Политические прогнозы в Германии чаще всего сбываются. Лишним подтверждением тому стали прошедшие 8 октября выборы в земельные парламенты Баварии и Гессена – двух ключевых регионов, на которые приходится почти треть экономического производства страны. По крайней мере, уже более, чем за месяц до выборов, было ясно, что там правящему трёхпартийному «светофору» в главе с канцлером Олафом Шольцем светят мрачные перспективы - по данным всех массовых опросов, недовольный федеральным правительством избиратель собирался апеллировать к оппозиции. Так и случилось.
И в Баварии, и в Гессене бюргеры ожидаемо отдали предпочтение главным оппонентам кабинета Шольца – консерваторам. Победителями стали соответственно христианские социалисты (ХСС-37%) и христианские демократы (ХДС-34,5%). Хотя роста симпатий, в сравнении с прошлыми выборами 2018 года, они не выявили, есть даже некоторые потери. Но вот масштабы политического поражения партий «светофора» в обоих регионах настолько превзошли ожидания, что немецкая пресса сразу заговорила о «пощёчине коалиции» и даже «катастрофе». Прежде всего, для СДПГ, у которой оказался исторический минимум голосов. Хотя СДПГ никогда не была сильна в Баварии, но теперь у партии канцлера там всего лишь пятое место (8,5%), а в Гессене, бывавшим не раз в прошлом успешным регионом для социал-демократов, – третье. Сейчас СДПГ получила там наихудший результат в своей истории – 15,1%. Причём, с весьма болезненными потерями (минус 4,7%, по сравнению с 2018 годом). Не спасло даже то, что на выборы в гессенский ландтаг партию канцлера лично вела Нэнси Фезер, действующий федеральный министр внутренних дел Германии, которая, по собственному признанию, надеялась возглавить земельное правительство. И вот - такой провал… Впрочем, сама Фезер особо ничего не потеряла, осталась, как говорится, «при своих». Министерский портфель по-прежнему у неё.
Схожая ситуация с потерей голосов и у двух других партий «светофора» – «зелёных» и свободных демократов. СвДП вообще не прошла в баварский парламент и едва-едва смогла проскочить в ландтаг Гессена со своими 5 процентами. «Зелёные» же в обоих случаях потеряли, но в ландтаги всё-таки вошли. В Баварии у них – 14,4%, в Гессене -14,8%.
Итак, консерваторы на коне, обескураженные неудачники из правящего «светофора» в унынии, а что другие? Самые большие неудачи в рядах оппозиции у «Левой партии» - она едва набрала 3,1% в Гессене, ещё меньше в Баварии и в итоге не попала ни в один ландтаг. Похоже, «левые» постепенно сходят с федерального политического поля. А вот в рядах правой оппозиции всё наоборот. Как увидела вся страна, больше всего в эти дни ликуют евроскептики из правой «Альтернативы для Германии» - ведь они отныне вторые в Гессене (18,4%) и третьи в Баварии (14,6%), где хоть и на совсем немного, но всё же потеснили поборников «зелёной» повестки.
Для АдГ, слывшей до недавнего времени чисто восточногерманским феноменом, это настоящий прорыв, доказывающий, что правая партия может успешно играть и на непривычном для неё прежде политическом поле западных регионов. Причём, с лозунгами, идущими вразрез с нынешним германским мейнстримом - против централизованной политики ЕС, против поставок оружия Украине и за нормализацию отношений с Россией. «АдГ уже больше не является протестной партией, за неё всё больше и больше голосуют по убеждению», - констатирует федеральный телеканал ARD. «Выборы в Гессене и Баварии, вероятно, станут важной вехой для правой партии, - считает Spiegel. - Год назад казалось, что АдГ трансформируется в партию востока Германии, а на западе может уйти в небытие. В Шлезвиг-Гольштейне она даже вылетела из парламента в мае 2022 года. Но выборы в Баварии и Гессене показали, что АдГ может конвертировать свои высокие рейтинги в высокие результаты выборов на западе страны». «АдГ - не восточногерманская проблема, - заявила в воскресенье комментатор второго федерального телеканала ZDF Беттина Шаустен. - Германия целиком сдвинулась в этот вечер вправо».
Не исключено, что на нынешних высоких цифрах «Альтернативы», прежде всего в Баварии, сказалась и фактически детективная история, приключившаяся с лидером партии Тино Хруппалой. Приехав на предвыборный митинг в Ингольштадт, один из центров баварского автопрома, политик внезапно почувствовал себя плохо и был срочно госпитализирован с признаками похожими на отравление. При осмотре на плече Хруппалы был обнаружен точечный след, похожий на укол, что дало АдГ повод говорить о попытке покушения на его жизнь. Шумиха была на всю Германию! Однако, как впоследствии сообщил телеканал ZDF, первичная токсикологическая экспертиза так и не выявила в организме политика отравляющих веществ. Лидер АдГ вскоре покинул клинику, но расследование истории продолжается. Тем временем все голосования уже позади, и «Альтернатива» на них ощутимо прирастила свой прежний результат.
Хотя нынешние выборы прошли на региональном уровне, нет сомнений, что на их результатах решающим образом сказалась не столько предшествовавшая региональная, сколько общефедеральная политика. За два года нахождения у власти коалиции СДПГ, «зелёных» и свободных демократов немецкий избиратель заметно разочаровался в её способностях решать насущные проблемы Германии, будь то слабеющая экономика, инфляция и общее удорожание жизни, миграционный кризис или обострение внешнеполитической повестки. Раздражают немцев и постоянные распри внутри «светофора», а также генерируемые правительством всевозможные бюрократические предписания и ограничения, вплоть до способов отопления личных домохозяйств. Как отмечалось в прессе, «немецкое общество стало напоминать воспитательное учреждение, обитателей которого учат, на какой машине им ездить, каким отоплением пользоваться, как корректно говорить».
Надо сказать, что тревожных сигналов о недовольстве граждан официальному Берлину было предостаточно. Ещё в канун осени социологический институт YouGov, проводивший опрос по заказу информагентства dpa, опубликовал результаты, просто убийственные для кабинета Шольца. Тогда 73% опрошенных выразили неудовлетворенность его работой, и только 18% были готовы поверить в возможность переизбрания этой коалиции на очередных федеральных выборах в 2025 году.
Нынешние итоги выборов в ландтаги – это не просто тревожный сигнал Берлину, а скорее уже настоящий набат. По мнению ряда экспертов, на этот раз самым мощным триггером критических настроений немецких избирателей стал миграционный кризис. Так, таблоид «Бильд» на утро после голосования написал: «Миграция предопределила выборы». Такого же мнения и «Франкфуртер альгемайне цайтунг» (FAZ): «Канцлер СДПГ Шольц не может игнорировать это, он должен сделать миграцию своей темой. И пока что время для перемен ещё не упущено». В Германии не раз проводились опросы, согласно которым жители страны со скепсисом относятся к действующей практике приёма беженцев. А в канун выборов многие партии даже обозначали свою позицию по миграционной политике, как в Гессене, с призывами усилить контроль за притоком мигрантов и ускорить процесс депортации нелегалов.
И консерваторы ХДС/ХСС, и «Альтернатива» активно обещали избирателям навести здесь порядок и добиться ужесточения государственной миграционной политики. Глава Баварии и лидер ХСС Маркус Зёдер, выступая на победном митинге по итогам голосования, прямо заявил: «Для меня совершенно очевидно, что нам нужны изменения в миграционной политике Германии, и эти перемены придут из Баварии. Мы сделаем всё возможное, чтобы действовать разумно».
Примечательно, что в Баварии всё громче заявляет о себе ещё один политический игрок - правоцентристская партия «Свободные избиратели» (Freie Wähler), которая на выборах стала второй, получив 15,8 процентов голосов. Это плюс 4% к результатам 2018 года. Партию многие называют «плотью от плоти ХСС», и она в целом следует в русле политики своего старшего партнера. «Свободные избиратели» появились в политическом поле Баварии в 2009 году как партия, выступающая за укрепление местного самоуправления и большую финансовую самостоятельность и независимость муниципалитетов. Но амбиции «Свободных избирателей» с той поры выросли, и она уже пытается укрепиться на федеральном уровне. Так, выдвинувшись помимо Баварии на выборах в Гессене, партия надеялась преодолеть 5-процентный барьер и обосноваться там в ландтаге. И, по предварительным опросам, была близка к такой возможности. Но реально набрала в Гессене только 3,5%. Но всё впереди, считают в партии. «Свободные избиратели» входят также в Европейскую демократическую партию (EDP) и представлены в Европарламенте.
До нынешнего голосования «Свободные избиратели» были коалиционным партнёром правительства Маркуса Зёдера и в его кабинете имели несколько министерских портфелей, а лидер партии Хуберт Айвангер является вице-премьером Баварии. Вероятнее всего, этот тандем сохранится. Пока же, как отмечает баварское издание Merkur, партия «Свободных избирателей» не оставляет планов стать новой народной партией, выйти за пределы Баварии и бороться в будущем за места и в Берлине, и в Бранденбурге, а затем и в бундестаге.
Итак, 8 октября каждый четвёртый избиратель Германии уже проголосовал за свой ландтаг. Итоги выборов показали фактический отказ большинства этих немцев в доверии политике коалиционного кабинета Шольца. В обоих ландтагах АдГ будет крупнейшей оппозиционной партией с соответствующим правом первой отвечать на правительственные заявления премьер-министра, возможностью дольше выступать на пленарных заседаниях и занимать большее число постов председателей парламентских комитетов.
В сентябре 2024 года в Германии пройдут выборы сразу в трёх федеральных землях на востоке – Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге. Что принесут они? Возможно, новый триумф АдГ? А может, и немало других сюрпризов, и выведут на политическое поле Германии новых активных игроков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs