Армен Гарникович Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»:
Мы много говорим о каналах передачи информации, о том, что нужно создавать альтернативный Интернет. А чем наполнять их, откуда брать контент? Проблема заключается в том, что контент еще не наработан в том количестве, которое требуют современные информационные технологии.
Артур Рушанович Люкманов, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере информационной безопасности, директор Департамента международной информационной безопасности МИД России:
Слово действительно становится оружием. Можно вспомнить слова поэта В. Шефнера:
«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести».
Ситуация, которая складывается сейчас в плане путей распространения информации, очень тревожная, она напоминает попытку установления неоколониальных правил, только сейчас странам мира, в первую очередь развивающимся, новые «пост-индские компании» в лице Apple, Google, Microsoft и др. предлагают различные ИКТ-устройства, которые подчинены им. Они превращают пользователя не просто в клиента, но и в рабов.
Не соглашусь с тезисом, что Россия ничего не делает на внешнем контуре. Наоборот она выступает своего рода «законодателем мод» в этой сфере. Еще в 1998 г. по инициативе Российской Федерации в рамках Генеральной Ассамблеи был запущен переговорный процесс по международной информационной безопасности согласно соответствующему пункту повестки дня «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Россия традиционно каждый год вносит проект решения на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН по путям преодоления и отражения вызовов в сфере информационной безопасности.
О каких вызовах идет речь? В первую очередь, опасность этих вызовов заключается в том, что активное участие в наступлении иностранных государств на страны развивающего мира, включая Россию, принимают западные компании, тесно сотрудничающие со спецслужбами и военными ведомствами. Их главное стремление заключается в подчинении остального мира их интересам и устремлениями на господство. Россия добивается уважения центрального принципа Устава ООН – суверенного равенства государств, из которого вытекает другой – о невмешательстве во внутренние дела других государств. Сейчас главным средством такого вмешательства, разжигания конфликтов как между государствами, так и внутри них, выступают информационно-коммуникационные технологии.
Не только граждане России и стран Движения неприсоединения являются жертвами таких угроз, но и компетентные ведомства многих государств. В уязвимое положение их ставит неспособность расследовать и предотвращать преступления в силу отсутствия доступа к информации, который есть у злоумышленников. Это подтверждает монополию разработчики ИКТ – крупные западные IT-корпорации. Становится невозможным блокировка аккаунтов на национальной территории, которые распространяют как деструктивную информацию, так и программы, занимающиеся похищением денег людей. Более того, есть случае склонения к суициду, в т.ч. несовершеннолетних.
Для предотвращения этих угроз Россия запустила в 2019 г. в рамках Генеральной Ассамблеи ООН работу Специального комитета по выработке всеобъемлющей конвенции по противодействию информационной преступности. Тогда Россию поддержало порядка 80 государств, а те 70, которые выступили против (США и их союзников) присоединились к Спецкомитету. На текущий момент состоялось шесть сессий Спецкомитета. В Алжире (председатель Спецкомитета Мебараки – представитель Алжира) был представлен проект базового документа. Он ориентирован на развитие международного сотрудничества на данном направлении. Работа будет продолжена. В январе следующего года планируется подготовка документа по вопросам правоохранительного сотрудничества в борьбе с информационными преступлениями. Это касается не только мошенничества, но и распространения противоправного контента.
Вторая не менее важная площадка, которая была запущена по инициативе России в 2018 г., - Рабочая группа открытого состава по безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ. Эта группа предусматривает обсуждения комплекса вопросов межгосударственных отношений в сфере международной информационной безопасности. В данном формате Россия играет роль «двигателя» в области международно-правового оформления отношений между государствами в сфере ИКТ. В мае 2023 г. Российская Федерация представила концепцию, предполагающую в будущем принятие международного договора (Концепции) в сфере информационной безопасности. Его цель состоит в предотвращении конфликтов между государствами.
Для того, чтобы проиллюстрировать каким образом это можно сделать, следует обратиться к еще одной российской инициативе. В июле 2022 г. Россия представила инициативу по созданию реестра контактных пунктов. Она нацелена на то, чтобы установить прямые связи между компетентными ведомствами государств-членов ООН в целях противодействия компьютерным атакам и предотвращения конфликтов. Самое важное, что РГОС является одной из немногих площадок, где решения принимаются консенсусом. Несмотря на непростые политические события, предложение о создании реестра контактных пунктов было поддержано всеми государствами-членами ООН.
В докладе РГОС, распространенном по итогам пятой сессии, содержится призыв к Секретариату ООН создать такой реестр контактных пунктов. По задумке России такой реестр будет механизмом межгосударственного сотрудничества по предотвращению конфликтов в рамках упомянутой ранее Конвенции по международной информационной безопасности.
Россия испытывает постоянное противодействие со стороны США и их союзников, которые пытаются сыграть на эмоциях. Однако Россия стремится парировать эти попытки с опорой на аргументы. Сейчас проходит Кибернеделя в Сингапуре – государство, которое внесено в список недружественных стран Российской Федерации. Тем не менее, то, что нас объединяет с Сингапуром, эта государства выступает в поддержку усилий по линии РГОС, где функции председателя осуществляет представитель Сингапура.
Многие государства-члены ООН обеспокоены намерением западных государств подменить формат РГОС, мандат которого истекает в 2025 г., альтернативными площадками. Этот жест рассматривается как шаг на пути к укреплению гегемонии Запада на основе технологического лидерства. В частности, речь идет о Программе действий, которая декларирует задачу по оказанию помощи развивающимся странам мира в преодолении цифрового разрыва. Однако эта инициатива недостаточно проработано. Она не закрепляет даже порядок принятия решений.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs