В мире множатся кризисы, которые переходят в горячую фазу. Военные действия неизбежно угрожают и экономическим связям, и мировой торговле, а зачастую и политическим режимам. Поэтому, вопрос переговоров, будь то Палестина или Украина, несмотря ни на что, с повестки не снимается. Хотя в отношении России дипломатия либо высокомерно отвергалась США, как было с предложением о гарантиях безопасности со стороны России, либо являлись обманом, как это было с Минскими и Стамбульскими соглашениями. В настоящее время соприкосновение противоборствующих сторон, по информации The Washington Post, осуществляется в следующем режиме и по следующим направлениям: «…Украина и Россия все еще разговаривают. Странам…удается договориться по нескольким ключевым гуманитарным вопросам: обмен военнопленными и телами погибших солдат; пропуск судов из украинских черноморских портов…В некоторых случаях Москва и Киев используют посредников, включая Турцию, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Ватикан и Международный комитет Красного Креста».[i]
Но это не переговоры о мире, это договоренности о взаимодействии в условиях конфликта. В такую ситуацию – невозможности вести переговоры с Россией - Украина была поставлена после указа президента Владимира Зеленского, которым он запретил вести переговоры с Российской Федерацией.[ii] Перефразируя старый анекдот – рука Зеленского, но почерк Белого дома.
Но это еще и означает то, что с Киевом, в настоящее время, вести переговоры бессмысленно – говорить надо с кукловодами в Вашингтоне. И переговоры эти в нынешних условиях также не могут быть публичными – заявления и действия противостоящих сторон делают это невозможным.
Тем не менее, в западной прессе опубликованы ряд знаковых материалов, появление которых имеет связь, если не прямую, то обусловленную подготовкой косвенной аргументации для дипломатического выхода из украинского кризиса.
Бывший канцлер Германии Герхард Шредер дал интервью газете Berliner Zeitung. Экс-канцлер сказал об упущенных возможностях переговоров о мире, некоторых условиях мира и ключевых игроках той ситуации: «Единственные, кто мог бы урегулировать войну по отношению к Украине, - это американцы. На мирных переговорах в марте 2022 года в Стамбуле (…) украинцы не согласились на мир, потому что им не разрешили. Им пришлось сначала спросить американцев обо всем, о чем они говорили. (…) В качестве компромисса в отношении гарантий безопасности Украине была предложена австрийская модель (…)», - сказал Шредер. (В 1955 году страны-победительницы во Второй мировой войне заключили договор о том, что Австрия не будет входить в военные блоки, и ни одна страна не будет иметь на ее территории вооруженных сил – прим.ред.)».[iii]
Далее, появляется имя украинского политика. По словам Шредера участвовавший в переговорах Рустем Умеров проявил готовность договариваться по другим пунктам (Стамбульских соглашений – Д.Б.): «Он также сказал, что Украина не хочет членства в НАТО, что Украина хочет вновь ввести русский язык в Донбасс. Но в итоге ничего не произошло. У меня сложилось впечатление: ничего не могло случиться, потому что все остальное решалось в Вашингтоне. Это было фатально…».
Шредер фиксирует роль Умерова, как переговорщика, близкого к Зеленскому и подчиненного воле Вашингтона. А воля Вашингтона, по его словам, такова: «Я считаю, что американцы не хотели компромисса между Украиной и Россией. Американцы считают, что русских можно сдерживать. Теперь дело дошло до того, что два игрока, Китай и Россия, которые ограничены США, объединяются. Американцы считают, что они достаточно сильны, чтобы держать в страхе как одну, так и другую сторону. По моему скромному мнению, это заблуждение».[iv]
Шредер дает мастер-класс суверенной политики и показывает альтернативу теперешней политике ЕС: «Возьмем Ирак. Все сомневались, не разрушит ли НЕТ войне в Ираке дружбу с Америкой. В конце концов, надо сказать: да или нет. Я сказал НЕТ. (…) Я не знаю, что было бы сегодня в российско-украинском конфликте, если бы Жак Ширак был жив. На самом деле, Шольц и Макрон должны были бы выступить за мирный процесс на Украине, потому что это не только американский, но, прежде всего, европейский вопрос. Они должны спросить: что мы можем сделать, чтобы прекратить противостояние? Сегодня люди спрашивают только: что мы можем сделать, чтобы поставить больше оружия?»[v]
Европейцев надо успокоить и объяснить им диспозицию, и исходные данные, считает он. «Чего хотят русские? Статус-кво в Донбассе и Крыму. Ничего больше… В то же время мне ясно, что Россия чувствует угрозу. Посмотрите: Турция - член НАТО. Там есть ракеты, которые могут достичь Москвы напрямую. США хотели довести НАТО до западной границы России, например, с Украиной в качестве нового члена. Все это ощущалось русскими как угроза. В этом есть и иррациональные аспекты. Я не буду этого отрицать. Русские отреагировали на все это, смешав оба фактора: страх и оборону на опережение. Вот почему никто в Польше, в странах Балтии и уж тем более в Германии - а это, между прочим, все члены НАТО - не должен думать, что им угрожает опасность. Русские не начнут войну ни с одним членом НАТО».[vi]
Бояться русских не надо говорит Шредер, но стоит понимать, чего Россия не потерпит: «Независимо от того, кто находится у власти, в России существует убеждение, что Запад хочет расширяться вместе с НАТО, причем именно на постсоветское пространство. Ключевые слова: Грузия и Украина. Никто во главе России этого не допустит. Этот анализ опасности может быть эмоциональным, но в России он реален. Запад должен это понимать и соответственно идти на компромиссы, иначе мир будет труднодостижим».[vii]
Экс-канцлер разъясняет нынешнюю ситуацию, в которой свои интересы отстаивают Россия, США и Китай, а европейцы подчиняют свои интересы американским, в ущерб своим интересам, в частности, экономическим: «Германия заинтересована в том, чтобы поддерживать экономические и политические отношения с Россией, даже если это трудно. У нас так со многими государствами: с Китаем, с Турцией. Если политика сводится к эмоциональному, как это делают «зеленые» и Анналена Бербок, то это неправильно.
Западный порядок шатается. Разве не так? Сейчас американцы понимающе говорят: «Пожалуйста, Германия, никакого сотрудничества с Китаем и Россией. Мы обеспечим вам безопасность! Так что, пожалуйста, держите дистанцию».
Нет, это не так. Экономические отношения с китайцами для американцев гораздо важнее, чем с нами, да и с Россией, кстати, тоже. В России до сих пор работает много американских компаний. Это совершенно не беспокоит американское правительство. (…) А экономика есть экономика. Это мы политически исполняем то, что хотят американцы. Но сами американцы этого не делают».[viii]
В интервью Герхарда Шрёдера много интересно. Много намеков, имена есть, и все это должны правильно прочитать разные адресаты, это им послания. И, думаю, послания эти не только от экс-канцлера.
На интервью Шредера ответили статьей в The Washington Post[ix] - «Украинские шпионы, имеющие глубокие связи с ЦРУ, ведут теневую войну против России». Ответили условно, но мы, на мой взгляд, имеем возможность наблюдать некий диалог между игроками мировой политики.
Статья в The Washington Post - о том, как американцы руководили украинскими спецслужбами, готовили украинцев к операциям внутри России на протяжении почти десяти лет:
- С целью организации и проведения операций против России, в СБУ с 2014 года были созданы два отдельных управления, первое из которых полностью курировалось ЦРУ, а второе - британской МI6. Целью было построить на их базе новые структуры, где не будет «российских агентов», которых было много в «старой» СБУ.
- C 2015 года ЦРУ полностью взяло «под крыло» Главное управление разведки (ГУР) Украины, были построены новые здания и тренировочные базы. По этим объектам россияне и нанесли ракетные удары с началом СВО. В Москве, значит, о них знали, а американцы потратили на эту инфраструктуру десятки миллионов долларов.
- ЦРУ продолжает и сейчас курировать украинские спецслужбы. Сотрудники американской разведки базируются в Киеве, собранные украинцами данные уходят в США.
- Благодаря американскому шпионскому оборудованию Киев после начала СВО знал о местонахождении ряда российских генералов на фронте и нанес по ним удары.
- США не участвовали в операциях СБУ против Крымского моста, но «знали заблаговременно» об их проведении.
- ЦРУ помогало в разработке морских дронов, которыми Украина атаковала мост и бьет по российским кораблям.
- Удар беспилотников по Кремлю осуществлялся ГУР. Атака была комбинированной: как с территории Украины, так и изнутри РФ, где местные агенты разведки собрали беспилотники из китайских запчастей, купленных в интернете.
- СБУ ответственна за убийство Дарьи Дугиной.
- Все операции на территории РФ, включая убийства, производились только после личного одобрения Владимира Зеленского.
- США дистанцировались от операций Украины за пределами границ 1991 года и не участвовали в них, а Киев зачастую не ставил Вашингтон в известность об их подготовке и осуществлении.
В связи с последним отмечается, что США обеспокоены такими операциями украинских спецслужб, хотя при этом не прекращают их поддержку и опасаются, что, если подобная активность усилится и перейдет на территорию третьих стран, это может «вызвать разногласия с партнерами и привести к серьезному противоречию с такими более широкими стратегическими целями Украины».[x]
Статья в The Washington Post, если ей верить, свидетельствует - несмотря на действия украинцев (диверсии, теракты, покушения) США не прекращали поддержки Киева. Все они связаны с помощью американцев (тренировки и технологии), но сами «успехи» - теракты и убийства – это, якобы, решения и «художества» украинских спецслужб, санкционированные Зеленским, но американцев при этом, опять же – якобы, даже в известность не ставили. Таким образом, Штаты как бы фиксируют ситуацию, когда вся ответственность и за попытку подрыва Крымского моста, и за убийство Дугиной – на Киеве, как и за любые действия украинцев на российской территории. Можно с определенной уверенностью предполагать, что статья – свидетельство раскола внутри администрации и политикума США, что и проявилось в намерении дискредитировать Киев, а заодно «отмазать» ЦРУ.
На будущее, если возникнет ситуация, когда нужно будет выходить на переговоры, неизбежно потребуются публичные аргументы. На мой взгляд, именно по этой причине мы наблюдаем наполнение информационного пространства, пока на перспективу, аргументами разных оттенков, обосновывающими возможный переговорный вариант выхода из украинского кризиса. Самым радикальным решением по выходу из кризиса со стороны США будет сдача администрации Зеленского.
При этом в США происходят события и раздаются голоса в пользу выхода на переговоры в украинском кризисе:
- Кризис в конгрессе разрешился избранием спикера республиканца и трамписта Майка Джонсона, выступавшего против помощи Украине. В мае он заявлял, что внешняя политика не может превалировать над внутренними проблемами Америки.[xi]
- Бизнесмен Вивек Рамасвами, претендующий на выдвижение кандидатом в президенты США от Республиканской партии, заявил, что Вашингтону следует стремиться к скорейшему урегулированию конфликта на Украине, которое предусматривало бы переход русскоговорящих регионов в состав России, а также твердый отказ НАТО от приема в свои ряды Украины. Он также отметил, что США, продолжая «дальнейшее участие в ситуации на Украине в военной сфере», подталкивают Москву и Пекин к укреплению отношений. При этом он подчеркнул, что американской стороне не следует автоматически заключать, что «Украина — это добро».[xii]
- Илон Маск, владеющий компаниями Tesla и SpaceX, заявил, что западным странам следует прекратить бессмысленно жертвовать украинцами в конфликте с Россией, добиться мирного решения конфликта и восстановить нормальные отношения с Москвой: «То, что происходит [на Украине] на самом деле - это принесение в жертву большого числа украинской молодежи в окопах, по сути, без территориальных завоеваний». Маск отметил, что затягивание конфликта между Россией и Украиной несет для США еще и цивилизационные риски, увеличивая опасность начала третьей мировой войны.[xiii]
Ответ России на этот непрямой диалог в информационном и дипломатическом пространстве следующий: «Легендарный министр иностранных дел СССР Громыко не раз отмечал: «Лучше десять лет переговоров, чем один день войны». Россия придерживается этого принципа и не отказывается от переговоров. Об этом многократно говорил президент РФ Владимир Путин. При этом хочу напомнить, что президент Украины Зеленский подписал декларацию, запрещающую вести переговоры с правительством Путина. Если США так заинтересованы в мирном урегулировании конфликта, то, думаю, им не составит труда дать команду отменить этот декрет».[xiv]
Подчеркивая влияние Вашингтона на Киев, Россия, тем не менее, готова говорить с украинским руководством. Такая позиция России не менялась никогда, Москва никогда от дипломатии не отказывалась - вспомним Минские и Стамбульские соглашения. И вот теперь, как мне кажется, появляются первые признаки того, что переговоры, как модель урегулирования конфликта, на Западе не исключаются. Не будем преувеличивать эту перспективу, но в атмосфере международных отношений проявляются намеки не только на усталость, но и на такую возможность. И главное здесь, что после санкций, угроз, милитаризации Украины и намерений «нанести России поражение на поле боя» - вопреки всем усилиям и заявлениям Запада - рождается новый миропорядок. Киев и его патроны вынуждены признавать новые реалии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.washingtonpost.com/world/2023/10/24/ukraine-russia-backchannel-talks-war/
[ii] https://www.rbc.ru/politics/04/10/2022/633bee039a794795c88ec84f
[iii] https://interaffairs.ru/news/show/42831
[iv] https://t.me/briefsmi/12860
[v] https://t.me/briefsmi/12861
[vi] https://t.me/briefsmi/12863
[vii] https://t.me/briefsmi/12864
[viii] https://t.me/briefsmi/12865
[ix] https://www.washingtonpost.com/world/2023/10/23/ukraine-cia-shadow-war-russia/
[x]https://ctrana.news/news/448730-kak-tsru-desjat-let-obuchalo-sbu-i-hur-dejstvovat-protiv-rossii.html
[xi] https://dzen.ru/a/ZTlaqh4YtHUGDmIs
[xii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19106715
[xiii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19102929
[xiv] https://interaffairs.ru/news/show/42327
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs