Главный украинский вопрос в настоящее время – вопрос о власти. Киев подходит к избирательному циклу – президентские и парламентские выборы. Выстроенная президентом Украины Владимиром Зеленским и соратниками система монобольшинства в Верховной Раде и в целом архитектура его режима должна пройти через испытание выборами. Такого желания у Зеленского нет. Поэтому, как бы странно это не звучало – вопросы войны (поставки оружия, мобилизация и др.) отходят на второй план и становятся средством обеспечения политики Зеленского по сохранению власти.
В выборы Зеленского затягивает две ситуации:
- Провал контрнаступления и сокращение поставок оружия.
- Необходимость имитации демократии на Украине.
По первому пункту – с контрнаступлением все понятно, с поставками оружия – и понятно, и нет. Поставки будут, сомнений нет, однако, от их объема и структуры (снаряды, ПВО, ракеты, самолеты, танки и/или др. типы вооружений) будут зависеть военные возможности ВСУ. Киеву нужны все типы вооружений, но сейчас у Запада или дефицит и намерение перенаправить оружие и боеприпасы Израилю, или неуверенность в перспективе – как с истребителями F-16. Самолеты Украине нужны, по причине того, что парк авиационной техники из советского наследия тает каждый день, а Киеву нужны носители дальнобойных ракет, на которые делается ставка. Но, учитывая превосходство России в воздухе и ПВО, срок жизни американских истребителей будет не больше чем у остатков советской техники. Из танков в Европе остались старые Leopard 1, способные сделать не погоду на поле боя, а только картинку и статистику. Помочь могут американские Abrams, которых у Штатов достаточно, тем более есть явное желание обновить парк, сбросив пользованные танки Украине. Но нет желания делать картинку из горящих Abrams, как это происходит с БМП Bradley и Striker. Тем более, скоро где-нибудь всплывет и статистика результатов «успешного контрнаступления» в разрезе потерь в живой силе и техники, на те самые «17 километров» на которые продвинулись ВСУ.
По второму пункту – имитация демократии. Ситуация украинских выборов развивается на фоне кризиса эффективности института выборов и легитимности. Близятся выборы в США - внутренняя и внешняя политика уже практически полностью подчинены интересам сил, противоборствующим в избирательной кампании.
На этом фоне в мире сформировался корпус президентов (правителей) войны: США – президент Байден, Украина – президент Зеленский, Израиль – премьер Нетаньяху. И каждый из них входит в избирательный цикл, Байден и Зеленский - планово, Нетаньяху по причине политического кризиса. Для каждого из них война, это способ сохранения власти, для Байдена – правильно выбранный курс в отношении израильского и украинского кризисов, для Зеленского и Нетаньяху – использование войны для блокирования выборов. Однако, сценарии везде разные, для Украины может быть выбран вариант перезагрузки, имитации выборов, с целью убрать «президента войны» Зеленского, заигравшегося в контрнаступление оружейного попрошайку, что позволит Западу получить передышку в поставках оружия, а на Украине сместить фокус на выборное противостояние и переформатирование общественного мнения. Кроме того, Зеленский недоговороспособен, согласно своему указу о запрете «вести переговоры с Путиным», поэтому нужен другой президент, который отменит этот указ, либо «забудет» о нем похоронив под новой риторикой.
Если выборы Украине накажут проводить, то для Зеленского исход очевиден, а вот с тем, кого решат избрать вместо него, могут быть варианты. Общественные настроения и стереотипы поведения украинской элиты позволяют смоделировать варианты голосования на президентских выборах. Среди кандидатов, которые могут вступить в реальную политическую борьбу: сам президент Зеленский, главком ВСУ Валерий Залужный, экс-советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович[i]. У последнего уже есть спонсоры, можно в этом быть уверенными потому, что оставшиеся украинские олигархи привыкли ставить на нескольких кандидатов сразу, на всякий случай, чтобы можно было разговаривать с победителем, а также в рамках выборной инженерии, когда один кандидат выдвинут только ради поддержки или атаки на другого, и в обоих случаях цели победить не имеет. Смыслы опубликованной в социальной сети программы Арестовича соответствуют предвыборной программе в виде публикаций в The Economist Залужного.[ii] Однако, в памяти свежа история победы Зеленского, который выиграл выборы на настроениях избирателей и деньгах Коломойского, а Порошенко тогда ни административный ресурс, ни деньги не помогли.
Но сейчас общественные настроения характеризуются явной усталостью украинского общества от войны, что может привести к тому, что избиратели, скорее всего, не будут голосовать за Зеленского, который уже даже не «президент войны», и давно уже не «президент мира», а «президент поражения и смерти», президент украинского «конца истории». Голосовать за Залужного будут те, кто хочет продолжения конфликта и войны, только чтобы контрнаступления были потом, а пока были поставки оружия. Но вспомним об усталости общества в результате процесса бесконечной мобилизации и человеческих потерь. Вот здесь коллективное бессознательное может сыграть свою роль – и люди проголосуют за сладкие речи откровенного манипулятора Арестовича, выбравшего путь погружения общества в сеанс психоанализа и позитивные иллюзии. В результате, Украина может получить в президенты нового клоуна, эволюция которого от «психоаналитика всея Украины» и теолога-иезуита к очередному «джокеру войны» также предопределена. При любом из вариантов Украине определена судьба воевать с Россией – сегодня или завтра, завтра или послезавтра.
Но вернемся к главному фигуранту. Трагедия Зеленского в том, что он до сих пор не уверен и не знает, чего от него захотят и что с ним сделают – отправит ли его «вашингтонский обком» на выборы с неизвестным для него результатом или там готовы закрыть глаза на несостоятельность его легитимности в случае их отмены. В Вашингтоне, похоже, также нет четкого ответа на этот вопрос, они - в процессе и на всякий случай не исключают развития любого сценария. Поэтому вариант отмены выборов на Украине с благословения Запада не менее реален, чем остальные. Не исключено, в Вашингтоне, в зависимости от будущих геополитических обстоятельств, могут пойти на вариант создания «диктатора Зе» по известной формуле, приписываемой Рузвельту, – он «сукин сын», но это наш «сукин сын».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] *Алексей Арестович включен в список террористов и экстремистов. 3 октября 2023 года Арестович был объявлен в розыск МВД РФ.
[ii] https://interaffairs.ru/news/show/43212
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs