может служить еще одно, легко опровергаемое заявление из того же интервью: после «вторжений Азербайджана на территорию Армении» в мае и ноябре 2021 года Ереван, якобы, «обращался в ОДКБ и не получил никакого ответа». Однако в феврале 2022 г. на первом совещании председателей комитетов (комиссий) парламентов государств-членов ОДКБ член постоянной комиссии Национального собрания Армении по внешним связям, депутат от правящей партии Г.Арсенян заявлял: «В Армении не та ситуация, чтобы мы были вынуждены призвать помощь ОДКБ. …Армения не будет из-за приграничных стычек с Азербайджаном просить у ОДКБ ввести на ее территорию военный контингент… Та угроза, которая есть, это системная угроза. Мы в состоянии ее ликвидировать. Сила политического руководства Армении во главе с Пашиняном в том, что оно предпочитает регулировать проблемы путем переговоров, а не стрельбой»[17].

В дальнейшем по инициативе России со стороны ОДКБ неоднократно поступали предложения конкретной помощи для Армении. Например, предлагали разместить миссию ОДКБ на армяно-азербайджанской границе, оказать военно-техническую помощь, и даже провести военные учения военного контингента ОДКБ. Руководство Армении отказалось от всего, мотивировав это тем, что военное присутствие, в частности, союзника -России, создаст республике проблемы с безопасностью. На самом деле в обмен на поддержку Запада Ереван пошагово сворачивает контакты с ОДКБ и одновременно пытается оставить для себя определенное поле для маневра, призывая членов организации не очень на него за это обижаться.

Подтверждает намерения армянского руководства и откровенное заявление Специального представителя НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Хавьера Коломина: «Армения приняла очень четкое решение изменить свою внешнюю политику, дистанцироваться от Москвы. ….Армения уже начала сближаться с нами. Они требуют большего сотрудничества, они требуют большего политического диалога и увеличения представительства НАТО в наших отношениях»[18].

По поводу перспектив подобной политики армянского руководства президент Путин на прямой линии и пресс-конференции отметил: «Не думаю, что в интересах Армении прекратить свое членство в СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. В конечном итоге это все равно выбор государства»[19].

Новые покровители не оправдывают ожиданий Еревана. У Армении нет никаких прямых и даже косвенных гарантий безопасности со стороны Запада, кроме декларативных заявлений. К сожалению, в Ереване не умеют просчитывать последствия своей политики, как сейчас, так и 100 лет назад, когда дашнакское правительство, выбрав покровительство Антанты, чуть не лишилось территории и суверенитета по Александропольскому договору.

В британском журнале «The Economist» недавно была опубликована статья «Армения восстает против своего бывшего опекуна, России» (с подзаголовком «Тыкать медведя»). В ней с удивлением приведены факты того, как Пашинян провоцирует Кремль, стремясь получить покровительство Запада, невзирая на то, что «авторитет Америки был подорван, когда представитель Госдепартамента заявил Конгрессу, что он «не потерпит» нападения на Нагорный Карабах, однако, когда пять дней спустя Азербайджан вторгся, американский ответ ограничился лишь критическими заявлениями. Глава мониторинговой миссии ЕС в Армении недавно признал, что в случае войны невооруженные наблюдатели убегут. «Они не могут быть живым щитом», — сказал западный дипломат в Ереване»[20]. Издание также отмечает, что «Россия на сегодняшний день является крупнейшим торговым партнером Армении и обеспечивает почти весь импорт зерна и энергоносителей. Многие армяне зависят от денежных переводов от членов семьи, работающих в России».

Действительно, закавказская республика экономически сильно зависит от России, и лишаться преференций от участия в ЕАЭС не готова. Армянская газета «Грапарак» сообщила, что 16 декабря на собрании правящей партии «премьер Н.Пашинян и глава МИД А.Мирзоян пожаловались однопартийцам, что Запад не оценивает их антироссийские шаги должным образом, поэтому придется смягчить политику в отношении России, пока ситуация не прояснится»[21].

Судя по всему, западные «друзья» разрешили руководству Армении сфокусироваться на экономических связях и ограничиться участием именно в этих форматах на пространстве бывшего СССР. Однако они опасались, что поездка и встреча с президентом России на неформальном саммите ЕАЭС и СНГ в Петербурге (25-26 декабря) может привести к резкому развороту внешней политики республики, тем более, что такие прецеденты в прошлом уже были (например, с Януковичем на Украине в ноябре 2013 г.).

Создается впечатление, что Никол Пашинян искал повод отказаться от поездки в Санкт-Петербург. До последнего момента было неясно, приедет ли в Санкт-Петербург глава правительства Армении. Целесообразность все же возобладала. Дело в том, что на заседании Высшего Евразийского экономического совета к Армении (по принципу алфавитной ротации) должно было перейти председательство (на 2024 г.) в организации и состояться подписание соглашения между Ираном, «особым партнером» Армении, и ЕАЭС. Армянский премьер, чтобы не потерять лицо, пришлось отправиться в Петербург. Там он вместе с другими лидерами стран-членов ЕАЭС подписал более 20 документов и заявил, что Армения в качестве председателя Совета будет «стремится пресекать всяческие попытки политизации евразийской интеграции». Однако пример ЕС показывает, что экономически интегрированные в одну структуру страны не могут усматривать решение проблем безопасности в другой системе. Кроме того, мероприятия в Петербурге были отмечены обменом рукопожатиями главами закавказских республик Н.Пашиняна и И.Алиева. Их встреча стала для них первой после событий сентября 2023 г. в Нагорном Карабахе, когда регион полностью перешел под контроль Баку. Они обсудили на полях неформального саммита СНГ вопросы, связанные с нормализацией азербайджано-армянских отношений[22]. Послужили ли контакты на петербургском саммите делу сближения позиций Москвы, Еревана и Баку мы узнаем в ближайшее время.

Грузия

Европейский совет предоставил Грузии статус страны-кандидата на членство в Евросоюзе 14 декабря, что вызвало всенародное ликование в этой закавказской республике. Однако директор Института стратегии управления, политолог П.Мамрадзе полагает, что «присвоение статуса никоим образом не означает, что в каком-то обозримом будущем страну, в данном случае Грузию, примут в состав Евросоюза как полноправного члена»[23]. К примеру, Евросоюз заставляет ждать Турцию у своего порога уже 25 лет.

Он также обратил внимание и на положительные аспекты для Грузии получения статуса страны-кандидата. В первую очередь – это провал плана госпереворота в стране, который намеревались провести сторонники партии «Единое национальное движение», основанной экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили, ныне отбывающим тюремный срок. Дело в том, что Служба госбезопасности Грузии еще в сентябре предупреждала о готовящихся в Тбилиси беспорядках с целью свергнуть действующую власть[24]. Предлогом, по мнению оппозиции, должен было стать отказ Брюсселя  предоставить Грузии статус страны-кандидата на вступление в Евросоюз из-за пророссийской позиции правящей партии. По информации Службы, координацией и финансовой поддержкой подготовки госпереворота занималась  USAID.

Таким образом, вопрос статуса страны-кандидата в члены ЕС имеет довольно важное внутриполитическое значение для Грузии, где основные политические силы борются за «звание» наиболее проевропейской партии в глазах общества. В 2024 году в Грузии ожидаются парламентские выборы, и провал процесса евроинтеграции мог бы и без госпереворота привести к проблемам для правящей уже 12 лет «Грузинской мечты» (ГМ). Получив же искомый статус перед выборами, правящая партия получает серьезный козырь для «доказательства» своей приверженности европейскому курсу.

Грузия получила положительный ответ Евросоюза по той же причине, по которой ей отказали годом раньше, хотя не выполнила большинство его требований. Прошлогодний отказ в предоставлении статуса способствовал распространению в республике пророссийских настроений, что вызвало определенную обеспокоенность в странах Запада, не выпадет ли Грузия из-под их влияния.

Присвоение статуса кандидата, по мнению ЕС, усилит евроинтеграцию и стимулирует Грузию выполнить еще девять шагов для продвижения на пути в ЕС[25]. Еврокомиссия приняла решение именно с таким условием – Грузия должна выполнить 9 требований. Получается, что тем самым европейцы манят ее очередным «пряником», но всячески оттягивают само вступление Грузии в ЕС дополнительными условиями по турецкому варианту.

Практически все они направлены на то, чтобы вновь фактически склонить Грузию к положению верного проводника антироссийского влияния Запада на Кавказе, как это было при Саакашвили. В частности,  требования обязывают Грузию бороться с влиянием тех информационных ресурсов и политических сил, которые действуют против ЕС и его ценностей, и привести ее политику к большему соответствию политике безопасности ЕС.

Упорное нежелание Грузинской Мечты, наученной горьким опытом августа 2008 года, делать свою страну орудием Запада против России, конечно, вызывает его раздражение. Правящая партия проводит прагматичную политику, которая не предполагает ее вовлечение в какие-то провокации и резкие шаги против России. В этом контексте европейские чиновники подготовили ловушку для грузинского правительства. Если оно не будет в полной степени выполнять упомянутые требования, его будут обвинять в нежелании получить членство в ЕС. Если же оно их будет выполнять, то нанесет очень серьезный ущерб как своим позициям, так и интересам Грузии в целом.

***

Попытки Запада закрепиться на Южном Кавказе отнюдь не приводят к стабилизации в регионе, как он декларирует. Напротив, его деятельность вызывает турбулентность и пертурбации политической жизни.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://interaffairs.ru/news/show/43508

[2] https://www.mfa.gov.az/en/news/no65423

[3] https://caliber.az/post/205259/?ysclid=lq2pqpgsdi234322139

[4] https://turan.az/ru/politika/ssa-otpravliaiut-pomoshhnika-gossekretaria-obraiena-v-azerbaidzan?ysclid=lq2q0pc158366588987

[5] https://haqqin.az/news/301403

[6] https://interfax.az/view/904699?ysclid=lq2vy0tp3f433443148

[7] https://armenpress.am/rus/news/1125740.html

[8] https://1news.az/news/20231206050814153-Prezident-Azerbaidzhan-dolzhen-imet-legkii-dostup-k-Nakhchyvanu-eto-nashe-zakonnoe-pravo

[9] https://president.az/ru/articles/view/62417

[10] https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2023/12/07/Announcement

[11] Кроме того, Армения высказалась в поддержку заявки Азербайджана провести у себя 29-й сессию Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Conference of the Parties — COP29) и сняла свою кандидатуру в пользу Баку. Азербайджан в ответ поддержал кандидатуру Армении на членство в бюро восточноевропейской группы COP.

[12] https://www.mid.ru/ru/press_service/spokesman/kommentarii/1919806/

[13] По результатам ноябрьского соцопроса, проведенного MPG/Gallup International Аssociation, лишь треть опрошенных доверяют или скорее доверяют Пашиняну https://armeniatoday.news/politics-ru/678332/

[14] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1921246/

[15] https://www.primeminister.am/hy/interviews-and-press-conferences/item/2023/12/19/Nikol-Pashinyan-Interview-Petros-Ghazaryan/

[16] http://www.kremlin.ru/events/president/news/72994

[17] https://ru.armeniasputnik.am/20220210/armeniya-ne-budet-obraschatsya-k-odkb-za-pomoschyu-v-reshenii-problem-s-azerbaydzhanom--deputat-38556981.html

[18] НАТО искушает Армению дистанцированием от России: спецпосланник проговорился

[19] http://www.kremlin.ru/events/president/news/72994

[20] https://www.economist.com/europe/2023/12/07/armenia-is-turning-against-its-erstwhile-guardian-russia

[21] https://hraparak.am/post/ab89f9c2a6c79b067c199a69e1834e6b

[22] https://az.sputniknews.ru/20231227/pashinyan-i-aliev-vpervye-posle-sobytiy-v-karabakhe-soberutsya-na-sammite-sng-v-peterburge-461552987.html

[23] https://sputnik-georgia.ru/20231215/poluchenie-statusa-kandidata-ne-otkroet-gruzii-dveri-v-evrosoyuz---ekspert-284976399.html

[24] https://spress.ge/56228/

[25] https://ru.aravot.am/2023/12/06/425436/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати