ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

О роли и месте искусства Кубы в мировой культуре

10:09 18.12.2023 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото: Александр Моисеев

В этой нашей беседе с известным кубинским художником и моим давним другом Омаром Годинесом, живущим в Москве, мы рассматриваем основные источники формирования кубинской культуры как неотъемлемой части современного этносоциального пространства, где особое место занимают российско-кубинские отношения не только как стратегических партнеров в геополитических процессах, но и как партнеров по развитию культурно-ценностного потенциала дружественных народов наших двух государств.

 

«Международная жизнь»: Как мне представляется, искусство во все времена было не просто частью культуры той или иной страны и средством самовыражения творца, но и способом коммуникации в обществе. Вы согласны?

Художник Омар Годинес: Да, это действительно так. Через искусство человек может понять и прочувствовать другого человека, даже если они разговаривают на разных языках и живут на разных континентах. Искусство пробуждает в нас интерес к другим культурам, к жизни других народов и объединяет нас в одном из лучших человеческих качеств – стремлении к прекрасному. И кубинское искусство тому лучшее подтверждение.

Учитывая, что «...в культурной идентичности в большей степени воплощается национальная идея и определяется место страны в современном мире, то и представление о Кубе... ...определяется, главным образом, ее культурно-ценностным потенциалом», можно с уверенностью утверждать, что развитие российско-кубинских отношений невозможно без формирования современного представления о национальных культурных традициях и искусстве обеих стран, тем более, что эти отношения имеют надежный, проверенных временем фундамент. «Отношения народов России и Кубы – это отношения добрых друзей. Чувства взаимной симпатии, искренней заинтересованности всегда отличали эти отношения, несмотря на все бурные повороты современной политической жизни». Напомню, что

Хосе Марти, национальный герой Кубы, наш мыслитель, поэт и публицист – проявлял живой интерес к русской культуре. Он первый открыл кубинской общественности имена Белинского, Станкевича, Бакунина, Пушкина, Верещагина. «Пушкин не имеет мировой известности лишь потому, что он писал по-русски, но раз познакомившись с ним, его нельзя забыть… в своей груди он вмещал вселенную», – писал Хосе Марти в статье «Пушкин», опубликованной в нью-йоркской газете «Сан», в связи с открытием памятника поэту в Москве в 1886 году. Одной из лучших статей о творчестве Верещагина, написанных в Новом Свете, является очерк Хосе Марти «Выставка работ русского художника Верещагина в Нью-Йорке», опубликованный в газете «Ла Насьон» от третьего марта 1889 года, в котором был дан глубокий анализ изображения каждой картины.

Минувшие десятилетия, как и международные вызовы последних лет, убедительно показали, что Куба не просто была и остаётся главным стратегическим партнёром России в Латинской Америке, но и проверенным временем верным другом. В подтверждение этому, как памятник кубино-русской дружбы, в Гаване построен и освящен в 2008 году русский православный храм, в основание которого заложена земля с места захоронения советских солдат, служивших и погибших на Кубе…

 

«Международная жизнь»: А теперь, уважаемый Омар, давайте поговорим об истории зарождения и развития кубинского искусства и его различных видов. И что может роднить кубинское искусство с российским?

Художник Омар Годинес: Кубинское искусство, как и вся кубинская культура, сформировалась на стыке мировых культур, как известный кубинский коктейль, она смешала в себе различные ингредиенты из разных стран, добавила местный колорит и получила уникальный, незабываемый, узнаваемый «вкус».

В связи с тем, что, начиная с XVII века, Куба стала главным транзитным пунктом для всех испанских колоний, на остров хлынул поток испанских переселенцев, которые начали активно развивать земледелие. На плантации свозили рабов из разных регионов Африки, в основном представителей пяти этнических групп (йоруба, мандинги, конго, банту и крабалис) и индейцев Карибского бассейна. Работая на плантациях, представители различных этносов сформировали новую культурную общность, сочетающую в себе лучшие фольклорные традиции. Тогда-то и начала зарождаться карибская жемчужина – кубинская музыка, ее зажигательные ритмы и мелодичность, узнаваемая и любимая во всем мире. «Любовный союз испанской гитары и африканских барабанов» породил наиболее характерные для Кубы музыкальные формы, покорившие в последующем сердца миллионов.

Испанские песенные традиции прослеживаются в распространенных кубинских музыкальных жанрах – таких, как романтические песни и баллады (пунто), деревенский танец «Сапатео» и крестьянская песня гуахира. Афроиспанские мотивы прослеживаются и в произведениях создателях профессиональной кубинской композиторской школы Мануэля Саумеля Робредо (1817–1870) и Игнасио Сервантеса Каванага (1847–1905), и основоположниках кубинской оперы Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874–1944) и Хосе Маури Эстеве (1856–1937). Эту тенденцию развили и представили миру два кубинских композитора XX века: Амадео Рольдан (1900–1939) и Алехандро Гарсия Катурла (1906–1940).

В конце XVIII века Гавана являлась одним из крупнейших городов и афроиспанская традиция дополнилась влиянием английской, французской и других культур. Фактически Гавана стала одним из первых мировых мультикультурных мегаполисов. Активное развитие получили все виды искусства. Город богател и расширялся, что способствовало развитию архитектуры. Классический колониальный стиль и испанский мудехар, несущий в себе мавританский отпечаток, барокко и неоклассицизм, эклектика, арт-нуво модернизм, все это многообразие создало уникальный архитектурный ансамбль, оцененный по достоинству ЮНЕСКО внесшему в 1982 году Старую Гавану (вместе с ранними фортификационными сооружениями города) в список Всемирного наследия человечества.

В первой половине XX века центральное место в кубинской культуре занял балет. Выступавшая с 1915 по 1919 годы в Гаване российская балерина Анна Павлова, влюбила в этот вид искусства кубинскую публику. В 1931 году при Гаванском обществе музыкального искусства была создана первая балетная школа, которую возглавил российский балетмейстер Николай Петрович Яворский, чьими учениками были создатели Национального Балета Кубы всемирно известные танцоры и хореографы Алисия Алонсо и Альберто Алонсо. Усилиями Альберто Алонсо классическая хореография получила «новое дыхание», впитав в себя испанские, латиноамериканские и кубинские мотивы. В апреле 1967 года по просьбе Майи Плисецкой Альберто Алонсо поставил для примы-балерины в Большом театре балет «Кармен-сюита» на музыку Родиона Щедрина, ставший новым этапом развития мировой балетной школы…

 

«Международная жизнь»:  Нельзя не отметить и «кубинский след» в истории мирового киноискусства. Не так ли, Омар?

Художник Омар Годинес:  Совершенно верно! В 1897 году в Гаване был снят и показан первый хроникальный фильм «Тушение пожара», появились первые документальные фильмы, жанровые сцены, реклама. В 1910 году кубинский режиссер Энрике Диас Кесада снял первые фильмы с участием профессиональных актеров, а в 1913 он же снял первый национальный полнометражный фильм «Мануэль Гарсия, или король кубинских земель» вошедший в классику мирового кинематографа.

Кубинский кинематограф всегда имел активную государственную поддержку, после Революции учрежден Кубинский Институт Киноискусства и Кинопромышленности (ICAIC). В 1979 году стартовал первый ежегодный кинофестиваль в Гаване по сей день, являющийся ключевым мероприятием латиноамериканского кинематографа. В 2012 году в Гаване по сценарию кубинского романиста Леонардо Падуро Фуэнтеса создан культовый фильм «Семь дней в Гаване» состоящий из семи новелл, снятый признанными мировым сообществом мастерами, такими как Бенисио дель Торо, Госпар Ноэ, Хулио Медем.

Четырьмя годами ранее, через четверть столетия после выхода в прокат легендарного советско-кубинского фильма режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского «Я — Куба», при поддержке ICAIC (Института кубинского искусства и кинематографической индустрии), снимается российско-кубинский фильм Михаила Косырева-Нестерова «Океан» с кубинскими актерами: Джорджем Луис Кастро, Алиной Родригес Руис, Монсе Дуане Гонсалес, знаменитым боксером Нардо Местре Флорес и другими. Фильм, снятый в стилистике неореализма, насыщен новаторскими приемами. Вписывая «вымышленную мелодраматическую историю в документальный контекст современной жизни острова», режиссер и оператор отказались от предварительной раскадровки, чтобы схватить «жизнь врасплох» и «максимально избавиться от классического мышления кадрами». Олег Лукичёв, известный российский оператор, продолжая традицию Урусевского, работал ручной камерой, применяя множество собственных операторских приемов. Благодаря «незамыленному взгляду» и поддержке ICAIC, съемочная группа смогла создать новаторский фильм, сверхдинамичный и насыщенный яркими образами, в котором российского зрителя покорил высокий уровень мастерства кубинской актерской школы. «Почти все актеры в кадре удивительно органичны, но это не столько из-за естественности среды, сколько в силу природной талантливости. Видно, что в определенных эпизодах они все же утрируют какие-то эмоции, но делают это ювелирно... Потенциал у этих актеров потрясающий, и остается только жалеть о том, что мы мало знаем о таком явлении, как кубинский кинематограф». В 2008 году фильм «Океан» был признан «Лучшим дебютом» на Кинофестивале русского кино в французском Онфлере, в 2009 году в США «Лучшим фильмом» на Международном кинофестивале в Фениксе и выиграл приз «Золотая гирлянда» в номинации «Лучший режиссер» на Международном кинофестивале в Гонолулу. В России, на Международном кинофестивале в Чебоксарах, присуждены приз за «Лучшую женскую роль» актрисе Монсе Дуане Гонсалес и приз жюри, прессы и критики за «Лучший игровой фильм».

Особое место в истории развития мирового культурного наследия занимает творчество кубинских художников. В 1817 году в Гаване, французским художником-портретистом X. Б. Вермаем, была основана Академия Сан-Алехандро (ныне – Национальная школа изящных искусств Сан-Алехандро), одна из старейших художественных школ Латинской Америки. С этого началось формирование национальной школы живописи яркими представителями которой стали такие мастера, как Леопольдо Раманьяч, Виктор Мануэль, Вифредо Лам и многие другие. Как и музыка, и архитектура, кубинская школа живописи сочетает в себе множество мировых традиций и школ с насыщенными кубинскими мотивами. Один из ярчайших представителей кубинской школы, Вифредо Лам, хорошо иллюстрирует мультикультурность кубинского искусства. Сын китайского эмигранта и мулатки с примесью индейской крови, он вырос на Кубе, обучался изобразительному искусству в Академии Сан-Алехандро и, в Испании, у придворного художника Фернандо Альвареса де Сотомайора, директора музея Прадо. Путешествуя по миру, он познакомился с Пикассо и Матисом, Фридой Калло и Диего Риверой, выставлялся в Париже, иллюстрировал книги Андре Бретона и Рене Шара. В своих работах соединял сюрреализм его с афрокубинскими (сантерия) мифологическими мотивами и изобразительными традициями.

 

Художник Омар Годинес: В результате общественных преобразований эпохи и постепенного отторжения буржуазных вкусов, и, как следствие, отрицание молодыми художниками исчерпавших себя академических традиций, противоречащих насущным потребностям XX века, кубинское искусство вливается в художественные течения авангарда. После победы Кубинской революции, на первом съезде в 1961 году, Союз писателей и деятелей искусств Республики Куба призывает к «возрождению и развитию богатых гуманистическим содержанием традиций культуры Кубы». Зрелые мастера первой половины века продолжают создавать ключевые произведения и, через преподавательскую деятельность, продолжают последовательно участвовать в новых процессах в сфере искусств. Рауль Мартинес, преобразовав саму сущность поп арте, ориентировал его на отображение языком плаката процесса формирования новой жизни на Кубе, Педро де Ораа, Луис Мартинес Педро, Рауль Милиан, Сальвадор Корратге, Антонио Видаль и другие представители известной «Группы одиннадцати» продолжили развивать абстрактные островные течения, Лоло Сольдевилья и Санду Дарье кинетическое искусство, Сервандо Кабрера Морено неоэкпрессионизм, Антония Эйрис, пишет в духе экзистенциализма с оттенком бурлеска, с элементами деформации и утрирования человеческих образов.

 

«Международная жизнь»:  И поиск нового на Кубе не прекращается?

Художник Омар Годинес: В изыскании новых форм и содержания, в поиск нового пластического языка включаются представители последующих поколений художников. Мануэль Мендиве, отображая в картинах афро-кубинские мифы, последовательно раскрывал эту тематику в перформансах и бодиарт. Благодаря творчеству Эдуардо Рока, Нельсон Домингес, Эвер Фонсека, Эрнесто Гарсиа Пенья, Педро Пабло Олива, отобразивших в поэтической манере близкие им темы кубинской глубинки, обогащается такое новое течение, как магический реализм. Кубинские художники-гиперреалисты Флавио Гарсиандиа, Рохелио Гори, Альдо Солер, Нелида  Лопес и Сесар Леаль, трансформируя точку исхода и разума этого движения и включая в свои произведения тематику международных политик и национального характера, сумели передать качество художественной пластики, несмотря на исходный прагматический механизм этой тенденции. В дальнейшем этот язык пластики был ориентирован на концептуальное мышление, а с появлением постмодернизма, ориентирован на поиск аналитического языка и метаязыка, чтобы оспаривать такие понятия как: история, символы, миф и тождество, идентификации происхождения наций. Таким образом, постмодернизму присущ аналитический взгляд, отсюда возникает инсталляция с установкой на понятие эфемерности. Группа художников, участников выставочного проекта «Volumen Uno», была одной из основателей метаязыка, направленного на раскрытие сути антропоморфических и антропологических стоимостей, исходя из анализа корней и двойственности существования различных категорий, таких, например, как богатство - бедность, дикость - цивилизация, и их противопоставление.  Группа Puré y Arte Calle своими постулатами изменила традиционные образы художественных произведений, выведя свои произведения на улицу и устраивая коллективные художественные акции. Произведение перестает быть собственным достоянием художника, так как провоцирует всеобщее участие, и, таким образом, взламывает область сакрального, что способствует возникновению новых художественных движений, направленных на поиск национальных обликов. Это — креольский юмор, сатира, народный китч. Их цель сломать фальшивые ценности и раскрыть естественные характеры кубинцев, постановка кардинальных вопросов таких, например, как тождество секса и морали. Движение Bad Painting (Плохая живопись) своей критической сущностью было направленно сломать традиционные ценности вкуса и создать динамический перелом со старыми концепциями и эстетическими догмами, оспаривая наследственные ценности, и, таким образом, пропагандировало новое мышление и более современный взгляд. Политические и общественные события, происшедшие в мире, прежде всего распад СССР, и его последствия для Кубы, нашли свои отражения в постмодернистском искусстве. В произведениях художников появляется иронический акцент и переосмысление этой проблематики. Деполитизация и деидеологицация — неотъемлемые элементы от этого движения. Тоираз, Ангуло и Балестер, переосмыслив значение элементов и символов, затронули в своих произведениях концепции манипуляции и присвоения, и насытили их новым контекстом. Использование художниками ремесленной структуры с

элементами симулятивного искусства подчеркивает отстраненное и ироническое отношение к своим произведениям, что подобно самому фетишу постсовременности. Художник, намекая на мир меняющих стоимостей и распоряжаясь компонентами действительности в новом контексте, то создает произведение искусства, то переводит его в категорию банально ежедневного. Искусство превращается в спектакль, в некую семантическую игру с элементами неодадаизма в его амальгамированной смеси с концептуальными положениями. В этом контексте художники Фернандо Родригес, Эстерио Сегура, Освальдо Йеро размышляют над явлениями транскультурации и синкретизма, а Сандра Рамос и Алексеи Леива поднимают в своих произведениях актуальные темы исхода и эмиграции.

 

«Международная жизнь»:  На современном этапе развития изобразительного искусства Куба, насколько известно, также продолжает занимать в мире одно из лидирующих положений. Разве не так?

Художник Омар Годинес: Это действительно так. И лучшее тому подтверждение - популярная уже более 30 лет Биеннале современного искусства в Гаване, в которой недавно приняли участие более 200 художников из 40 стран, в том числе из России и США. Отмечу также, что

исторический лидер нашей революции Фидель Кастро многократно указывал на необходимость развития кубинского искусства и его значимую роль на всем мировом этносоциальном пространстве: «Кубинские деятели искусств и представители интеллигенции, - говорил он, - объединившиеся под лозунгом «В защиту человечества», стали оплотом битвы идей в международном масштабе, согласовывая акции, призывая известных представителей интеллигенции мира, распространяя передовые идеи, и также стали известными бойцами в нашей борьбе за культуру, свободу и достоинство нашего народа».

Весьма вероятно, что именно стремление кубинского народа к познанию и самовыражению, подкрепляемое эффективной внутринациональной политикой в сфере культуры и образования, дает мощнейший импульс для формирования новых реалий мирового этнокультурного социума. Таким образом, российская и кубинская культуры, как неотъемлемые элементы мирового этносоциального пространства, не могут развиваться в разрыве друг от друга, несмотря как на географические, так и геополитические аспекты…

 

«Международная жизнь»: Спасибо, уважаемый Омар, за интересную беседу!

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати