ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Технологии искусственного интеллекта – новые возможности для Запада по дезинформации и манипуляции информацией в ИКТ-среде

15:20 13.12.2023 • Сергей Коротков, начальник аналитического отдела Национальной ассоциации международной информационной безопасности, генерал-майор, к.в.н

Экспертное сообщество всё более консолидируется в прогнозной оценке тенденции ускоренного создания и внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ), которые следует рассматривать уже в среднесрочной перспективе как один из ключевых трендов в обеспечении технологического суверенитета и в целом высокоэффективного средства в области информационного противоборства.

Анализ характера и содержания современных конфликтов свидетельствует о том, что урегулирование межгосударственных проблем имеет не только дипломатические, экономические и военные составляющие совокупного потенциала субъектов международного права, но и значительное киберизмерение.

Кроме того, глобальное информационное пространство, ускоренный процесс информатизации, включая внедрение технологий ИИ предоставляют неограниченные возможности спецслужбам иностранных государств оказывать, используя различные аспекты социальной инженерии (social engineering), целенаправленное воздействие на избранные социальные группы и общественное сознание в целом.

Технологии ИИ в значительной мере обеспечивают поддержку принятия обоснованных решений и многократно увеличивают оперативность управления информационными потоками, а в результате – результативность мероприятий по дезинформации и манипуляции с информацией.

В этой связи кибервойны с использованием ИИ-технологий, являющиеся атрибутом ментальных, когнитивных, гибридных и прокси-войн (как бы их не называли), будут в конечном итоге определять победу над противоборствующей стороной.

Глава СВР России С.Нарышкин в статье для журнала «Разведчик» отметил: «Евроатлантическая верхушка будет идти по проторённому пути создания управляемого хаоса – дестабилизации обстановки в ключевых регионах планеты путем стравливания одних «непокорных» государств с другими и последующего формирования вокруг них подконтрольных Западу оперативно-тактических коалиций… Противостояние будет проявляться во всем мире - от постсоветского пространства до Южной Америки и Тихого океана».

Расширение масштабов злонамеренной и вредоносной деятельности осуществляется в мировом информационном пространстве за счет заблаговременно созданной Западом глобальной системы информационной войны. При этом можно с уверенностью утверждать об отсутствии норм международного права, которые бы препятствовали введение в заблуждение мировой общественности путем дезинформирования и манипулирования. За четверть века по инициативе России при поддержке дружественных стран удалось лишь подготовить и принять Генеральной Ассамблеей ООН ряд норм ответственного поведения государств в ИКТ-среде, которые являются добровольными к исполнению.

Запад, прежде всего США, а под его влиянием НАТО и ЕС, постепенно и цинично под лозунгом борьбы со странами-изгоями, а затем с Россией, одним из инструментов разрешения геополитических противоречий, навязывания своей воли и продвижения либеральной идеологии избрали в рамках гибридной войны дезинформацию и манипуляцию информацией.

В опубликованной недавно министерством обороны США «Стратегии по операциям в информационной среде»[I] изложен новый подход Пентагона к интеграции «информационной и физической мощи». Обоснованием этого взгляда является понимание того, что информационная среда представляет собой «совокупность социальных, культурных, лингвистических, психологических, технических и физических факторов, которые влияют на то, как люди и автоматизированные системы извлекают смысл из информации, действуют в соответствии с ней и подвергаются её воздействию»[II].

Таким образом ВС США считают необходимым формировать информационное поле деятельности и обеспечивать свое превосходство в онлайн-пропагандистских войнах в эпоху цифровых технологий.

Информационная война в форме «операций в информационной среде» будет объединять мероприятия психологической борьбы, оказание помощи гражданским органам власти, поддержание связей с общественностью («общественная дипломатия»), совместных операций в электромагнитном спектре, киберопераций и специальной технической деятельности. Кроме того, называется «дезинформационная деятельность» Пентагона, что является редким открытым упоминанием об участии министерства обороны США в подобных акциях.

При этом особое внимание будет уделяться использованию «для противодействия русской пропаганде» в Интернете технологий искусственного интеллекта. Подтверждением этому является и заявление в мае 2023 г. госсекретаря США Энтони Блинкена в ходе его выступления перед сотрудниками Freedom Hous. Из его доклада выяснилось, что на средства госдепартамента разработан онлайн-агрегатор материалов по Украине на основе ИИ-технологий.

В контексте рассмотрения проблематики возможностей Запада по расширению деятельности по дезинформации и манипуляции информацией важно отметить «как западные аналитические центры заново изобретают понятие дезинформации»[III]. В прошлом месяце в сети появился доклад рабочей группы Ukraine War Disinfo, в котором собраны и проанализированы информационные тренды в «пророссийских СМИ и телеграмм-каналах» Грузии, Армении, Белоруссии, Украины, Молдовы, странах Балтики, Болгарии, Словакии, Венгрии и Польши.

Как говорится в тексте документа, в работе принимали участие МИД Великобритании, а также ряд НКО и аналитических центров[IV]. Организация Zinc Network выступила координатором этого проекта, получая финансирование от Командования специальных операций США и Командования армии США в Европе и Африке.

Важно отметить как в документе трактуется термин «дезинформация». Это - «информация, которая соответствует существующим прокремлевским нарративам, целям или деятельности».

В этом определении кроется подмена общепринятого ранее понятия. Взамен специалистам, работающим в информационной сфере, ненавязчиво предлагают отказаться от традиционных инструментов распознания дезинформации.

Одним словом к «дезинформации» отнесено все, что вредит имиджу Организации Североатлантического договора и вооруженных сил США и может потенциально создавать препятствия для распространения выгодных западному миру нарративов.

В связи с этим надо ждать внесения корректив в «Таллинское руководство» НАТО, где одно из правил гласит, что «разрешается проводить кибероперации, которые расцениваются как военная хитрость».

Все более широко западными политтехнологами применяется метод манипуляции информацией, заключающийся в предоставлении (распространении) фактов (событий) в искаженном и/или выборочном виде, а также целенаправленная интерпретация важных сообщений.

Таким образом, в ближайшей перспективе развитие ИИ-технологий выведет возможности т.н. «цветных и твитер-революций», ментальных и когнитивных войн на новый качественный уровень. Очевидно, что эти возможности, будут использоваться Западом не во благо мира и поддержания стратегической стабильности, всеобщего экономического развития.

В целях обеспечения информационной безопасности на международном и национальном уровне целесообразно реализовать комплекс мер, прежде всего, направленных на противодействие дезинформации и манипуляции с информацией в ИКТ-среде. Усилия международного сообщества должны быть направлены на устранение противоречий, существующих между «свободой слова» и распространением СМИ любых сведений и фактов в глобальном информационном пространстве, с одной стороны, и необходимостью обеспечения достоверности и верификации информации, соблюдения кодекса профессиональной деятельности журналистов, с другой стороны.

На международном уровне, продолжая соответствующую работу в ООН по проблематике МИБ, основные усилия сосредоточить на деятельности в рамках региональных организаций и объединений с участием России.

Например, на презентации проектов объединения «Лидеры БРИКС» на 2024 год в рамках заседания Экспертного совета высокого уровня заявлено о намерении создать «Агентство по искусственному интеллекту». Задачами Агентства будут являться: урегулирование законодательства по использованию ИИ, обмен опытом и создание совместных разработок в дружественных странах. В целом деятельность Агентства будет содействовать странам БРИКС в области внедрения технологий для борьбы с угрозами и вызовами в сфере ИИ[V].

Важное значение приобретает расширение международного сотрудничества по борьбе с дезинформацией (deepfakes) и обмен опытом в этой деятельности..

На национальном уровне как никогда актуализируется потребность в проведении эффективной государственной информационной политики, организации противодействия фальсификации исторических событий, защите традиционных культурно-нравственных ценностей.

Необходимо активнее внедрять технологии ИИ для осуществления мониторинга информации об угрозах и в качестве инструмента для борьбы со злонамеренной и вредоносной деятельностью. Президент Российской Федерации В.В.Путин на конференции Сбербанка объективно отметил, что англоязычные ИИ-алгоритмы угрожают российской идентичности. Выражена обеспокоенность по поводу работы западных поисковых систем и генеративных моделей. В контексте этого направления деятельности перспективной реализацией видится совершенствование Роскомнадзором «Системы мониторинга и поиска уязвимостей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры» путем внедрения технологий ИИ.

В соответствие с законодательством необходима поддержка со стороны институтов гражданского общества деятельности Департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста России по включению в реестр иностранных агентов, а Росфинмониторинга - в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

По-видимому, назрела потребность и в корректировке Доктрины информационной безопасности Российской Федерации 2016 года.

Среди приоритетных направлений, определенных Советом Безопасности Российской Федерации, которые предстоит реализовать органам исполнительной власти, является задача по патриотическому воспитанию молодежи, формированию у них критического мышления, повышения уровня киберкультуры и медиаграмотности.

Насущной потребностью в условиях враждебной деятельности недружественных стран являются меры нормативного регулирования рекламной деятельности, социальных сетей и тлг-каналов с опорой на государственно-частное партнерство и поддержку институтов гражданского общества, а также поддержка государством деятельности кибердружин из числа добровольцев и волонтеров.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[I] Strategy for Operations in the Information Environment (SOIE), July 2023

[II] https://www.washingtontimes.com/news/2023/nov/18/pentagon-turns-press-flaks-and-academics-help-figh/?utm_source=RSS_Feed&utm_medium=RSS

[III] https://vk.com/@rybar_force-kak-zapadnye-analiticheskie-centry-zanovo-izobretaut-ponyati

[IV] Zinc Network (Великобритания), Словацкий институт политики безопасности (SSPI), Political Capital (Венгрия), debunk.eu (Литва), Международный центр обороны и безопасности (ICDS) (Эстония), Национальный центр осведомленности в области обороны и безопасности (Эстония), Coda Media (Грузия/США), «Союз информированных граждан» (Армения), «Детектор М» (Украина), «Центр изучения демократии» (Болгария), Центр изучения восточноевропейской политики (Латвия), Memo 98 (Словакия), Media Initiative Centre (Армения), Press Club Belarus (Белоруссия), Georgia’s Reform Associates (Грузия), Watchdog.md (Молдавия), Civic Resilience Initiative (страны Балтии), FakeNews (Польша), Adapt Institute (Словакия).

[V]  Материалы заседания Экспертного совета в г.Александрове 23.11.2023

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати